Новые Известия | Михаил Поздняев | 21.01.2004 |
Десятилетняя вражда муфтиев Талгата Таджуддина и Равиля Гайнутдина для нас вроде одной из сказок 1001 ночи: кто-то с кем-то где-то там… А «сказка» носит характер нешуточный. И на карте судьба как минимум 20 млн. россиян, исповедующих ислам. Посему стоит хоть вкратце представить спорщиков.
Таджуддинов Талгат Сафич, 55 лет, родился в Казани. Высшее богословское образование получил в Бухаре (1973) и Каире (1978). В 1980 г. был избран муфтием Духовного Управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). С 1990 г. — председатель Центрального Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ) — правопреемника ДУМЕС.
Гайнутдинов Равиль Исмагилович, 44 года, родился в Татарской АССР. Окончил медресе в Бухаре. В 1988 г. стал главным имам-хатыбом (настоятелем) Московской соборной мечети. На учредительном Меджлисе (Совете) мусульманских объединений и общин Европейской части России в 1994 г. был избран председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР). С 1996 г. -председатель Совета муфтиев России (СМР).
Два муфтия в близком родстве. Талгат Таджуддин считается духовным наставником Равиля Гайнутдина. Увы, как часто бывает, ученик не пожелал остановиться в продвижении по служебной лестнице, а учитель, видя амбиции питомца, решил ему помешать и предпринял попытку отстранить от руководства Московской соборной мечетью. В ответ президиум ДУМЦЕР принял решение о выходе из состава ЦДУМ. Спустя пару месяцев съезд мусульман России и европейских стран СНГ освободил непокорного имам-хатыба от исполнения обязанностей, но Равиль-Хазрат сделал вид, что ничего не произошло. В том самом 1995 г. он получил от государства 3,5 млрд руб., а Таджуддин — лишь 2,2 млрд. Поддержка Ельцина на выборах 1996 г. не помешала его воспитаннику вступить в переговоры с Зюгановым о возможной поддержке лидера КПРФ, если тот озвучит в Думе идею создания единого исламского органа в России. В тот же день был учрежден СМР, а Гайнутдин избран его председателем.
С новой властью молодой имам так же быстро нашел общий язык. В принятой в мае 2001 г. «Социальной концепции мусульман» даже отмечалось, что «заявления В.В. Путина соответствуют хадисам пророка». С тех пор в Кремле считают его первым лицом ислама в России, демонстративно отодвигая в сторону Таджуддина. Он, впрочем, берет реванш в контактах с Московской Патриархией, считаясь там персоной N 1…
Оставим в стороне все эпизоды «повести о том, как поссорились два имама». Заметим лишь, что прошлой весной на расширенном совещании Союза муфтиев России Равиль-Хазрат поставил вопрос о снятии всех религиозных санов со своего учителя за призыв к джихаду против США. Джихад был, впрочем, формальным предлогом, и он этого не скрывал: «Есть раскол среди мусульманского духовенства, среди тех, кто, зная аморальные поступки и неадекватное поведение Талгата Таджуддина, до сих пор старается сохранить его… Он является председателем ЦДУМ, но никто не выбирал этого человека Верховным муфтием России… После того как он потерял доверие у своих, он сейчас объявляет о необходимости избрания всемирного духовного главы мусульман… Только человек, потерявший разум, может предложить такое…»
Противостояние двух лидеров не имеет подоплеки духовной, лишний раз подтверждая: и в новой России неискоренимо желание религиозных лидеров прислониться к власти. В этом смысле оба муфтия друг друга стоят. И миролюбивое заявление Таджуддина вряд ли означает, что он сложил оружие — скорее это передышка по случаю грядущего праздника Курбан-байрам. Вот воротятся из Саудовской Аравии паломники — и со свежими силами бросятся в драку. Беда не в этом. А в том, что страшнее расколов административных те, что раздирают сердце отдельно взятого человека. Задаваясь вопросом: «Кому верить?», он слабее верит и во что-то высшее.