Русская линия
Золотой Рог (Владивосток) Юрий Филатов14.01.2004 

Рождественские каникулы царской России
В 1910 году во Владивостоке праздник был для всех: и для богатых, и для бедных

В дореволюционной России рождественские каникулы начинались всегда 20 декабря (по старому стилю), за пять дней до Рождества. Кто-то в министерских верхах решил, что перед наступающим годом школьникам необходимо набраться сил. И вот на учеников государственных городских и сельских, церковно-приходских и земских, на воспитанников женских и мужских гимназий сваливались целых четырнадцать дней свободы от уроков и домашних заданий.

Приближение праздника

Интересно, что если где-то в тиши помещичьей усадьбы, либо городского барского особняка ребенок получал, как тогда говорили, домашнее начальное образование, то право на двухнедельные рождественские каникулы он тоже имел. Даже если один учитель обучал одного малыша.

Образованность в России стала высоко цениться во времена великого реформатора императора Александра II. Именно в его царствование и был основан Владивосток. А уже к своему 50-летию город имел три гимназии, десять городских школ и пять частных прогимназий.

А теперь проведем две недели рождественских каникул 1910 года вместе с воспитанниками владивостокских школ и гимназий.

Даже в первый день каникул и гимназистам, и школьникам не разрешали валяться в постели. Педагоги всех учебных заведений постоянно внушали родителям об обязательности соблюдения режима. Подъем, зарядка, умывание, завтрак, уроки. 20 декабря уроков не было, но предпраздничных хлопот хватало. Все дружно готовились к Рождеству. О его приближении сообщил церковный хор, когда под праздник «Введения Богородицы в храм» запел на всенощном бдении «Христос рождается…».

Сколько хлопот доставляли школьные елки! Только в гимназиях елочные игрушки были покупными, а в слободских школах их изготовляли сами. Потому и приходили ученики в первые дни каникул в свои классные комнаты. Из разноцветной бумаги они клеили длинные цепи, нанизывали на суровые нитки флажки, делали пакеты для рождественских подарков. Важную, требующую особой осторожности работу — золочение грецких орехов — поручали только самым умелым и аккуратным. Листочком сусального золота оборачивали каждый орех и кисточкой снимали лишнее.

Былое изобилие

В небогатых семьях девочки сопровождали матерей за праздничными покупками на рынки и в магазины — пора красавице приучаться хозяйство вести. Да и мальчишки с удовольствием ходили на рынки.

Чего там только не было! Суйфунский рынок был строго мясным. Туши свиные и говяжьи были уложены плотными рядами. Даже замороженные молочные поросята выглядели очень аппетитно. На Семеновский базар рыбаки возили горы рыбы. Караси и сазаны с Ханки, навага и терпуг с городских рыбалок, осетры и белуга вся привозная, с Амура. В углу рынка в корзинах ворочались живые крабы -товар для бедноты из слободок. Там же продают и красную икру. Не господская это еда. Рядом торгуют домашней птицей. Ощипанные индейки, гуси, утки и куры смотрятся скучно. Но, как интересны охотничьи прилавки. На них глухари, тетерева, куропатки и рябчики. Товар штучный и недорогой. А если повезет, то удастся мальчишке несколько глухариных либо тетеревиных перьев с полу подобрать или, незаметно для хозяина, из хвоста выдрать — для игры в индейцев такие перья вещь незаменимая. Сытинские дешевые издания Майн Рида и Фенимора Купера стояли на полках во всех библиотеках. Индейцев можно увидеть и в синематографе. В отличие от театров городские иллюзионы на время поста не закрывались. По случаю каникул хозяева снизили цены на дневные сеансы, и шмыгающая носами публика заполняла небольшие залы до отказа. Младшим показывали «Сказку о рыбаке и рыбке», подросткам — фильмы о войне бледнолицых с индейцами, приключения великого сыщика Ната Пинкертона, и ожидалось скорое получение новинки сезона — 3-серийной ленты «Фантомас».

В городских магазинах стоило посмотреть на праздничные подарки. Приглядеть один из них. Сколько было интересного выставлено! Одна игрушечная железная дорога у Чурина собирала толпы детворы. По рельсам бежал маленький паровозик и тащил за собой несколько вагонов. А какие изумительные елочные украшения предлагал магазин «Кунст и Альберс»! Стеклянные бусы и большие разноцветные шары яблонецкого завода из Богемии, мишура и канитель фабрики Алексеева из Москвы. В магазине братьев Уриных каждому покупателю бесплатно вручали настенный календарь. Но хорошеньким гимназисткам приказчики дарили его «просто так"…

Рождественские елки

Так в предпраздничных хлопотах проходили целых четыре дня. 24 декабря наряжали рождественскую елку, украшали школьные залы.

Одни владивостокские школьники вместе с родителями шли в приходской храм на рождественскую службу, а другие у домашней елки ждали появления первой звезды. Дети в этот день постились вместе со взрослыми.

А со следующего дня начинались рождественские елки. На школьных елках в слободках читали стихи про Рождество, водили хороводы и пели песни. В один из праздников Успенскую церковно-приходскую школу при кафедральном соборе посетили преосвященный и вице-губернатор. Владыка подарил каждому по книжке поучений Иоанна Кронштадтского. Для почетных гостей школьники разыграли басни в лицах, прочитали рождественские стихи, а хор исполнил несколько русских песен. Елку в Покровской русско-корейской церкви устроили с помощью «весьма отзывчиво относящихся к школьным нуждам прихожан — корейцев, особенно попечителя школы г. Цхай, а также на пожертвования г-жи Варягиной и торговой компании Чурина. Ученики и ученицы пели корейские песни под аккомпанемент национальных инструментов, танцевали и даже играли сценки из истории корейского народа».

Елки для воспитанников старших классов гимназий начинались вечером. Обычно Министерская гимназия приглашала на них студентов Восточного института. Танцы открывали вальсом, а потом — польки, венгерки, модный па-де-патинер. Категорически запрещался лишь регтайм. Устраивался конкурс чтецов. Пользовались большим успехом стихи Бальмонта, Игоря Северянина и Блока.

В танцевальном зале Владивостокского Собрания приказчиков стояла пушистая голубая ель, игрушки для который правление специально выписало из Москвы. Длинные стеклянные бусы из серебристых трубочек и разноцветных шариков опоясывали елку в несколько рядов. А в глубине ветвей таинственно мерцали шары, покачивались серебристые и золотистые рыбки. Но особым украшением праздника были «электрические качели». Увитые гирляндами разноцветных лампочек, они плавно раскачивались под арию «Качели» из оперетты Легара «Веселая вдова». Не пожалели приказчики денег на подарки — каждый малыш получил коробку конфет и хорошую игрушку.

В городской инфекционной больнице на Рождество осталось 36 детей, больных скарлатиной. Управа попросила крупные торговые фирмы города позаботиться о них. На деньги, выделенные благотворителями, была устроена елка. Торговый дом «Кунста и Альберса» подарил дорогие елочные украшения. Рабочие кондитерской фабрики братьев Ткаченко, что разместилась по соседству с больницей, по приказу хозяев принесли больным малышам свои изделия: пастилу, мармелад, зефиры и много других лакомств. От Скидельской и Бринера доставили множество подарков.

Городской туринг-клуб (клуб туристов) в Обществе спорта устроил елку для недостаточных школьников, то есть для бедных. На ней вместо обычных подарков детям раздавали зимнюю одежду, меховые шапки и теплую обувь. Китайские морозы были еще впереди.

Оживленно было в дни зимних каникул на катке Общества спорта. С утра на него сбегалась городская ребятня. А вечером в свете электрических фонарей под музыку военного оркестра скользили по льду гимназисты и гимназистки. Во время зимних каникул раздевалкой Общества они пользовались бесплатно.

«Петушиные» бои

Но молодое поколение Первой Речки, Рабочей слободки и Голубиной пади в эти рождественские дни одолевали иные заботы. Предстояло в очередной раз выяснять, кто хозяин этой долины. Очень долго считали себя ее хозяевами по праву первопоселенцев первореченцы. И мальчишки слободки Подгородненской, появившейся на берегу Первой Речки гораздо позже, и Голубиной пади их прав не оспаривали. Первореченцы решали, где кому удить в речке рыбу, где кому ставить силки, лучки и западенки для ловли птиц.

Но рядом с Подгородненской стали селиться работники железной дороги и судоремонтных мастерских. И теперь это стало называться Рабочей слободкой. Ее мальчишки уже ходили в городское училище имени графа Муравьева-Амурского. Все чаще свои права на места, где ловились щеглы и снегири, первореченцам приходилось отстаивать кулаками. Обычно в таких схватках голубинцы сражались на стороне первореченцев. Но разведка донесла, что в этом году Голубинка будет держать сторону Рабочей слободки. Свою китайско-корейскую помощь предложила Первой Речке Иннокентьевская церковно-приходская школа Корейской слободки.

Первореченские стратеги собрались на совет. Корейских мальчишек как бойцов никто всерьез не воспринимал. Ребята были тихие, безобидные. А китайчата дрались лихо, но страдали крупным недостатком. С поля боя они удирали не по одному, а все разом. Вот и размышляли слободские командиры: принимать помощь от басурман, или у слободы хватит собственных сил как следует отлупить работяжек и заодно вздуть голубинских за предательство. Решение вопроса перенесли на потом, а пока приказали бойцам проверить запас медных пятаков чеканки времен Николая I. Многолетний опыт показывал, что если такой монетой потереть свежий синяк, то он враз исчезнет.

Все когда-нибудь кончается…

Пока мальчишки собирались выяснять отношения, с 25 декабря начались спектакли в театрах. Пушкинский театр днем показывал детям «Кота в сапогах», а вечером для старшеклассников давали спектакль по сочинениям Жюля Верна в 5 действиях и 9 картинах — «Дети капитана Гранта». Студентам и старшеклассникам мужской гимназии театр предложил пьесу из жизни босяков — «На дне», сочинения Максима Горького. Воспитанницам женских гимназий посещение этого спектакля запрещалось. Даже с родителями.

Распахнул двери для школьников музей Общества изучения Амурского края. Оставив на время дела, экскурсии проводили члены Общества: профессора Восточного института, офицеры флотилии, владельцы торговых фирм с миллионным оборотом.

И все с нетерпением ожидали Новогоднего парада войск. В прошлом году он не состоялся из-за метели. А как красиво маршировали сибирские стрелки в своих маньчжурских папахах с башлыками за спиной.

Так проходили рождественские дни. Наступал Васильевский вечер, Новый год, а с ним и конец рождественских каникул. Всегда даже самое хорошее почему-то кончается…

6 января 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика