Православие.Ru | Александра Никифорова | 14.01.2004 |
За последниие три-четыре десетилетия реставраторы открыли несколько уникальных средневековых памятников на территории современной Болгарии. В научный обиход были введены ротонда св. Георгия в Софии (Х, Х¶¶, XIV вв.), церкви св. мч. Дмитрия в с. Паталеница (Х¶¶ в.), св. Иоанна Богослова Земенского монастыря (Х¶¶ в.), в Колуше (Х¶¶ в.), базилика свт. Николая в Мелнике (Х¶¶-Х¶¶¶ в.), раскрыты фрески в храме Севастийских мучеников в Велико Тырново (1230 г.), фрагменты живописи в Боянской церкви (1259 г.), росписи в соборной церкви в с. Иваново (Х¶¶¶-Х¶V в.), в часовне Хрелевой кулы Рильского монастыря (1335 г.) и многие другие. В результате продолжительных и сложных реставрационных работ были обнаружены неизвестные части ансамблей Драгалевского (1476 г.), Кремиковского (1493 г) и Илиянского (1550 г., ХV¶¶ в.) монастырей, храмов св. Петки в Несебре, св. Дмитрия в Арбанаси (оба ХV¶¶ в.).
Самым потрясающим открытием последнего десятилетия стала живопись кладбищенской церкви арх. Михаила в г. Риле, в 20 км юго-западнее Рильского монастыря. В плане это крестово-купольный храм типа вписанного креста, типичный для Балкан в Х¶¶-Х¶V в. В ХV¶¶¶-Х¶Х вв. церковь перестраивалась (тогда уничтожили западную стену, а интерьер покрыли изображениями в стиле эпохи Возрождения). При обследовании и зондаже выяснилось — на северной стене под поздней живописью скрывается слой более ранних фресок. Это открытие посчастливилось сделать профессору Любену Пражкову — основателю школы реставрации в Болгарии.
Любен Пражков родился в 18 июля 1931 года в с. Полски Сеновец Великотырновского района. В 1957 г. завершил факультет живописи в Художественной Академии в Софии.
— В школе я и не думал о живописи и реставрации. Мечтал учиться литературе, но плохо было с математикой, и я не получил аттестата о среднем образовании. Единственное место, куда я мог поступить без аттестата — Художественная Академия.
С 1959 г. и до 1962 г. Л. Пражков работал в Народном Институте Памятников Культуры (НИПК) по теме реставрации и консервации средневековой живописи.
Там я прошел хорошую школу — учился по книгам и, главное, из бесед с приезжавшими в Болгарию иностранными учеными. В мои обязанности входило сопровождать их при осмотре наших памятников. Я помню, как повез Х. Плендерлейта, открывшего гробницу Тутанхамона, в Казанлык (IV в до н.э.), на фракийскую гробницу. Зайдя внутрь, он улегся на пол прямо в роскошном костюме. Я ему говорю: «Сэр, возьмите мой мантель» -«Молодой человек, мой костюм не стоит ничего перед этим чудом».
Аспирантуру окончил в Москве (1962−1965) и в 1967 г. защитил диссертацию под руководством всемирно известного историка искусства В.Н. Лазарева.
Наше знакомство с В.Н. Лазаревым состоялось так. Я тогда работал в НИПКе. Незадолго до византийского конгресса в Охриде (1962), уже знаменитый византинист В.Н.Лазарев во всеуслышание объявил болгарское искусство провинциальным и не особо интересным. При этом он опирался на снимки фресок Боянской и Земенской церквей, имевших в то время действительно не лучший вид вот по какой причине. Византийский конгресс в Охриде в 1934 г. проходил под покровительством болгарского царя Бориса, отца нынешнего царя Симеона. Вышло распоряжение подготовить два этих памятника для показа иностранным делегациям. Реставрации тогда в Болгарии не знали. К. Цонев, которому было поручено подготовить храмы для посещения византологов со всего мира, взял книгу проф. Максдернера и прочитал рецепт: «Если хотите освежить и законсервировать фрески разогрейте на огне пчелинный воск, скипидар, лак и нанесите на поверхность.» Так живопись была испорчена. Так вот, в 1961 г. В.Н.Лазарев приехал к нам, чтобы de visu обследовать памятники. Когда мы пришли в Бояну, я включил ультрафиолетовую лампу, подаренную мне поляками, и тут Лазарев ахнул, увидев, как разделились границы подлинной живописи и наносного слоя. На следующий день раздался звонок моего начальника: «Любо, гости без тебя и без твоей лампы никуда не хотят». При расставании В.Н.Лазарев оставил свой московский телефон. А я, приехав в Москву с направлением в аспирантуру, первым делом набрал его номер: «Я приехал в аспирантуру» — «Я Вас беру!» Экзамен принимали М.А.Ильин, В.Н.Лазарев и В.В.Филатов. После моего ответа М.А.Ильин перекрестился: «40 лет экзаменую людей, которые рассказывают о том, чего никогда не видели, впервые вижу человека, который всюду уже побывал.»
Большая часть творческой биографии Л. Пражкова связана с Художественной Академией и преподаванием дисциплин техники живописи и реставрации, истории византийского и староболгарского искусства, иконографии. В 1974 г. он возглавил кафедру «Консервации и реставрации», которой руководил на протяжении 20 лет. В 1982−85 гг. был деканом факультета прикладных искусств. В 1992 г. ввел практическую специальность «Иконография» (икона, стенная живопись, мозаика) на богословском факультете в Тырново, которым руководит и по сей день.
— Каким главным принципам реставрации Вы учите своих учеников?
— Первое, это невмешательство и сохранение автентичности. Ретушировать и тонировать нельзя ни в коем случае! Ведь взгляды людей на памятники и художественные вкусы изменяются. Мы должны оставить памятник в его первозданном виде. Самая большая ошибка, когда художников, у котрых руки чешутся что-нибудь добавить от себя, допускают к реставрации. Второе, я всегда говорю, если нет возможности довести дела до конца — не берись. Сотни лет лежало и еще несколько десятилетий пролежит.
Л.Пражков проходил стажировки в России (реставрационные мастерские Эрмитажа, Русского музея), Польше (консервационные мастерские Кракова и Варшавы), Франции (Лувр), Италии (Международный центр по консервации), Испании (Прадо) и других странах. С 1960 г. участвовал в качестве реставратора и руководителя работ в ротонде св. Георгия в Софии, в церквях Кремиковского и Земенского монастырей, Хрелевой кулы (1965−71), фракийской гробницы в Казанлыке (1972−73), церквей Рождества Христова в Арбанаси (1977−80) и арх. Михаила в Риле (1994−2001), реставрировал многие средневековые иконы из Рильского монастыря, В. Тырнова, Русе и др., произведения масляной живописи более позднего периода болгарских и иностранных художников.
Организатор и участник международных конференций в Софии и разных городах мира, автор многих научных монографий (Хрельовата кула, 1978; Църквата Рождество Христово из Арбанаси, 1979; Български икони, 1985; Български манастири [в соавт. С Е. Бакалова, Ст. Бояджиев], 1992, 1997) и статей, редактор сборников и каталогов, сценарист для многих научно-популярных и документальных фильмов по средневековому искусству Болгарии и Св. Горы Афон — и все это один человек Любен Пражков!
С 1997 г. — пенсионер, однако продолжает преподавать теорию искусства в Академии Художеств, и объявил новые курсы «Балканские маршруты» и «Средневековые болгарские монастыри» на факультете туризма Нового Болгарского Университета; по-прежнему руководит реставрационными работами в Риле, готовит монографию, посвященную рильской церкви; возглавляет отделение «Иконографии» на богословском факультете в В.Тырново. Является заслуженным профессором, доктором, заместителем председателя Национального Совета по охране памятников культуры в Болгарии.
ПОЕЗДКА В ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В РИЛЕ
Однажды вечером, гуляя с моей подругой Моккой Бойкикевой по Софии, мы зашли к ее другу — Любену Пражкову, увлеченно проговорили около часа о «рильском чуде» и условились отправиться Рилу вместе. В один из августовских дней состялось наше путешествие.
— Профессор Пражков, сохранились ли письменные свидетельства о церкви архангела Михаила?
— Источников крайне мало. Наиболее раннее упоминание встречается в грамоте царя Ивана Шишмана (1378 г.), где перечислены владения Рильского монастыря. Однако очевидно, что храм построен гораздо раньше.
По дороге останавливаемся в Орлице, на подворье святых Петра и Павла (1491 г.), расположенном неподалеку от Рилы. Фрески открытого нартекса повествуют о жизни и успении прп. Иоанна Рильского. Одна сцена иллюстрирует сюжет из Жития святого, когда царь Петр, сын Симеона, в 30-е гг. X в. хотел встретиться с прп. Иоанном и направил ему чашу, наполненную золотыми монетами. Иоанн золото вернул, сказав, что золото пригодится ему для войска и устроения гражданских дел, а чашу оставил себе на молитвенную память. Другой цикл изображает процессию с мощами святого, останавливавшуюся здесь в 1862 г. на несколько дней по дороге из Софии в Рильскую обитель.
— Мощи Ивана Рильского находились в Рильском монастыре не всегда. Источники довольно противоречиво представляют картину перенесения мощей. В прологе Драгановской Минеи, написанной при царе Иване-Асене (1218−1241), сообщается, что вскоре после успения (пам. А. 18/1) Иоанна его мощи были положены в Рильском монастыре, а затем царь Петр (927−969) отправил их с почестями и похвалами в Средец (совр. София -А.Н.), где положил в новоотстроенный храм. В Хронике византийского историка Скилицы сообщается о многих исцелениях и чудесах от мощей святого. При византийском императоре Андронике ¶ Комнине, правившем Болгарией, венгерский царь Белла ¶¶¶ увез чудодейственные мощи в свою столицу Гран (совр. Естергом-А.Н.), где они находились до 1187 г., когда дипломатическим путем были заполучены обратно. В 1195 г. царь Иван-Асен ¶ (1186−1196) после восстания и образования Второго Болгарского Царства перенес мощи святого в В.Тырново. Во второй половине XIV века, когда над Балканами вновь нависла турецкая угроза, мощи укрыло тырновское духовенство от поругания мусульманами. В 1469 г. при игумене Рильского монастыря иеромонахе Давиде в обитель приехал священник из Пловдива и сказал, что видел мощи в Тырново. Тогда братия монастыря обратилась за помощью к вдове султана Мурада ¶¶ - Марии, она вымолила у своего сына Мухамеда ¶¶ распоряжение о передаче святыни монахам. По дороге процессия останавливалась в г. Средец, где пять-шесть дней мощи пребывали в ротонде св. Георгия, а 29 и 30 июня оставались в Орлице. 1 июля 1469 г. рака преподобного прибыла в монастырь.
— Сохранились ли, какие-то следы почитания святого в годы его отсутствия в монастыре?
— Несмотря на то, что с XI по XV век мощей в монастыре не было, память святого чтилась — именно тогда составлено т. н. Народное Житие. К времени правления царя Ивана-Асена Второго (1218−1241) относится написание нового Проложного Жития и новой Службы. 1335 г. датируется его изображение в Хрелевой Куле. В XIV в. святой почитается повсеместно — появляются его изображения в Боянской церкви (XIII в.), в Земенском монастыре (1360 г.). Таким образом, как Вы видите, церковь арх. Михаила, стоявшая на паломническом пути в Рилу, сохраняла актуальность своего назначения, т.к. прп. Иоанна почитали и во времена отсутствия его мощей в Рильском монастыре.
— Профессор Пражков, что Вы испытали, когда первые фрагменты древней живописи стали показываться из-под верхнего слоя?
— Мы забыли о сне и о еде. Если начинали работать над одним образом, то уже не останавливались до тех пор, пока не открывался весь лик. Каждый новый фрагмент сулил нам новое маленькое чудо.
— А что изображено на фресках?
— В алтаре — в апсиде святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, мелисмос (композиция, распространившаяся, по мнению Г. Бабич, в конце XII в.), или раздробление агнца, выше во втором регистре — убрус с Христом — Эммануилом (до пояса) с благословляющей десницей и св. апостолы Петр и Павел по сторонам от него в рамках, на своде Вознесение, в боковых алтарных компартиментах — свт. Николай, прп. Патапий, на предалтарних столбах — Благовещение, остатки Преображения, Лонгин воин из Снятия с креста, на стенах и колоннах — святые Феодор Стратилат, Димитрий, преподобные Антоний, Евфимий Великий, царь Константин
— Что Вы можете сказать о художественном стиле?
— Абсолютный аналог я нашел пока только для Иоанна Златоуста в ц. Георгия Хостос в Линдосе на о. Родос. Это византийский стиль, характерный монументальной живописи комниновского периода (XI-XII вв.).
— Когда же, по Вашему мнению, построена церковь и выполнены фрески?
— И по историческим, и по стилистическим соображениям, храм был построен и расписан в промежуток от 80-х гг. XI века до 80-х XII века, когда Болгария, как вы помните, входила в состав Византийской империи (1018−1195 гг. -А.Н.).
— Как складываются в Болгарии отношения между церковной и государственной музейной собственностью?
— Учитывайте, что таких проблем, как у вас здесь не было и нет. Монастыри всегда принадлежали Церкви. Раз государство дает деньги на реставрацию, Церковь обычно не препятствует проведению этих работ. Однако, реставраторам не всегда удается договориться с духовенством. Например, в Риле очень трудно — сменилось священноначалие, и реставраторов перестали допускать к работам, приходилось возвращать государству целевые деньги.
— Почему в Болгарии памятники находятся в такой плохой сохранности, и почти у всех фресок повреждены глаза? Турки виноваты?
— За памятниками никто не следит. Церкви зимой не отапливаются, а летом не охлаждаются при довольно резких атмосферных перепадах температур: зимой -25 0С, летом на солнце +65 0С. Однажды я видел фрески Хрелевой Кулы, покрытые инеем и льдом. Что касается сколотых глаз, то здесь действительно видны следы турецких копий и мечей. Но есть в Болгарии еще и такое народное поверие. Пятнадцать лет тому назад я реставрировал росписи в церкви Рождества Христова в Арбанаси. Перед изданием книги я сидел в алтаре за иконостасом и проверял свои тексты, в храме — никого, тишина. Вдруг слышу шорох. Выглядываю в храм — бабушка на стульчике стоит и глаза у фрески ножом соскабливает. Я подскочил, накинулся на нее: «Что Вы делаете?» Она обомлела — подумала, что сам Бог спустился с небес, сразу на колени, заплакала: «Прости, милый, внучка моя болеет глазами, а мне сказали, то если от иконы взять краску, сделать отвар и приложить к больному месту, поправится».
Солнце жарит. Мы сидим на скамеечке возле входа в церковь и рассуждаем о местных болгарских православных традициях. Профессор вспоминает: «Я родился в Полском Сеновце неподалеку от Велико Тырново. Маленький был. На Крестовдень (14 сентября) в школе нас всегда отпускали на каникулы на две недели — время сбора винограда. Я помню, что первыми на поле всегда выходили женщины, они собирали гроздья. Приносили домой и высыпали их в чаны. Бабушка мыла ноги мужщинам трижды, и только после этого они начинали давить виноград. Перед этом дед впихивал меня в бочку на 1000 л. и давал молоточек для очищения винного камня со стенок. Хороший ли сок для вина, проверяли так: бросали яйцо — утонет — неважное вино будет, нет — хорошее. Недавно рассказал об этом способе своему другу-виноделу. «Так мы до сих пор так проверяем!» Затем на палочку насаживали орехи, погружали их в виноградный сок, а затем высушивали — так приготавливали лукум. С виноградом и виноделием у нас связаны несколько праздников — Преображенье, когда освящают плоды винограда, Трифоновден -впервые подрезают виноградные ветви и Никулден. В этот день открывают первую бочку вина.
— Когда Вы предполагаете завершить реставрацию?
— Несмотря на все препятствия, мы уже раскрыли практически все, что было возможно, сейчас финальный этап. Я работаю над монографией по итогам реставрационных работ.
Избранная библиография Л.Пражкова. Книги
1.Хрельовата кула. История, архитектура, живопис. С., 1973
2. Църквата «Рождество Христово» в Арбанаси. С., 1979.
3. Български икони. Развитие, технология, реставрация. С., 1985
4. Паметници на културата на Света гора-Атон. С., 1987.
5.Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев Ст. Манастирите в България. С., 1992
6. Прашков Л., Божилов Ив., Тулешков Н. Български манастири. С., 1997
7. Българската монаментална църковна живопис през 18−19 век. В.Т., 1998
8. Икони от България. IX—XV вв. С., 2000
Избранная библиография Л.Пражкова. Каталоги
1.1000 години българска икона — Каталог на изложба. София (1976), Париж, Санкт-Петербург, Москва, Берлин, Виена, Варшава, Мюнхен, Брюксел, Лондон и Рим
2.Сокровищата на Рилският манастир. С., 1980
3. Schаtze des Rila-Klosters. Stuttgart, 1981
4. L’art bulgarie du IX-e au XIV-e s. — In: Tresors d’art medieval Bulgarie VII-e-XVIe siecle. Geneve, 1998.
Предварительные публикации церкви арх. Михаила в Риле
1. Л. Прашков, Новооткрити стенописи от края на Х¶¶ - началото на Х¶¶¶ век в гробищната църква в гр. Рила // Проблеми на изкуството.3(1998).3−7.
2. Л. Прашков, Нови открития в декорацията на средновековната църква «Св. Арх. Михаил» в гр. Рила // Проблеми на изкуството.1(2001).3−9.
3. Б. Пенкова, Образът на Св. Патапий в новооткритите стенописи от Х¶¶ в. в гробищната църква в гр. Рила // Проблеми на изкуството.1(2001).9−13.
Литература
1. Ив. Дуйчев Рилският светец. С., 1947.
2. П. Д. Пулос (архим.), Св. Иван Рилски. С., 1992.