Русская линия
ЕвразияПатриарх Александрийский и всей Африки Петр VII (Папапетру)21.01.2004 

Молитва о мире и единстве
Интервью Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII

— Ваше Блаженство, с каким чувством Вы воспринимаете награждение Вас премией «За выдающуюся деятельность по укреплению един-ства православных народов» и как оцениваете процесс духовного объединения православных народов?

— Мы давно знакомы с деятельностью Международного Фонда единства православных народов, действующего под попечением Его Свя-тейшества Алексия, Патриарха Московского и всея Руси, и с радостью воспринимаем его уси-лия, направленные на объединения всех право-славных под сенью боговдохновенных христиан-ских заповедей и наших общих социально-нрав-ственных традиций.

С особыми чувствами в Синоде древнейшей Александрийской Православной Церкви воспри-няли и наше награждение этой авторитетной пре-мией, которую мы лично воспринимаем с мона-шеским смирением и радостью о продолжении общей деятельности на благо православных народов. Другими словами, мы глубоко рады и удов-летворены, что труд и служение Александрий-ской Патриархии становятся известны и понят-ны всем Церквам-сестрам.

Духовное единство православных народов исторически усиливает и отражает единство Церквей. Со времен святых апостолов Церковь вступила на путь служения людям, независимо от их нацио-нальности и религиозной культуры. Через посред-ничество Святого Духа, преобразившего апосто-лов в день Пятидесятницы, народы и цивилизации связаны с ней, у них есть возможность мирного сосуществования через это объединяющее духов-ное воздействие. Христианские народы и сегодня выступают носителями исторического самосозна-ния жертвенной миссии Христа из-за большой любви к людям. Поэтому и Церковь, и народы, воспринимая сердцем эту любовь, призваны сознательно доказывать свое право на свободную от греха и соблазнов мира сегодняшнего жизнь. Они призваны сделать это бытие связующей нитью с апостолами и всеми предыдущими поколениями, сформировавшими их духовное наследие. Церковь в прошлом усваивала и развивала все, что не про-тиворечило нашей вере. Необходимо, чтобы се-годняшняя Церковь делала то же самое. Мы при-званы к этому мировыми обстоятельствами, расширением и глобализацией, нуждами христиан и ожиданиями верующих других конфессий.

Внутренние трения и споры в прошлом не долж-ны стать препятствием учению и осуществлению истин веры. И наша ежедневная деятельность — это, прежде всего, молитва о мире и единстве.

— Насколько значим для Вас визит в Россию, и что Вы хотели бы пожелать русскому народу?

— Это пребывание в великой России будет важ-но по многим причинам. Во-первых, потому, что нам дана возможность пообщаться с Его Святей-шеством, нашим возлюбленным братом Патриархом Алексием, пригласившим нас и членов Сино-да в Москву на церемонию награждения. Это доказательство и продолжение традиционно тесно-го сотрудничества наших двух Церквей, Русской и Александрийской, которое было начато наши-ми приснопамятными предшественниками и Пат-риархами прошлых веков. Это важно также и по-тому, что наша встреча с Его Превосходитель-ством Президентом России является свидетель-ством теплых чувств и любви, которые наша Пат-риархия испытывает к возлюбленному единовер-ному русскому народу. У нас также будет случай посетить подворье Александрийской Патриархии в Москве и нашего экзарха в России Его Преос-вященство Афанасия, епископа Киренского.

Александрийская Патриархия, под юрисдикцией которой находится весь Африканский континент, дает пастырское окормление верующим многих национальностей. Есть среди них и веру-ющие русского происхождения, причем не толь-ко потомки первой волны эммиграции, но и люди, в силу разных причин, приехавшие в последние десять лет. Мы даже специально ввели одно из величаний во время литургии на русском языке. Поэтому, не говоря уже о ее долгой и славной духовной традиции, Александрийская Патриар-хия имеет опыт пастырской работы среди разных национальностей. Она использует этот опыт в своей миссионерской работе по распространению евангельской любви.

В свете всего этого наш визит сюда имеет особенную значимость. Встречаются два различных по культуре мира. Они имеют общие ориентиры, общие особенности в традиции и наследии православной веры и обрядов, происходящие в резуль-тате воздействия Святого Духа.

— Какие вопросы сегодня являются наиболее актуальными для православия в мире и Африке?

— Ответ на этот вопрос не простой. Он состоит из нескольких частей и требует более глубоких раздумий. Безусловно, наше главное усилие со-средоточено вокруг контекста единства Церкви, что составляет цель, мечту и обязанность всех пра-вославных христиан, особенно церковных лиде-ров, как это, в том числе, заявлено и в названии вашего издания. Единство Церкви, которое в то же время является выражением и подтверждени-ем веры в Воскресение Христово и евангельской любви к Господу и к ближнему, способно стать основой для ответа на современные проблемы мира и отношений между Церковью и светскими вла-стями, на такие достижения или формы бытия че-ловечества, как наука, философия и искусство — творчески окружить человека во всякой его дея-тельности и в обществе.

С той же точки зрения мы трудимся над пас-тырским окормлением народов Африканского кон-тинента и над наиболее распространенными здесь социальными проблемами: бедность, смертельные болезни, нехватка водных ресурсов, скудость ком-муникаций и ряд других. Работая в таких усло-виях, мы сосредоточиваем внимание не только на богословских и пастырских трудах, но и исполь-зуем самые элементарные технологические и гу-манитарные навыки. Причем здесь важно знать специфику и традиции того или иного народа, их отношение к грамотности, медицине и науке. И главным союзником Церкви в этой деятельности являются государственные и общественно-благо-творительные организации.

— Каково положение Александрийской Патриархии, находящейся на территории мусуль-манского Египта, и каков, на Ваш взгляд, уро-вень взаимоотношений православного и мусуль-манского мира?

— Такое положение существовало еще во времена Вселенских соборов, когда половина древних Церквей были анклавами православия в мусуль-манском мире. За прошедшие века мы не только научились жить в мире, но и взаимообогащать наши культуры, исповедуя единую главную цель — принятие людьми Бога в сердце своем. Даже не-смотря на случающиеся время от времени отдель-ные проявления фундаментализма, насилия и фанатизма, мы ближе, чем 1000 лет назад.

Это особенно очевидно в Египте, где апостоль-ский престол древней Патриархии Александрий-ской и всей Африки находился с самого начала.

Уважение египетских властей к Патриархии вос-ходит к византийской эпохе, и возрастало с течени-ем времени в связи с присутствием в Египте многих греков. Таким же образом обстоят дела и сегодня.

Православие составляет культурный и коммуникационный мост между мусульманским миром, греческой цивилизацией и народами Запада. В то же время оно обогащает и несет свидетельство то-лерантности и уважения мусульман к монотеисти-ческим религиям — иудаизму и христианству — как учит Коран. Это также заметно по многим религиозным и общественным организациям и го-сударственным структурам повсюду в мусульман-ском мире.

— Вас называют самым последовательным приверженцем принципа канонического взаимо-действия Церквей. Почему, на Ваш взгляд, в со-временных условиях продолжают действовать са-мопровозглашенные и раскольничьи «церкви»?

— Для того чтобы отразить внешние воздей-ствия и внутренние расколы, появлявшиеся на протяжении двухтысячелетней истории и пытав-шиеся дистанцировать себя от тела Церкви, нахо-дя этому выражение в идеологических одеждах больших или малых групп «новых» взглядов и вер, Церковь применяет канонические принципы. Совместное изложение «Послания веры» великих Вселенских соборов как единства канонических решений, без различия на «догматические» и «ка-нонические» истины, указывает на важность ка-нонической традиции.

Множество священных канонов относится к епископам и их многогранной ответственности за функционирование Церкви надлежащим образом. Они также подкрепляют патриарший авторитет. С этой точки зрения величайшим врагом и опасно-стью для Церкви всегда были ереси и эгоцентри-ческие отходы от канонического порядка. Поэтому очевидно, что никто не сможет заверить в своей преданности церковное собрание и своих единовер-цев, торопится и решает создать «религиозную орга-низацию» (Церковь), организацию с личными мо-тивами и личными верованиями, явными или нет, и подозрительной деятельностью и связями.

Не считая анализа этого феномена с точки зре-ния религии, который отнюдь не стоит в повестке сегодняшнего дня, православие в своей полноте, под давлением обстоятельств и групп, присвоив-ших его имя, призвано углубить сознательное по-нимание и исполнение «духа» канонического по-рядка как выражения Веры, Надежды и Любви, сообща отбиваться от искушений и хранить цер-ковное единство как ожидание благ на будущие времена.

В заключение, я от всей души благодарю и же-лаю вашему журналу всяческих успехов.

Беседовал Денис Алексеев.

«К единству!» N 6, 2003 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru