Русская линия
Седмицa.Ru02.01.2004 

Прививка от пошлости
Телепрограмма «Православная энциклопедия»

Ведущий священник Алексий Уминский: — Здравствуйте. В прямом эфире — «Православная энциклопедия». На этой неделе произошла новая трагедия: шестеро погибших в теракте. Церковь скорбит с близкими пострадавших и погибших и молится за всех невинно убиенных.

Сегодня мы с Вами поговорим на тему, близкую многим: о музыке. Что слушаем мы и наши дети в храме, дома, на улице, на концертах? Почему именно музыка часто разделяет отцов и детей, вызывает ожесточенные споры, ссоры и полное неприятие друг друга? Какая музыка лучше — легкая или серьезная? Можно ли перефразировать известное выражение: «Скажи, какую музыку ты слушаешь, и я скажу — кто ты». Давайте обо всем этом поразмышляем вместе.

Наш гость — художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического камерного хора Владимир Николаевич Минин. Звоните, присоединяйтесь к беседе.

Но сначала, как всегда, вопрос викторины, и он тоже связан с музыкой: «В каком произведении Петр Ильич Чайковский использовал мелодию молитвенного пения «Спаси, Господи, люди Твоя?» Ответы присылайте на пейджер. Имя победителя мы узнаем в конце программы. Его ждет приз.

А теперь — об одном из памятников в центре Москвы, и о традиции, которая с ним связана.

Сюжет: «Часовня- памятник героям Плевны»
Памятник героям Плевны. Эту часовню построили на свои деньги русские гренадеры в память о товарищах, погибших под болгарским городом Плевной в 1877 году. Тогда русские сражались не просто против турецкой армии, а бились за освобождение своих единоверцев — православных болгар — от ига Османской империи. Часовня стала и символом победы, и знаком единения славянских православных народов. Все русское общество было захвачено тогда идеей этого единства.

Автором проекта стал известнейший архитектор Шервуд. Внутри часовню украсили керамическими изразцами, а у главных образов — святых Александра Невского, Георгия Победоносца и Николая Чудотворца — горели неугасимые лампады. И каждый год совершалось церковное поминовение героев. Эта традиция, прерванная советским временем, возродилась 10 лет назад.

В этом году 10 декабря к памятнику были возложены венки и цветы, а панихиду совершил епископ Орехово-Зуевский Алексий. Вместе с ним молились священники и миряне, военные и штатские, и русские, и болгары. И вновь подтвердились слова, сказанные здесь 115 лет назад, в день открытия часовни: «Пусть этот памятник напоминает грядущим поколениям, из года в год, из века в век, как умеют стоять за честь и славу Родины ее верные сыны, когда они воодушевляются святой Православной верой и безграничной любовью к Отечеству».

* * *

Священник Алексий Уминский: — На этой неделе чествовали великого русского писателя — Александра Исаевича Солженицына. Ему исполнилось 85 лет. В поздравлении юбиляру Святейший Патриарх Алексий II написал: «Ваша судьба, как и судьба многих тысяч наших верующих соотечественников, это одновременно и судьба Русской Церкви — гонимой, и уничтожаемой, но не сломленной».

А теперь, прежде чем я представлю Вам гостя нашей студии, давайте побываем в Большом зале Московской консерватории.

Сюжет: «Дирижер В.Н.Минин»
В этом году исполняется 30 лет с тех пор, как Владимир Минин, ныне профессор, народный артист и лауреат государственной премии СССР, организовал знаменитый теперь на весь мир Московский Камерный хор. В советское время он был одним из первых, кто в концертных залах решился исполнять церковную музыку. Все эти годы, хор и его бессменный руководитель, где бы они ни выступали — у нас и за границей, собирают полные залы. С этим хором почитают за честь петь мировые звезды — Ирина Архипова, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава… «Работаю с мининским хором с наслаждением, Минин — умеет зажигаться и увлечь других», — говорил о нем Георгий Свиридов. «Не верится, что это пение — хор звучит, как мощный орган в руках прекрасного органиста», — писала американская газета «Нью-Йорк Геральд Трибюн».

Дети на концерте Московского камерного хора:

— Какую музыку ты больше любишь? - Ну, рок. - А идешь в консерваторию… - Да, родители заставляют…

— А я сам занимаюсь в хоре, поэтому чувствую: хорошо очень поют…

— Я очень рада, что пришла — никогда такого не слышала…

Священник Алексий Уминский: — Здравствуйте, Владимир Николаевич, спасибо за то, что Вы пришли к нам в студию. Вы всю жизнь занимаетесь старинной русской музыкой. А кто Вам привил любовь к ней?

В.Н.Минин: — Мне на этот вопрос ответить очень трудно. Скорее всего, осознание того, что эта музыка была каким-то дядей запрещена. Все мое нутро восставало против этого запрета, ведь невозможно росчерком пера запретить достояние нации. Пожалуй, так я могу ответить…

Священник Алексий Уминский: — То есть для Вас это был некий способ борьбы за истину и утверждение высоких идеалов?

В.Н.Минин: — Безусловно, для меня это был поиск истины и высоких идеалов.

Священник Алексий Уминский: — Но, к сожалению, сегодня публика, в основном, не стремится на концерты классической музыки. Давайте посмотрим сюжет.

Сюжет: «Опрос на улице»

Юноша: — Мне нравится танцевальная музыка — транс, драм энд бейс, когда можно поколбаситься!

Пожилой человек: — Я вообще никакую музыку не слушаю, у меня голова болит от музыки.

Ответы прохожих на вопрос о любимой музыке:

— Heavy metal — тяжелый металл!

— Музыка — это полная бессмыслица и разврат…

— Танцевальная музыка — брейк-бит и нью метал…

— Музыка? Шансон!

— Рок!

— Никакую музыку не слушаю.

— Панк-рок!

— Церковную, духовную, на самом деле, не очень хочется слушать.

— Если находишься в церкви, то приятно послушать и духовную музыку и она способствует настроению, — в общем-то, это прикольно!

— Попсу, наверное, я люблю слушать больше!

— Ненавижу попсу, потому что эта музыка — для дебилов. Люблю рэп и хип-хоп, все что связано с этой культурой. Я — православный, я верю в Бога и всегда ношу крест. Главное — это гармония, гармония в душе.

* * *

Священник Алексий Уминский: — Владимир Николаевич, в первом сюжете мы слышали, как маленькие дети восхищались духовной музыкой и о том, как их концерт привели родители. А во втором — мы познакомились с мнениями подростков, которые предпочитают совсем другую музыку. У Вас не создалось впечатления после просмотра сюжета, что Вы — «последний из могикан», а духовная и серьезная музыка становится достоянием рафинированных интеллигентов?

В.Н.Минин: — Нет, такого впечатления у меня не создалось. Ведь все, что нам сейчас показали в сюжете — наши недостатки. Наши. Мы уничтожили музыку в школе, мы уничтожили музыку в семье, мы уничтожили музыку в обряде. Отсутствие музыкальной культуры — наша недоработка, результат нашей деятельности. Мне очень жаль этих людей, честно говоря. Все-таки человек отличается от некоторых четвероногих тем, что он иногда поднимает голову к небу и видит там звезды и, может быть, что-то еще. А упираться только в «шансон» или «хэви метал» для меня это — «семечки» навсегда, на всю жизнь!

Священник Алексий Уминский: — Владимир Николаевич, у нас есть вопросы от зрителей.

Телезритель: — Здравствуйте. Скажите, отец Алексий, как Церковь относится к рок-музыке, в том числе, и музыке Юрия Шевчука?

Священник Алексий Уминский: — Я могу высказать лишь свое личное мнение о рок музыке, а потом, может быть, Владимир Николаевич как-то меня опровергнет или что-то добавит.

Я люблю музыку группы «ДДТ», мне нравятся песни, которые поет Юрий Шевчук. Более того, мне нравится не только группа «ДДТ», но и, я думаю, в рок-музыке есть много хорошего и красивого. Отвергать рок-музыку как нечто не принадлежащее к культуре вообще — нельзя. Надо просто понимать, что рок-музыка — явление сложное и противоречивое само по себе. Не вся рок-музыка, конечно, может быть одобрена Церковью, потому что в музыке ряда групп много инфернального и сатанинского. Но есть очень честная, хорошая и добрая музыка, которую волне могут слушать православные христиане. Ваше мнение, Владимир Николаевич?

В.Н.Минин: — Я хочу зацепиться за Ваше слово «добрая» музыка. Я бы добавил, что когда есть добрая и национальная основа, то я принимаю эту музыку. Каждое поколение людей увлекается своей легкой музыкой, и это естественное, нормальное явление. Но когда нет творчества, а только подражание иноземным и не самым лучшим образцам, моя душа восстает против этого. Почему-то русский человек, в особенности, живущий в городе, способен себя унижать, отвергать данные ему Богом землю, историю, культуру, и думать, что все американское и заграничное — это замечательно.

Священник Алексий Уминский: — Однако рок-музыка пришла к нам, конечно, все же с Запада. И хотим мы того или не хотим, мы слушаем все-таки западную рок-музыку. Я, конечно, имею в виду не только себя и других священников, но, прежде всего, нашу молодежь.

Недавно в прессе прошло интересное сообщение: известный рок-музыкант, лидер группы «Алиса» Константин Кинчев вместе с диаконом Андреем Кураевым проводили рок-турне в Екатеринбурге и на Урале. На рок-концертах они занимались проповедью Православия. Они пытались рассказать о Христе через рок-музыку. Как Вы думаете, насколько это оправдано? — Это первый вопрос. Второй вопрос: пытаетесь ли и Вы каким-либо образом приобщить молодежь, то новое поколение, которое мы видели в сюжете, к церковной музыке?

В.Н.Минин: — В Вашем сюжете показаны фрагменты концерта-лекции Светланы Виноградовой, в котором мы принимали участие. Я был поражен тем, сколько было людей в зале и как они слушали церковную музыку. А вообще темой лекции была «Молитва» — и западная молитва, и православная молитва.

Можно ли выразить то же самое через рок-музыку? Например, слушая рок-оперу «Jesus Christ Superstar» («Иисус Христос Суперзвезда»), я не нашел для себя ничего такого, что могло бы меня увлечь и привести мою душу к вере. Ничего я не нашел там, извините.

Священник Алексий Уминский: — Да, рок и духовная классика — разные культуры и разные мировосприятия. Даже язык нашего с Вами поколения немного отличается от того, на котором говорит современная молодежь. И, наверное, именно поэтому могут быть оправданы попытки церковных людей научится говорить с молодежью на одном языке. Как Вы думаете?

В.Н.Минин: — Я согласен, но ведь рок-, поп- и т. п. культура хороша только до определенного физического и духовного возраста. Если дальше человек не начинает ценить Чайковского, Мусоргского, Рахманинова, не начинает читать Достоевского, Пушкина и Толстого, значит, он остановился в своем развитии, так и не стал по-настоящему взрослым.

Священник Алексий Уминский: — Понятно, спасибо. Тогда ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: каким образом современной молодежи привить иммунитет против пошлости и псевдокультуры, навязываемых и культивируемых СМИ, против массовой культуры, которая со всех сторон наc окружает?

В.Н.Минин: — Колыбельной матери. Когда мать качает своего ребенка и поет ему колыбельную, с этого и начинается прививка. А дальше должен быть детский сад, школа, ВУЗ и так далее. Прививка должна быть составлена на основе народной песни, на основе классики и церковной музыки. Если во время человека не привить, то он сильно рискует заболеть.

Священник Алексий Уминский: — Мы сейчас часто говорим о религиозном и духовном подъеме. Но почему-то вместе с подъемом веры мы не наблюдаем подъема культуры, не только духовной, но и даже культуры в общем смысле этого слова. Как Вы думаете, почему?

В.Н.Минин: — Потому что культура прививается с детства — когда тебе 5 или 6 лет, ты все впитываешь как губка, а уже в 25 лет ты увлекаешься тем, что модно, внешними формами. Сегодняшний религиозный подъем пока еще не перерос за пределы внешних форм.

Священник Алексий Уминский: — Каким образом привить человеку духовную культуру с детства? Что для этого необходимо?

В.Н.Минин: — Только через воцерковление, ведь наше общество — больное, и современная семья — это не семья.

Священник Алексий Уминский: — Но ведь Церковь отделена от школы.

В.Н.Минин: — У Церкви есть воскресные школы, а в храмах Церкви есть клиросы. Моя единственная надежда на возрождение русской нравственной культуры — это Церковь. Государство не в состоянии справится с этой задачей.

Священник Алексий Уминский: — Церковь не так давно подняла вопрос о преподавании «Основ Православной культуры» в общеобразовательных школах. И этот проект был, к сожалению, отвергнут. Как Вы думаете, может быть, государству все же имеет смысл задуматься о том, как освободить наше поколение от засилья поп-культуры?

В.Н.Минин: — Если государство всерьез, я подчеркиваю, всерьез озабочено этим вопросом, тогда оно будет обязано ввести предмет «Основы Православной культуры» в школах, хотя бы в виде факультативов. Если же государство только делает вид, что оно озабочено этой проблемой, тогда все ограничится болтовней.

Священник Алексий Уминский: — Сейчас появилось такое явление как православная эстрада, когда поют слащавые песни на благочестивые темы. Обычно, это довольно заунывное пение под гитару и колокольный звон. Как Вы думаете, это нормальное явление? Надо ли с этим бороться, или, наоборот, поддерживать, или как-то видоизменять? Нужна ли православная эстрада?

В.Н.Минин: — Если говорить о православной песне вообще, то она была исторически, люди издавна пели так называемые духовные стихи. Музыкальный материал, который использовался в этом жанре, был невысокого уровня. Никто с этим явлением не боролся. Оно отмирало постепенно, само по себе, просто потому, что было невысокого уровня. А сейчас оно перешло и в еще более легкий жанр.

Священник Алексий Уминский: — У нас еще один телефонный звонок в студию.

Телезритель: — Здравствуйте, я звоню из Читы. Мне 15 лет и, знаете, я слушаю хип-хоп! Но также я люблю ходить в церковь и слушать церковные песнопения!

В.Н.Минин: — Это хорошо, что Вы любите церковную музыку. А вопрос-то Ваш в чем?

Священник Алексий Уминский: — Как жаль, что звонок прервался. Молодой человек волновался, это чувствовалось по его голосу, и он попытался выразить свое отношение к нашей передаче, вероятно, наша тема его заинтересовала. Предполагаю, что он хотел сказать о том, что многие молодые люди, подобно ему, хотели бы не только больше знать о Церкви, но и сохранить свою молодежную культуру, не разрываться, выбирая между Церковью и музыкой, к примеру, «хип-хопом». Возможно ли это?

В.Н.Минин: — Конечно, возможно. Я говорю только, что весь вопрос в том: поднимает ли человек голову к небу или нет, интересуется ли он чем-то, кроме «хип-хопа», или нет. Если интересуется, то в 20 лет будет интересоваться и Чайковским. Надо духовно расти, работать над собой.

Священник Алексий Уминский: — Признаюсь, мне приятен этот звонок, ведь после последнего сюжета может сложиться впечатление, что молодое поколение полностью потеряно, а, на самом деле, это не так. У нас есть еще один вопрос.

Телезрительница: — У меня вопрос к Владимиру Минину. Как он относится к тому, что многие светские хоры поют церковную музыку. Ведь пение церковной музыки в храме и в концертном зале неравнозначны.

В.Н.Минин: — Абсолютно неравнозначны. Если хор поет в концертном зале церковную музыку, важно, какую именно музыку: обиход или художественные сочинения. На концертах лучше петь художественные сочинения, ведь с эстрады петь обиход просто неприлично. В церкви принято петь по определенным канонам и уставам, там музыка занимает только определенную часть службы и не самую значимую. А музыка на сцене — самодовлеющая единица, и, кроме того, на сцене должны быть выполнены все правила концертного исполнения.

Священник Алексий Уминский: — Владимир Николаевич, в храме очень часто, к моему сожалению, звучат именно концертные исполнения, такой партес — почти что оперный. Как Вы к этому относитесь и каким образом Церковь должна выбирать песнопения для молитвы?

В.Н.Минин: — Приведу пример. Император Николай II и его Семья молились на Пасхальной литургии. Александра Феодоровна упала в обморок во время второй части «Херувимской». Государь после службы подозвал регента — это был знаменитый Николай Михайлович Данилин — снял с пальца перстень и подарил со словами: «Господин регент, это Вам за службу. А в следующий раз я попрошу Вас не столь страстно петь «Херувимскую», а то моя жена упала в обморок».

Священник Алексий Уминский: — Спасибо Вам большое, Владимир Николаевич, за то, что Вы пришли к нам в студию. Божией помощи, Вам.

В.Н.Минин: — Вам также. Благодарю Вас.

Священник Алексий Уминский: — Идет третья неделя последнего многодневного поста в уходящем году. Рождественский пост не столь строг, как Великий. Этим постом можно есть рыбу. А Галина Поскребышева научит нас вкусно ее приготовить.

Сюжет: «Целительная кухня. Запеченная рыба»

Галина Поскребышева: — Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами запечем рыбу в духовке. Это очень простое, вкусное и полезное блюдо. На Руси рыбы ели много, ведь реки наши были полны рыбы. Вспомните Ивана Шмелева, как он описывает ярмарки, полные рыбы.

Запекать лучше морскую рыбу (скумбрию, палтус, зубатку, камбалу), потому что она жирнее речной. Обязательно нужно снять с рыбы кожу. Очищенную рыбу надо сначала обвалять в муке, затем уложить на противень. Если у вас рыба не жирная, можно полить ее растительным маслом. Солить рыбу не надо, потому что тогда она отдаст слишком много сока. В старину рыбу обычно жарили на маковом или на ореховом масле. Но сейчас у нас нет ни макового, ни орехового масла. Я просто обильно посыпаю рыбу сверху маком: рыба жирная, и жир впитается в мак, это очень вкусно. Вместо мака можно взять дробленые орехи, здесь у меня — миндальные орешки. Можно взять семена тыквы, или подсолнечника.

А теперь рыбу ставим в духовку, разогретую до 200 градусов. Время запекания — 20−30 минут. Запеченная в маке или в орехах рыба подается с маринованными овощами, это может быть маринованная или квашенная капуста, маринованные свекла или морковь. И очень хорошо подать мелко нарезанный лимон или зелень. Приятного вам аппетита и доброго вам всем здоровья.

Священник Алексий Уминский: — К сожалению, сегодня мы не смогли ответить на все звонки, которые поступили к нам в студию. Мы обещаем вам, что эта тема будет продолжена, и в следующий раз мы встретимся с рок-музыкантами.

А теперь подведем итоги викторины. Вопрос был таким: «В каком произведении Чайковский использовал мелодию молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя?». Сегодня мы присуждаем два приза — тому, кто прислал правильный ответ (победителя зовут Олег, его телефон начинается с цифр 590), а также автору вопроса, Елене Михайловне Темновой. Поздравляем обоих! А теперь посмотрим видеоответ.

Сюжет: «В каком произведении Чайковский использовал мелодию молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя?»

Мелодия молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя» дважды звучит в торжественной увертюре Петра Ильича Чайковского «1812-й год». Композитор написал ее на освящение храма Христа Спасителя, построенного в память победы русского оружия над войсками Наполеона.

* * *

Священник Алексий Уминский: — Благодарю всех, кто провел с нами эти полчаса. Не забудьте заглянуть на наш сайт «Седмица.Ru». Всего доброго, увидимся через неделю. Храни Вас Господь.

13 декабря 2003 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru