Русская линия
ОВЦС МПСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)22.01.2004 

Впервые Церковь осуществляет свое служение нестесненно и свободно
Святейший Патриарх Алексий встретился с группой влиятельных британских журналистов, знакомящихся с религиозной жизнью России

20 января 2004 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Предстоятель Русской Православной Церкви принял группу английских журналистов, пишущих на религиозные темы и представляющих ведущие средства массовой информации Великобритании.

Во встрече со Святейшим Патриархом Алексием приняли участие корреспондент газеты «Таймс» Грег Уотс, старший редактор газеты «Индепендент» Пол Валлели, корреспондент газеты «Санди Телеграф» Саймон Брук, корреспондент агентства «Медиа Стратеджи» Ребекка Роди.

Приветствуя британских журналистов, Его Святейшество Патриарх Алексий отметил возрастающую роль средств массовой информации в современном мире, имея в виду их огромные возможности для объективного изложения различных точек зрения, преодоления предубеждений и взаимного непонимания, содействия сближению народов.

Английские журналисты, со своей стороны, рассказали о посещении ими храмов и монастырей не только в столице, но и в российской глубинке. Они особо отметили впечатляющее стечение паломников в места пребывания чтимых христианских святынь, повсеместное и теплое молитвенное иконопочитание, иные зримые свидетельства укорененности православной традиции в народной жизни. Незабываемым для гостей стало присутствие за православным богослужением в день празднования Святого Богоявления и последующее участие в «хождении на Иордань», когда совершается Великое освящение источников вод. Один из англичан даже присоединился к тем православным, которые по традиции совершили на реке погружение в благодатную крещенскую купель.

Отвечая на вопрос одного из участников встречи о возможности передачи в Россию Казанской иконы Божией Матери и об условиях возвращения этого образа, ныне пребывающего в Ватикане, Святейший Патриарх отметил:

«1 апреля 2003 года авторитетная комиссия, состоявшая из специалистов министерства культуры России и экспертов Ватикана, исследовав Казанскую икону Божией Матери, пребывающую в домовом храме Папы Римского, пришла к единодушному заключению: данный иконописный образ является одним из многих списков XVIII века, выполненным провинциальным иконописцем по образцу конца XVII — начала XVIII веков.

Ни по своему размеру, ни по характеру живописи эта икона не может быть отождествлена с исторически известным, чудотворным и намоленным образом, явленным в Казани в 1579 году. Практически в каждом православном храме обязательно присутствует список этой чтимой народом Божиим иконы. Икона, хранящаяся в Ватикане, принадлежит к этому ряду, и ничего сенсационного в данном обстоятельстве нет.

Ныне в Отечество возвращается многое из нашего духовного и культурного достояния, что было в годы лихолетья вывезено или продано за рубеж. Мы благодарны таможенным и иным заинтересованным органам России и других стран за содействие в восстановлении исторической справедливости в отношении национальных русских святынь. Надеемся, что и эта Казанская икона Божией Матери в свой час будет принесена на Родину.

Однако не следует указанное событие ставить в прямую зависимость от визита в Россию Папы Римского. Это вопросы, лежащие в различных, непересекающихся плоскостях, — процесс обретение православными верующими современной России отеческого духовного наследия и ход православно-католического диалога».

Православно-католический диалог переживает не лучшие времена, — констатировал Предстоятель Русской Церкви.

«Причины сегодняшнего весьма скромного уровня отношений между официальным Ватиканом и Московским Патриархатом известны: это политика прозелитизма в России и других странах СНГ, осуществляемая католическими миссионерскими орденами и направленная на обращение в католицизм крещенных в Православии и принадлежащих к православной культурно-исторической традиции людей. Особенно недопустимо это в отношении детей, находящихся в создаваемых миссионерами приютах, а также наших обездоленных сограждан, вынужденных обращаться к католикам за получением социальной помощи.

Остается нерешенной и другая проблема, омрачающая наши отношения с Ватиканом, ибо до сих пор не залечены раны греко-католического гонения на православных в западных областях Украины. Сотни тысяч верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата во Львовской, Иваново-Франковской и Тернопольской областях продолжают оставаться в ситуации униженного и гонимого религиозного меньшинства. Известно, что Греко-католическая церковь была запрещена Сталиным в послевоенный период. Часть униатов перешла в Православие, друга часть осталась греко-католиками, при этом и те и другие духовно окормлялись в православных храмах. Даже нынешние греко-католические священники в свое время получали духовное образование семинариях и академиях Русской Православной Церкви. Когда на пространстве бывшего СССР настало время истинной религиозной свободы, мы ожидали что Рим не на словах, а на деле явит свою верность принципу отношения к Православию как к Церкви-Сестре, провозглашенному Вторым Ватиканским собором. Однако именно в этот период на Западе Украины на волне дикого национализма началась широкая кампания по изгнанию униатами православных верующих из храмов, избиения православных священников, осквернения православных святынь. Понять и принять в конце двадцатого века подобную нетерпимость, достойную самых мрачных периодов средневековья, мы не можем.

За истекшие с той поры годы не сделано ничего для того, чтобы уврачевать эту нетерпимую ситуацию, предоставив гонимым чадам нашей Церкви равные со всеми другими людьми другими права. И хотя Русская Православная Церковь остается открытой для диалога и конструктивного решения этих тяжелых проблем, со стороны Ватикана не было сделано ни одного шага нам навстречу. Напротив, греко-католики идут еще дальше, планируя перенос своей архиепископской кафедры из Львова в Киев и добиваясь от Рима провозглашения униатского патриархата на Украине.

Вы спрашиваете, не могла бы личная встреча Предстоятелей Русской Православной и Римско-католической Церквей дать долгожданный импульс процессу нормализации двусторонних отношений. Такая встреча уже один раз планировалась и должна была состояться в 1997 году в Граце (Австрия). Однако в канун ее Папа Римский собственноручно вычеркнул из текста будущей совместной декларации пункт об осуждении униатства как пути, не ведущего к достижению христианского единства. Между тем ранее эта принципиальная позиция была согласована в ходе всеправославно-католического диалога во Фрайзинге (1990 год) и в Баламанде (1993 год). Таким образом, однажды мы уже пытались вступить в прямой диалог с Папой.

Следует хорошо понимать, что Предстоятель Русской Церкви в подобных контактах олицетворяет всю Полноту церковную. И потому ситуация, при которой встреча с Папой под объективами сотен кино- и фотокамер состоялась бы, а добрых и ощутимых плодов не принесла, для нас неприемлема. Такой встрече должны предшествовать конкретные шаги, свидетельствующие о намерениях католической стороны.

Председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер поддерживает рабочие контакты с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. В ходе этих контактов нам не раз удавалось достигнуть принципиального согласия по весьма серьезной проблематике. Однако впоследствии Ватикан считал возможным своими действиями дезавуировать такие договоренности. Так было, например, в случае, когда Ватикан, уже приняв соответствующее решение, в последний момент поставил нас перед фактом учреждения своих новых церковных структур в России, хотя ранее соглашался уведомлять о подобных намерениях заблаговременно.

Наряду с этим у Русской Церкви сохраняются традиционно добрые отношения с отдельными католическими епархиями, монастырями, научными и учебными центрами, библиотеками, благотворительными фондами. В бытность мою Президентом Конференции Европейских Церквей в 60-е — 80-е годы мне довелось взаимоуважительно и достаточно плодотворно общаться с влиятельными кардиналами Эчегераем, Мартини, Хьюмом. Поэтому появляющиеся порой в западной прессе подозрения Священноначалия нашей Церкви в антикатолической предвзятости вряд ли справедливы. Наше глубокое убеждение состоит в том, что общий фон православно-католических отношений может серьезно улучшиться при наличии доброй воли со стороны Ватикана. Однако нынешняя ситуация не дает оснований даже для осторожного оптимизма. Мы ожидаем добрых знаков и конкретных шагов, но их нет. Католический прозелитизм на канонической территории нашей Церкви отнюдь не идет на спад, конфликт между греко-католиками и православными не только не преодолен, но расширяет свои пределы, грозя новым обострением этой нерешенной проблемы, ибо униатская экспансия начала распространяться на Восток и Юг страны.

После того, как руководство Римско-католической Церкви приняло односторонне решение о повышении уровня своего церковного представительства в России, об образовании новых католических епархий на территории нашей страны и о провозглашении ее „церковной провинцией“ Ватикана, наши отношения с главой российских католиков, естественно, пострадали. В то же время могу свидетельствовать, что архиепископ Антонио Меннини, представитель Святого Престола в Российской Федерации, будучи главой официальной дипломатической миссии Государства Ватикан, присутствовал на Рождественском богослужении, которое я по милости Божией совершил в Храме Христа Спасителя».

Отвечая на вопрос о присутствии Православия в духовно-нравственной жизни страны, Святейший Патриарх Алексий подчеркнул:

«Ныне народ России проходит путь освобождения от трудного наследия государственного атеизма. Люди возвращаются к своим корням, к истокам своего исторического существования на родной земле. В 1988 году, когда мы праздновали 1000-летие Крещения Руси, — а это было во времена советской власти, — наша Церковь имела около 7 тысяч храмов и 21 монастырь. Ныне у нас более 24 тысяч приходов и 638 монастырей. Было 3 Духовные семинарии и 2 Духовные академии, теперь их стало соответственно 33 и 5, плюс богословский институт, 2 богословских университета, 14 пастырских курсов:

Русская Церковь возобновила свое социальное служение на благо общества и человека после того, как в продолжение долгих десятилетий любая благотворительная деятельность ей запрещалась атеистическим государством. Ныне Церковь по мере своих возможностей воссоздает сеть детских приютов, домов престарелых, больниц для бедных. Наши образовательная и просветительская программы начались с создания воскресных школ для детей и взрослых при храмах, православных гимназий и лицеев, детских садов. Наш долг перед будущим России — привить молодому поколению любовь к отечественной истории, к национально-духовной традиции, к родной культуре. Ибо мы не считаем, что живем в постхристианскую эпоху. Напротив, в России и других странах СНГ мы являемся свидетелями мощного и животворного процесса христианского обновления жизни, возвращения огромных масс людей к христианским ценностям. За спиной новой России, вступившей в новый век и в новое тысячелетие, — тысяча лет Святой Руси».

Касаясь вопроса о развитии отношений с Англиканским сообществом в связи с рукоположением женщин и гомосексуалистов, Его Святейшество отметил:

«Нет никаких оснований утверждать, что все члены Англиканской Церкви являются поборниками означенных тенденций в ее ограде. Могу сказать, что совсем недавно епископ Гибралтарской епархии в Европе Джеффри Роуан, окормляющий англиканские приходы в Москве и Санкт-Петербурге, с которым мне довелось беседовать за православной рождественской трапезой, выразил полную поддержку принципиальной позиции Русской Церкви в отношении упоминавшихся рукоположений. Со своей стороны, я говорил Архиепископу Кентерберийскому Джорджу Керри, бывшему Предстоятелем Англиканской Церкви с 1991 по 2002 год, о том, что православно-англиканский диалог, который мы до сих пор поддерживали, может осложниться в силу названных причин.

При всем уважении к женскому началу в жизни человечества, христиане не вправе отвергать древнюю традицию рукоположения. Точно также христианину невозможно принять переписанную в Германии Библию, в тексте которой грамматический мужской род повсеместно заменен средним. Долг христианина — оставаться верным переданному ему предшествующими поколениями великому наследию, а не приспосабливать его к потребностям секулярного мира. Отказ от упоминания христианских, а также древнеримских и древнегреческих корней европейской культуры в будущей Конституции Евросоюза есть сознательное забвение своей истории в угоду идеологическим задачам. Ни у Запада, ни у России не будет будущего, если они добровольно отрекутся от своих корней, от своей истории.

Это хорошо понимают духовные лидеры европейских держав. О значении, придаваемом ими сохранению христианской культуры в новых исторических реалиях, может свидетельствовать, в частности, недавнее паломничество в Саров и Дивеево нынешнего Архиепископа Кентерберийского Роуана Вильямса, специально прибывшего в Россию для участия в торжествах по случаю столетия канонизации преподобного Серафима Саровского и молитвенного поклонения в местах подвига прославленного угодника Божия».

Отвечая на вопрос, была ли политическим актом канонизация мученически погибших последнего Императора Российского и членов Августейшей фамилии, Святейший Патриарх Алексий сказал:

«В акте канонизации Церковь свидетельствует о святости не того или иного принципа государственного устроения и не той или иной сословной, профессиональной, национальной или какой-то другой принадлежности человека, но о подвиге его жизни и смерти во Христе Иисусе. Государь Николай II и члены его семейства прославлены Церковью в лике святых как страстотерпцы. Акт их канонизации был единодушно совершен Юбилейным Архиерейским Собором нашей Церкви в 2000 году, однако еще за несколько лет до этого события подобного абсолютного единодушия в епископате не было. Полагаю, что в данном случае сыграло свою роль широкое молитвенное почитание в православном народе Царственных страстотерпцев, а это есть одно из необходимейших условий канонизации.

В ХХ веке Русское Православие претерпело жесточайшие гонения, каких не знала христианская история. Западному человеку невозможно вообразить себе всю меру страданий, через горнило которых прошла наша церковь. Огромное число епископов, клириков и мирян составило великий сонм новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за свою верность Христу. Ежегодно в мае я совершаю Божественную литургию и заупокойную литию под открытым небом в ближнем Подмосковье, в месте, называемом Бутовским полигоном. Здесь подверглись массовым казням и приняли мученическую кончину десятки тысяч русских людей, как поименно прославленных Церковью, так и неведомых нам, но известных Богу. Это зловещее место, где ежедневно на протяжении нескольких лет совершался подвиг веры, — одна из многих русских голгоф, которые были уготованы ненавистниками Христовыми служителям и верным чадам нашей Церкви. Во всех радостях и испытаниях, выпадавших на долю России, Русская Церковь всегда оставалась со своим народом. Так было, так есть и так будет».

Затронув в завершение встречи тему взаимоотношений Церкви и государства в России, Его Святейшество подчеркнул:

«Впервые Церковь осуществляет свое служение нестесненно и свободно. В разные исторические эпохи существовали различные модели церковно-государственных отношений. До революции Церковь была встроена в систему государственной власти, что обернулось для нее суровыми испытаниями после упразднения монархии в России. В советскую эпоху Церковь была конституционно отделена от государства, однако это не препятствовало последнему грубо и систематически вмешиваться в вопросы ее внутреннего устроения и даже в сакраментальную жизнь, подвергать необоснованным репрессиям и гонениям ее Священноначалие, клир и паству. В новой России Церковь также отделена от государства, но это обстоятельство не ставит под сомнение необходимость их взаимоуважительного и конструктивного диалога при соблюдении принципа невмешательства в сферы сугубой ответственности друг друга, а также соработничества в социальной сфере на благо человека, семьи, общества. Я свидетельствую об этом с полной ответственностью и удовлетворением.

В 1997 году был образован Межрелигиозный совет России, в который входят представители традиционных вероисповеданий нашей страны: православия, ислама, иудаизма, буддизма. Деятельность этого чрезвычайно важного для такой страны, как Россия, органа направлена на поддержание межрелигиозного мира и развитие сотрудничества между народами, населяющими наше общее Отечество.

Русская Церковь также выступает с миротворческими инициативами на всем постсоветском пространстве, содействуя в меру своих возможностей прекращению кровопролития в местах локальных конфликтов, установлению климата взаимопонимания и доверия между враждующими сторонами. Так, весьма благотворное влияние на ситуацию в Кавказском регионе оказывают регулярные трехсторонние встречи духовных лидеров Азербайджана, Армении и России. На последней такой встрече, традиционно проходившей в Москве, к нам присоединился Предстоятель Грузинской Православной Церкви.

Несмотря на неизбежные трудности и нестроения, сопровождающие всякое дело рук человеческих, Русская Церковь и миллионы ее прихожан с верой и молитвой трудятся во имя лучшего будущего для своего народа, своей страны, своих детей».

Во встрече Святейшего Патриарха Алексия с британскими журналистами приняли участие Председатель Правления РИА «Новости» С.В.Миронюк, советник Председателя Правления РИА «Новости» А.А.Золотов, редактор-консультант РИА «Новости» Д.С.Мазур, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» С.В.Чапнин, заведующий сектором публикаций ОВЦС МП священник Александр Макаров, заведующий Службой коммуникации ОВЦС МП В.Н.Малухин.

20 января 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru