Русская линия
МиК — маркетинг и консалтинг14.01.2004 

За что не любят високосный год

В високосном году 366 дней, в отличие от обычных, в которых 365 дней. Через 3 обычных года наступает високосный. Если номер года делится без остатка на 4 — год високосный. Именно таким будет 2004 год.

В високосном году, раз в 4 года, дополнительный день выпадает на 29 февраля — Касьянов день. Недоброго Касьяна в народе не любили, и весь високосный год считали трудным и несчастливым, пишет «myBeauty.ru».

«Високосный год овец не любит» — гласит шотландская поговорка.
«В високосный год и конский боб не туда растет» — английская поговорка.
В Шотландии в високосный год женщины имели право свататься к мужчинам, то есть все было «наоборот». Первоначально обычай женского сватовства имел одно условие, оговоренное в Уложении Шотландского парламента: чтобы «всякая дама, которая идет свататься, надевала нижнюю сорочку из багряной фланели и чтобы кромка ее была хорошо видна, иначе мужчине придется заплатить за нее штраф».

Точно также и в России високосный год вплоть до наших дней пользуется дурной славой. Повсеместно считается, что високосный год знаменуется неурожаями, болезнями и войнами. «Исстари заведено на Руси считать високосный год опасным и приписывать ему многие, небывалые беды. 29 число февраля високосного года… есть самый бедственный день для всех возможных несчастий. Тогда, будто, и скот падает, и дерева засыхают, и повальные болезни появляются, и семейные раздоры заводятся». «День 29 февраля в народе — Касьяна завистливого; Касьяна злопамятного, недоброжелателя, немилостивого, скупого. Касьян на скот взглянет — скот валится; на дерево — дерево сохнет. Зинул Касьян на крестьян. Касьян на что ни взглянет — все вянет. Касьян на народ — народу тяжело; Касьян на траву — трава сохнет; Касьян на скот — скот дохнет. Високосный год тяжелый, на людей и на скотину. Худ приплод в високосный год».

«В ряду Святых угодников, чтимых православным народом, Касьян занимает совершенно исключительное место — это нелюбимый Святой, „немилостивый“.
В некоторых местах, как, например, в Саранском уезде, Пензенской губернии, он даже не считается Святым и не признается русским, а самое имя Касьян слывет как позорное. В Кадниковском уезде, Вологодской губернии Касьяна считают как бы „опальным“ Святым и рассказывают о нем следующую легенду: „Св. Касьян сначала был светлым ангелом, почему Бог не имел нужды таить от него свои планы и намерения. Но затем Святой этот соблазнился на обещания и уловки нечистой силы и, перейдя на сторону дьявола, шепнул ему, что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба в преисподнюю. Однако, впоследствии Касьяна стала мучить совесть, он раскаялся в своем предательстве и пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Господь внял мольбам грешника и сжалился над ним, но из осторожности все-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускать на волю“.

Но не это отступничество от Бога послужило источником охлаждения православных к Касьяну, а главным образом — его „немилостивое“ отношение к бедному народу. Вот что говорит на этот счет другая легенда, записанная в Зарайском уезду Рязанской губернии. „Однажды Касьян, вместе с Николаем Чудотворцем, шел по дороге, и встретился им мужичок, который увязил воз в грязи. „Помогите, — просит мужичок, — воз поднять“. А Касьян ему: „Не могу, — говорит, — еще испачкаю об твой воз свою райскую ризу, как же мне тогда в рай прийти и на глаза Господу Богу показаться“. Николай же Чудотворец ни словечушка мужику не ответил, а только уперся плечом, натужился, налег и помог воз вытащить. Вот пришли потом Николай Угодник с Касьяном в рай, а у Николая-то вся, как есть, риза в грязи выпачкана. Бог увидал это и спрашивает: „Где это ты, Микола, выпачкался?“ — „Я, — говорит Николай, — мужичку воз помогал из грязи вытаскивать“. — „А у тебя отчего риза чистая, ведь ты вместе шел?“ — спрашивает Господь Касьяна. — „Я, Господи, боялся ризу запачкать“. Не понравился этот ответ Богу, увидал Он, что Касьян лукавит, и определил: быть Касьяну именинником раз в четыре года, а Николаю Угоднику за его доброту два раза в год“. — Хотя эта легенда пользуется на Руси самым широким распространением, но все-таки есть места, где ее не знают.
Так, в Новгородской губернии (Боровичского уезда) крестьяне несколько иначе объясняют тот факт, что день Касьяна празднуется только раз в четыре года (29 февраля). „Св. Касьян, — говорят они, — три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся и праздновал своего ангела в трезвом виде — вот почему и положено ему быть именинником через три года раз! Сообразно с такой оценкой нравственных свойств Касьяна, установилось и отношение к нему: крестьяне не только не любят, но и боятся этого Святого:"Касьян на что взглянет — все вянет“, — говорят мужики и твердо верят, что у Касьяна недобрый взгляд: если он взглянет на скотину — околеет скотина, взглянет на человека — будет тому человеку великое несчастие…"Глаз Касьяна» считается настолько опасным, что в день 29 февраля крестьяне не советуют даже выходить из избы, чтобы не случилось какого-нибудь непоправимого несчастья; в особенности опасно считается выходить до солнечного восхода (в Орловской и Рязанской губернии крестьяне стараются даже проспать до обеда, чтобы таким образом переждать самое опасное время).

К этой характеристике Св. Касьяна в Вологодской губернии прибавляют еще одну черту, которая рисует этого Святого врагом человеческого рода. Здесь существует легенда, что Касьяну подчинены все ветры, которые он держит на двадцати цепях, за двадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и на скотину мор (моровое поветрие). В Вятской же губ. к этой легенде присовокупляют, что сам Бог приказал образ Св. Касьяна ставить в церквах на задней стене, т. е. над входною дверью.

При таком воззрении народа на Св. Касьяна не мудрено, что високосный год повсюду на Руси считается несчастным и опасным, а самый опасный день в этом году — Касьянов". Возможно, английские поверья о конских бобах, растущих в високосный год «не туда», и о том, что этот год не любит овец, сохраняют отголосок архаичного представления о недобром («косом») «глазе» некоего мифологического существа — хозяина високосного года и, в частности, «рокового» дня — 29 февраля.

11 января 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru