Независимое военное обозрение | С. Мозговой | 21.01.2004 |
Нынешняя тенденция увеличения числа военнослужащих, считающих себя верующими, также связана с усилением внимания к религии и Церкви со стороны различных политических сил и массмедиа в предвыборный период, когда усиление патриотического чувства стало связываться с религией.
Почти половина опрошенных военнослужащих (46%) ответили, что верят прежде всего в себя, а 32% - в судьбу. Более 17% респондентов допускают, что Бог существует, но не вполне уверены в этом. Остальные 39,5% являются неверующими, из них 7,7% сказали, что не верят в Бога, а 4,6% заявили, что являются атеистами. В немалой части военнослужащих распространена вера в различные приметы и суеверия (21,4%), в астрологические прогнозы (8,6%), в колдовство и магию (3,7%).
Среди основных причин, побудивших обратиться к религии, опрошенные военнослужащие выделяют: национальную традицию — 16,3%, посещение церкви (мечети, дацана, синагоги, молитвенного дома и т. п.) -13,7%, уклад жизни в семье — 12,3%, поиск смысла жизни — 10,6%, личное несчастье — 6,2%, смерть родных и близких — 4,7%, болезнь — 3,9%, чтение религиозной литературы — 3,6%.
Сравнительный анализ социологических опросов, проведенных в разные годы, показывает, что начиная с 1992 г. общая доля верующих военнослужащих сначала возрастала (до 1997 г.), затем пошла на спад, допуская отдельные всплески (см. таблицу).
Данные, приведенные в таблице, показывают, что доля верующих военнослужащих во все годы составляла менее половины опрошенных. В то же время, по данным многих социологических опросов, верующие и неверующие составляют в современной России, в том числе в Вооруженных силах РФ, примерно равные группы населения (данные колеблются примерно в пределах 30−40%).
Значительное увеличение числа верующих военнослужащих в сравнении с данными исследований конца 80-х — начала 90-х годов побудили ряд авторов выступить с поспешными выводами о религиозном ренессансе. Между тем анализ качественных характеристик религиозности военнослужащих свидетельствует о том, что, несмотря на наблюдаемое в 90-х годах религиозное возрождение, подавляющее большинство военнослужащих (две трети) остаются неверующими и колеблющимися (в общей сложности около 60−65%).
Если же судить о степени религиозности, то она невысока. Только 2,5% молятся по нескольку раз в день, 4% - один раз в день и лишь 2,4% - в присутствии священника. 34,5% отметили, что молятся только по необходимости или в трудную минуту. При этом только 3,8% верят в загробную жизнь, а 3,3% - в пророков и святых. В причастии нуждаются менее 3% опрошенных, а во встрече с духовными наставниками (священником, пастором, муллой и др.) — 4%, в чтении Священного Писания — 3%.
Несмотря на относительно высокий уровень военнослужащих, считающих себя верующими, число практикующих верующих в армии остается незначительным. Более чем десятикратная разница между числом военнослужащих, назвавших себя верующими, и их религиозной практикой свидетельствует не о том, что все они верят в Бога и придерживаются одной из религиозных традиций, а о том, что они происходят из определенной этнокультурной среды или культурной традиции.
Свои предпочтения в сфере духовной жизни респонденты определили следующим образом: молитва — 3% и чтение религиозной литературы — 3,9%. В то же время современные российские фильмы любят смотреть около половины всех опрошенных, рок-музыку предпочитают 22%, просмотр старого советского кино — 40%, любят зарубежное кино — 29,2%, детективы и фантастику — 26%.
Некоторые эксперты считают, что в новом столетии вопросы веры и неверия будут решаться индивидуально, то есть не по велению моды или политического давления, а станут делом свободного и осознанного выбора граждан. Это крайне важно для России, где существует более 60 конфессий и различных религиозных направлений, а более половины граждан безразлично относятся к вере и неверию или еще не определились в своих мировоззренческих исканиях. В ходе последнего исследования к этим категориям себя отнесли 57% опрошенных военнослужащих.
Анализ степени религиозности опрошенных военнослужащих позволяет сделать вывод о том, что регулярно практикующих среди них и тех, кем постоянно двигают религиозные мотивы, насчитывается от 3 до 4%. Вопрос о степени и глубине религиозности остается открытым ввиду изменчивости мировоззренческих установок относительно большой группы военнослужащих. Более того, исследования показывают, что некоторые верующие молятся лишь иногда (34,5%), посещают богослужения от случая к случаю (24%) или по большим праздникам (13,3%).
Характерной особенностью религиозной ситуации в войсках является то обстоятельство, что многие военнослужащие стесняются говорить о своих атеистических убеждениях (около 5%) или признавать факт своего неверия (около 8%). Теперь это стало считаться признаком плохого тона и расценивается некоторыми начальниками и сослуживцами как непатриотичность («русский значит православный», «православный значит патриот»). Тем не менее общее число неверующих военнослужащих составляет 40%, что согласуется с данными ВЦИОМа и кафедры религиоведения Российской академии госслужбы при президенте РФ.
16 января 2004 г.