Труд | А. Королев | 21.01.2004 |
По Евангелию, Иисус Христос на 30-м году своей земной жизни, прежде чем начать великое служение человеческому роду, пришел на реку Иордан, где принял крещение от Иоанна Предтечи. По окончании таинства, когда Спаситель выходил из иорданских вод, над Ним вдруг раскрылись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия в виде голубя, спускавшегося на Иисуса; тогда же раздался глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Так произошло Богоявление: люди впервые увидели и поняли, что в лице Иисуса Христа к ним явился не человек только, но вместе и Бог. И вот уже почти два тысячелетия по образу крещения Спасителя совершается и таинство крещения людей, уверовавших в Него. При этом незримо присутствует сам Христос, освящающий и очищающий крещаемого человека. Той же цели служит и праздник Крещения — для христианина это «день духовного возрастания, подражания Христу в добрых делах и аскетических подвигах».
В праздничных проповедях священники напоминали верующим, в частности, «крещенское» поучение святого Григория Богослова: «Будьте совершенно чистыми и еще более очищайтесь, ибо ничему так не радуется Бог, как исправлению и спасению человека: для этого — всякое слово и всякое таинство». Крещение, говорил святой Григорий, есть завет с Богом о вступлении в новую жизнь и о соблюдении большей чистоты. Диавол бессилен перед человеком, принявшим крещение: он отступает от него, как некогда отступил от Христа, «первого Света».
«Днесь вод освящается естество» — поется в одной из стихир праздника. В Крещенский сочельник — в храмах, а вчера, на Богоявление, — и в храмах, и на реках, озерах, прудах происходило Великое водосвятие. Оно названо «Великим» по особой торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о крещении Спасителя в Иордане. Как заведено с незапамятных времен, верующие набирали в припасенные сосуды освященную воду, которая не теряет своей свежести на протяжении года и даже большего времени, обладает целебной силой. Эту воду применяют, как сказано в молитве, «к очищению душ и телес, к исцелению страстей, к освящению домов и ко всякой пользе изрядной».
Московский священник и богослов Максим Козлов говорит, что «дивное свидетельство чудесности крещенской воды невозможно, как бы ни хотелось некоторым, объяснить никакими рациональными причинами… Какие естественные причины могут делать ее сохранной и врачующей душу и тело на протяжении длительного времени? Токмо благодать Божия, благодать Духа Святаго».
20 января 2004 г.