Столичная вечерняя газета | Александр Кабаков | 21.01.2004 |
Хулиганство художественное, которое становится все труднее отличить от того, что культурологи называют «актуальным искусством», строит свои отношения с обществом еще хитрее. Вот года три назад прославился некий «российский художник» — так его принято называть — тем, что публично изрубил топором православные иконы. Верующие возмутились, подали в суд, тут возмутились либералы — где же свобода творческого акта?.. В результате за несколько дней художественный Жириновский, до этого известный считанным специалистам по современному искусству, сделался по-настоящему знаменит.
В этой истории — так же, как во многих подобных ей, — есть серьезное нарушение логики, но его как будто никто не замечает: защитники свободы творчества и сами творцы борются с «ретроградами», делая вид, что такое искусство может существовать само по себе, без этих проклятых ретроградов. Между тем вся художественная — если признать ее существование — суть публичного кощунства и заключалась в шоке, который должны были испытать зрители. Если бы все равнодушно прошли мимо размахивающего топором артиста, он бы так и остался мелким бесом, а подали в суд — вот и состоялось художественное явление.
…На днях в Швеции, на выставке, посвященной обличению геноцида, некий автор представил инсталляцию: в бассейне, заполненном кроваво-красной водой, плавал бумажный кораблик с портретом палестинской террористки-смертницы на парусе. Посол Израиля посетил выставку, рассердился и инсталляцию порушил — вырубил свет, а прожектор бросил в красную воду. Вольнолюбивые шведы встали на защиту художника, израильский МИД, в свою очередь, выразил озабоченность… Словом, произведение искусства удалось.
И я никак не могу решить для себя, прав ли посол или лучше было бы не заметить оскорбительного для жертв терактов безобразия — одной художественной знаменитостью было бы меньше.
20 января 2004 г.