Вечерний Новосибирск | Екатерина Варгасова | 14.01.2004 |
Таков сюжет новогоднего представления, подготовленного учащимися православной гимназии во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Если учащиеся обычных школ отметили Новый год в первую неделю января, то у детей православных торжества, посвященные Богоявлению, начались только с седьмого января и продлятся до девятнадцатого — на этот день приходится Крещение Господне.
Впрочем, у нас церковные праздники празднуют и люди, далекие от церкви. Так получилось, что генетически религиозное сознание нашего народа впитало в себя и языческие корни — ведь Русь дольше других стран оставалась в язычестве, и советскую идеологию — ведь поклоняться коммунистическим идолам наш народ заставляли в течение семидесяти лет, и христианские каноны. Переплетение столь разных ветвей веры родило столь же запутанные и противоречивые традиции. Любимое времяпрепровождение юных дев в святочную неделю — гадание. Считается, что на Святки темные силы особенно сильны, поэтому наиболее велики шансы вступить в контакт с нечистой силой и получить от нее информацию о своем будущем. Подростки наряжаются и идут колядовать — обычай, пришедший из язычества. Взрослые, как и по всем советским праздникам, предаются обильным возлияниям за столом. При этом никто не сомневается в правильности своего поведения и каяться в грехах не бежит.
Духовник православной гимназии отец Виктор учит своих воспитаннников правильно славить Господа и, соответственно, правильно вести себя во время церковных праздников.
Отношение церкви к гаданиям — резко отрицательное. В наибольшей степени священники предостерегают от гаданий с использованием церковных свечей. Свеча — символ веры. А во время гадальных обрядов мы предаем ее на поругание дьяволу. Колядки и маскарады церковь воспринимает более лояльно. Тем более, что есть рождественские колядки, которые писали великие русские поэты, такие как Сумароков. Другое дело — обычай рядиться в хищных зверей и мистических персонажей. По- церковнославянски «маска» означает «морда». Морда может прирасти к человеческому лицу, и тогда снять личину зверя уже не удастся. Однако можно вживаться не в зверей, а в добрые, святые образы…
— Далеко не каждый ребенок знает, что прообраз Деда Мороза — святой Николай-угодник, — рассказывает отец Виктор. — Святитель Николай дарил подарки тайно и никогда не выставлял напоказ свои добрые дела. Он всегда отдавал тому, от кого не получишь ответной жертвы. Вот и мы учим детей жертвовать, творить добро, как делал святой Николай. Богоявление — самое удачное для этого время.
На протяжении всего поста в гимназии стоит большая коробка, куда дети складывают игрушки, конфеты, карандаши, фломастеры. Когда коробка наполняется, ее содержимое передают в детские дома, часть отвозят в детскую колонию.
— На Руси был обычай — в святые дни посещать скорбные места: тюрьмы, сиротские приюты, дома престарелых, — продолжает отец Виктор. — Мы с ребятами обязательно поздравляем с Рождеством воспитанников колонии. Устраиваем представление по мотивам рождественских сказок. Сейчас в заключении находятся тридцать парней из нашего Калининского района. Для них специально готовим подарки.
Несколько лет назад в колонии открыли часовню. Посмотреть на иконы, почитать Библию приходят многие заключенные. Отец Виктор понимает, что вряд ли все, кто приходит, искренне раскаиваются в своих преступлениях и больше никогда не будут их совершать. Но: «Даже если один из них выйдет оттуда православным христианином — уже слава Богу! А может, кто-то замахнет руку, да остановит…»
Лучший рождественский подарок — это любовь. Любовь к Богу, любовь к ближнему. Поэтому, на Святки принято ходить в гости к друзьям, родным и дарить то, чем ты на данный момент богат. Маленьких детей в дореволюционных русских семьях учили делать подарки так. Давали горсть конфет и говорили: надо поделиться с мамой, с папой, с бабушкой, с дедушкой. Если последнюю конфету ребенок не оставляет себе, а отдает кому-то, ему все возвращают…