Русский предприниматель, журнал | Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул (Параскеваидис) +2008 | 16.01.2004 |
— Ваше Блаженство, как Вы оценили бы современный уровень отношений между Элладской и Русской Православными Церквами?
— Отношения между нашими святыми Православными Церквами могу назвать отличными. Их характеризуют достойное подражания братское во Христе сотрудничество Предстоятелей, епископата и клириков, а также любовь и глубокое взаимное уважение наших единоверных народов.
— Что, по мнению Вашего Блаженства, могло бы содействовать укреплению исторически сложившихся взаимных симпатий и духовного родства греков и русских?
— С нашей точки зрения, необходимо активизировать обмены визитами священнослужителей и мирян, с тем чтобы они смогли ближе познакомиться с огромным духовным богатством нашей общей православной традиции. Потому что православные народы призваны не только являть миру пример прогресса и благоденствия, но и свидетельствовать в наши дни об образе благочестивой жизни в согласии с заповедями Спасителя. Взаимное тяготение двух наших народов и их братские чувства по отношению друг ко другу выросли из общего религиозного, культурного и церковного наследия, из нашей общей борьбы за свободу.
— Духовный и нравственный кризис, политическая и экономическая нестабильность во всем мире все настойчивее диктуют необходимость укрепления всеправославного единства и солидарного свидетельства Поместных Православных Церквей о неизменных ценностях веры. Что, по Вашему мнению, ускорило бы процесс подготовки Святого и Великого Собора Православных Церквей, который мог бы авторитетно напомнить человечеству об истинных ценностях и об опасностях следования ценностям ложным?
— Святой и Великий Собор Православных Церквей, который готовится уже в течение нескольких десятилетий, до сих пор не состоялся. Миллионы православных, разумеется, хотели бы видеть Православие единым не только в Святом Причастии и иных Таинствах нашей Церкви, но и на уровне церковного руководства. По разным причинам организация Собора, необходимость которого более чем насущна, пока не сдвинулась с мертвой точки. Ответственность за эту большую задержку несем все мы. В связи с этим каждый из Предстоятелей Поместных Православных Церквей должен смиренно исследовать меру собственной ответственности и постараться делать все от него зависящее, чтобы способствовать преодолению имеющихся трудностей, дабы Собор мог состояться как можно скорее. Элладская Православная Церковь горячо стремится к проведению Великого Собора Православных Церквей и со своей стороны делает для этого все возможное. Однако ни наша Церковь, ни Московский Патриархат не смогут достигнуть этой великой цели в одиночку или даже объединив свои усилия. В соответствии с церковным учением и святыми канонами, для этого требуется содействие всех братских Церквей.
— Как Вы расцениваете тот факт, что в недавно разработанном Европейским Конвентом документе, который, по сути, является проектом Конституции Европейского Союза, нет никаких ссылок на то, что христианству принадлежит основополагающее значение в истории европейской цивилизации?
— Рассматриваю подобную ситуацию как сугубо отрицательный фактор в жизни объединенной Европы. Из идеологических соображений из Преамбулы Европейской Конституции оказались изъяты и христианская традиция, и христианское наследие народов континента. Тем самым обрывается духовная нить, соединяющая нации Европы, отвергается краеугольный камень ее самобытности в контексте иных культур. Упоминание христианства в качестве исторической опоры европейской цивилизации, равно как и древнегреческой и древнеримской традиции, является объективной констатацией исторической реальности, нисколько не покушаясь на понимание и оценку современными европейцем своей идентичности. Поэтому мы как европейцы обязаны прежде всего признать духовно-культурные, национально-религиозные и иные истоки своего исторического бытия и лишь после этого вольны действовать в соответствии с собственным представлением о лучшем будущем. И Элладская, и Русская Православные Церкви решительно выступили за обязательность внесения упоминания о христианстве в Преамбулу Конституции ЕС. Эта борьба будет продолжена, ибо европеец в наступившем столетии не должен по крайней мере оказаться лишенным памяти о своей душе.
— Как Вы прокомментировали бы то обстоятельство, что при построении единого планетарного пространства фактически не учитывается голос православных народов, имеющих богатейшую многовековую историю и культуру?
— Во все исторические эпохи — и наше время не является исключением — культурно значимым в мирском понимании почитается то, что связано с процветанием, влиянием, успехом. И потому сегодня уровень развития цивилизации определяют через технологический прогресс и рост национального дохода. Однако обстоятельства истории таковы, что наши народы, имеющие богатую духовную и социальную культуру, в экономическом плане развиваются не столь динамично, как некоторые их европейские соседи. Мы, однако, надеемся, что темпы нашего экономического развития сотрут эти различия, приблизив нас к уровню экономически и технологически развитых стран.
Здесь хотел бы добавить, что глобализация не открывает ничего нового нам, грекам и россиянам, имеющим глубокие исторические корни и традицию духовного самопознания. Ведь именно мы, православные, первыми заговорили об ойкумене, именно мы запечатлели в своих сердцах слова о том, что во Христе Иисусе «нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3. 28), именно мы настаивали на необходимости любви к ближнему, независимо от его вероисповедания или национальности. Но при этом каждый человек и любой народ имеет долг хранить свою свободу и достоинство, неся ответственность перед Богом за выбор того или иного пути. Поэтому мы выступаем против идеи глобализации как плавильного котла народов и культур во имя экономических, идеологических или иных целей. Как целые народы, так и отдельные личности не могут и не должны быть приносимы в жертву какому бы то ни было прагматическому интересу, ибо они — образ и подобие Божие. Глубоко убежден в том, что с течением времени голос православных верующих будет звучать все громче в Европе и в мире. Насколько действенной окажется проповедь наших исконных ценностей, во многом зависит от нас самих — от того, насколько горяча наша вера и насколько жертвенно наше миссионерское служение в современном мире.
— Как должны действовать Православные Церкви, чтобы христианские ценности являлись определяющими в жизни народов и государств, чтобы религия не рассматривалась обществом как маргинальное явление, что, к сожалению, не редкость сегодня во многих странах?
— Святые Отцы Церкви учат, что Слово Божие, а также принципы и ценности нашей веры должны служить нам компасом и ориентиром в житейском море. При этом в каждую эпоху слово Церкви, чтобы быть воспринятым, прежде всего должно быть понятно людям. Ныне и Элладская, и Русская Церкви прибегают к помощи Интернета, радио, телевидения для евангельской проповеди. Отказ Церкви от разумного использования этих средств во благо людей означал бы ее капитуляцию перед современной жизнью и уклонение от своей пророческой миссии в мире сем.
Верующим людям хорошо известно, что победителем из всех жизненных невзгод в конечном итоге выходит тот, кто ищет «наипаче Царствия Божия», а остальное, чего он взыскуют, по слову Господню, приложится ему (Лк. 12. 31). Победителем оказывается тот, кто осознает реальность своего положения, кто проявляет понимание того, что в земной жизни он является не полновластным хозяином, но лишь доверенным управителем собственности, принадлежащей, как и все на свете, Господу, не единоличным обладателем, но лишь скромным распорядителем талантов, дарованных ему Господом. Победителем становится тот, кто ощущает себя гостем в этой временной жизни, кто преисполнен любовью ко всем страждущим и нуждающимся. Приобрести земное богатство — задача менее трудная, чем преодоление своего естества и победа над своими страстями. Православие и живая вера в Господа — наилучший образ жизни как раз для успешных людей. Все иные многоразличные мирские сокровища преходящи, изменчивы, неверны и заводят нас в тупик — духовный и социальный. Такова правда этой жизни.
«Русский предприниматель» N 19, 2004