РИА Новости | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 31.12.2003 |
— В первую очередь — светлой и теплой радости о Христе, благоволившем родиться и придти в этот грешный мир «нас ради человек и нашего ради cпасения». Пусть Его всесильная помощь сопутствует нам на всех путях жизни, во всех испытаниях, в добрых делах и замыслах.
Промыслом Божиим нам суждено жить в непростое время стремительных и подчас грозных перемен. Желаю вам, дорогие соотечественники, мудрости и силы, неоскудевающего трудолюбия и терпения. Пусть вера, надежда и любовь поселятся в каждом сердце. Пусть наступающий год станет для каждого из нас временем духовного возрастания, плодотворного осмысления пройденного нами пути, пусть будет он для нашего Отечества мирным и благословенным.
— Какие важные изменения в жизни Русской Православной Церкви произошли за истекший год?
— Одним из важнейших событий прошедшего года явилось празднование 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Народные торжества явились зримым свидетельством преемства национального религиозного духа, живой связи исторических времен Отечества, насильственно прерванной в ХХ веке. Как и сто лет назад, память преподобного Серафима привела в его обитель Главу Российского государства, архипастырей, пастырей, представителей светской власти, воинства, благочестивых мирян. В этом видится обновление традиции совместного служения Церкви и государства благу Отчизны и ее народа.
Особым событием для церковной жизни России и особенно ее столицы стали широкие церковно-общественные торжества по случаю 700-летия преставления святого благоверного князя Даниила Московского. Различные мероприятия, посвященные памяти святого князя Даниила, проходили в течение всего минувшего года.
Важным событием завершившегося года я считаю начало активного диалога с Русской Православной Церковью за границей. Визит в Москву делегации Русской Зарубежной Церкви, состоявшиеся здесь собеседования открывают новую страницу в наших отношениях. Русские православные верующие во всем мире молятся о том, чтобы последующие шаги навстречу друг другу были благоуспешны.
— Как вы оцениваете итоги первого визита в Москву делегации Русской Православной Церкви за границей, состоявшегося в ноябре 2003 года?
— Каковы были причины трагического разделения Русской Православной Церкви в ХХ веке?
— Что сегодня сдерживает процесс сближения РПЦЗ и Матери-Церкви?
— Каковы перспективы дальнейшего развития взаимоотношений в новом 2004 году?
— Сам факт этого визита и состоявшихся в Москве переговоров свидетельствует о достижении качественно нового этапа в отношениях между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью. Наши встречи проходили в обстановке открытости и взаимопонимания.
Они показали, что психология разделения и отчуждения, порожденная трагическими событиями революции 1917 года и Гражданской войны, ныне, по милости Господней, постепенно преодолевается. Промыслом Божиим на нынешнее поколение русских архипастырей в Отечестве и в рассеянии возложены великий труд и великая ответственность — уврачевать взаимные обиды и предубеждения, накопившиеся за многие десятилетия. Наш общий исторический долг перед Русским Православием — оказаться достойными этой миссии.
Пока, на наш взгляд, процесс сближения идет успешно, хотя, как и следовало ожидать, не без трудностей. Дальнейшие практические шаги будут обсуждаться в 2004 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Мы также договорились с Русской Зарубежной Церковью о создании комиссий, которым надлежит исследовать пути решения проблем, возникших за долгие годы разделения. В первой половине будущего года, как мы ожидаем, Москву посетит Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр. Этот визит станет новым шагом в ранее определенном направлении.
— Намечены ли пути улучшения отношений с Римско-католической Церковью?
— Позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу неизменно состоит в том, что мы открыты для доброжелательного, конструктивного, нелицемерного диалога с Римско-католической Церковью. Чтобы такие отношения между Церквами стали реальностью, необходимо решить проблемы, ныне серьезно омрачающие двусторонние отношения. Вот уже более десяти лет главными препятствиями на этом пути являются католический прозелитизм в России и других странах СНГ, а также сохраняющийся конфликт между православными и греко-католиками на Украине.
Русская Церковь не может мириться с тем, что в нашей стране продолжают действовать католические миссионерские ордена, чья деятельность направлена на обращение в католицизм крещенных в Православии людей и особенно детей, находящихся в создаваемых миссионерами приютах. Подобная «проповедь» католиков среди исконно православного населения и является прозелитизмом, то есть практикой уловления душ, нетерпимая в межхристианских отношениях. Каких-либо изменений к лучшему в этом направлении пока не наблюдается.
Нет улучшений и в ситуации с униатскими гонениями на православное меньшинство в западных областях Украины. Верующие Украинской Православной Церкви продолжают испытывать всевозможные утеснения в трех регионах страны, где греко-католики численно преобладают и выступают заодно с местными националистами, — во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Более того, Украинская Греко-католическая Церковь усиливает свою духовную экспансию в направлении традиционно православных регионов Востока и Юга Украины. Так, планируется перенос главной кафедры греко-католиков из Львова в Киев, где никогда не было значительного униатского присутствия, и учреждение там униатского «патриархата». Все это грозит дальнейшим обострением отношений между нашими Церквами. Чтобы этого не произошло, Рим должен на деле продемонстрировать свою волю к диалогу и не допустить действий, способных его окончательно заморозить.
Все вышеупомянутые проблемы, существующие в отношениях между двумя Церквами, возникли не по нашей вине, и потому было бы естественным, чтобы именно Ватикан продемонстрировал сейчас добрую волю. Если какие-либо конкретные инициативы, способствующие реальному улучшению ситуации, будут нам предложены, Русская Церковь готова их поддержать. К сожалению, до сих пор из Ватикана исходят лишь декларации о добрых намерениях, прикрывающие недружественные акции католиков в отношении православных.
— Какой вклад Русская Православная Церковь вносит в урегулирование конфликтов на Кавказе (на Юге России, в Грузии, Армении, Азербайджане)? Что планируется предпринять в ближайшее время?
— Основным рабочим инструментом межрелигиозного сотрудничества в интересах мира на Кавказе и в Закавказье являются традиционные встречи духовных лидеров России, Армении и Азербайджана. С нынешнего года в этих встречах начала принимать участие и грузинская сторона в лице Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, и таким образом из трехсторонних эти миротворческие встречи преобразовались в четырехсторонние.
Хорошо известно, что миротворческая позиция религиозных лидеров, духовенства и верующих оказывают непосредственное и благотворное влияние на внутриполитическую ситуацию. Вот почему так важно, чтобы руководители религиозных общин сопредельных государств вместе призывали свою паству к терпимости, миру и согласию. И стократ это важнее в таком потенциально взрывоопасном регионе, как многоязыкий, многонациональный, многоконфессиональный Кавказ. Одна из задач подобных встреч — найти общую позицию по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений в этом регионе. Несмотря на то, что крупномасштабных военных действий здесь в настоящее время нет, народы, населяющие Кавказ, зачастую по-прежнему разделены враждой и взаимным недоверием. Поэтому голос духовных лидеров одновременно обращен к верующим, всему обществу и политикам стран, вовлеченных в региональные конфликты.
Итогом недавней четырехсторонней встречи, в которой приняли участие Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и Глава Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде, стало обращение, в котором обозначены основные принципы мирного и справедливого урегулирования конфликтов на Кавказе. В противовес всякого рода радикалам и экстремистам, призывающим к новым силовым переделам земли и власти, мы считаем принципиально важным разрешение существующих проблем исключительно мирными и законными средствами. Также было отмечено, что многие из этих проблем порождаются ущемлением прав национальных меньшинств. Кавказская земля издавна является домом множества народов, и государства региона всегда были славны культурой добрососедства. Меры по ее восстановлению необходимы сегодня в первую очередь. В частности, нужно содействовать интеграции национальных меньшинств во все сферы общественной жизни, обеспечить для них свободу вероисповедания и религиозной деятельности, дать им возможность развивать свой язык и свою культуру. Нельзя забывать о беженцах и вынужденных переселенцах, которые желают возвратиться в свои дома.
Необходимо решительно противостоять межнациональной и межрелигиозной вражде. Те, кто виновны в массовых убийствах мирных граждан, должны понести наказание согласно закону. Террористы, экстремисты и политические радикалы пытаются использовать национальные и религиозные различия в собственных эгоистических и пагубных целях, чуждых истинной религиозности. Мы вновь напомнили политикам, общественным деятелям, работникам культуры и средств массовой информации о том, насколько недопустимо и опасно превозносить или унижать человека по национальному или вероисповедному признаку.
Наш пастырский долг — удержать от участия в погибельных делах вражды и ненависти всех верующих вне зависимости от их религиозной принадлежности. Мы обратились к нашим духовным чадам со словом мира, призывая их к братскому общению и совместному труду во имя общего будущего на Богом данной земле.
Сегодня многие ожидают от религиозных общин Кавказа активного участия в умиротворении конфликтов и в налаживании нормальной жизни. Представители власти и общества в наших странах надеются, что миротворческие усилия лидеров традиционных религий помогут уврачевать раны в душах людей и этим подготовят почву для всеобъемлющего и долговременного мирного урегулирования. Мы надеемся оправдать эти ожидания.
— Какие успехи достигнуты в решении проблем налогообложения, преподавания Основ православной культуры в российских школах и духовного окормления военнослужащих?
— По вопросу преподавания Основ православной культуры идет широкая общественная дискуссия, в ходе которой высказываются различные точки зрения, подчас диаметрально противоположные. Наша позиция, которую мы стремимся донести до сознания общества и власти, остается неизменной: такой предмет в школах необходим, ибо подрастающее поколение не может и не должно быть отлучено от истории, культуры и духовной традиции своего народа. Основное условие, которое надо соблюсти при этом, состоит в том, что обучение должно быть добровольным.
Сам факт изучения подобных дисциплин не является нарушением светского характера Российского государства. Преподавание Основ православной культуры в нашей стране не станет обучением религии, как это порой пытаются представить наши оппоненты. Основы православной культуры — предмет скорее культурологический, и его преподавание — лишь реализация права будущего гражданина и просто образованного человека получить необходимые знания о духовном, историческом и культурном достоянии родной страны. Это тем более важно, что на протяжении многих десятилетий советская система образования не допускала никакой альтернативы атеистическим принципам, лежащим в основе обучения, и эта идеологическая монополия в высшей степени отрицательно повлияла на духовный облик нашего народа. Нелишне отметить, что во многих случаях преподавание Основ православной культуры инициируется родителями учащихся и самими детьми, то есть в народном сознании существует устойчивое стремление к преодолению нелегкого наследия атеистической системы образования. И это стремление должно уважаться государством.
Убежден, что изучение данного предмета в школе ни в коей мере не может ущемить интересы даже тех детей, семьи которых исповедуют не Православие, а другую веру. Во-первых, как уже говорилось, изучение Основ православной культуры должно быть добровольным. Во-вторых, следует помнить, что к духовно-исторической традиции Православия, по оценкам социологов, принадлежит до 80 процентов населения современной России, и базовые познания в сфере православной культуры ни для кого не могут оказаться излишними. Наконец, в местах компактного проживания верующих других религий вместо курса православной культуры или параллельно с ним по желанию учащихся и их родителей может преподаваться аналогичная дисциплина на основе любого из традиционных для России вероисповеданий.
В ряде регионов преподавание Основ православной культуры уже ведется. К сожалению, на федеральном уровне пока практических шагов по введению преподавания Основ религиозной культуры не сделано. Положение усугубляется еще и тем, что даже в Министерстве образования нет единой позиции по вопросу, хотя примерное содержание учебного курса уже разработано.
Вопросы окормления военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и заключенных решаются более динамично. В прошедшем году был заключен ряд соглашений о сотрудничестве Русской Православной Церкви с командованием родов войск; в некоторых высших военных учебных заведениях ведется преподавание Основ православной культуры. В расположении воинских частей открываются храмы, и невозможно переоценить их благотворное влияние на нравственный облик и боевой дух воинов. Особенно это касается храмов, расположенных в «горячих точках», где солдаты и офицеры ежедневно подвергаются опасности, и молитва в храме, участие в церковных Таинствах укрепляют их в жертвенном служении Отечеству. Инициаторами возведения храмов и часовен в расположении воинских частей обычно выступают сами военнослужащие.
Минувший год поставил проблему обложения налогом собственности религиозных организаций. Ранее нам удалось достичь компромисса со светской властью в вопросе взимания с доходов Церкви налога на прибыль. Проблема здесь заключалась в том, что, в отличие от любой производственной, финансовой или коммерческой структуры, для Церкви получение и приумножение прибыли не является целью, определяющей ее существование. И потому денежные средства, поступающие Церкви, не являются прибылью в строгом смысле слова. Она не распределяется между членами религиозной общины, а полностью используется для поддержания и развития ее деятельности. В основе церковных доходов — добровольные пожертвования верующих, приносимые в храм во славу Господню, и потому ни по законам Божеским, ни по законам человеческим не должны подвергаться обычному налогообложению. Эти соображения были приняты во внимание законодателем, и религиозные организации были освобождены от налога на прибыль.
В вопросе налогообложения собственности религиозных организаций пока не удалось придти со светской властью к взаимоприемлемым решениям. Глава 30 Налогового кодекса «Налог на имущество организаций» освобождает от налогообложения только то имущество Церкви, которое используется «для религиозной деятельности», то есть храмы, монастыри, часовни, богослужебную утварь, иконы и тому подобное. Все остальное имущество, согласно новой редакции кодекса, должно облагаться налогом на общих основаниях. Это коснется, например, издательского и полиграфического оборудования, сельскохозяйственной техники в подсобных хозяйствах, гостиниц и транспорта для паломников и многого другого. Такое изменение налогового законодательства губительно повлияет на жизнь Церкви, сделает невозможным ее полноценное существование, в особенности осуществление разнообразных социальных программ, в которых сегодня заинтересовано все общество. Многие сферы церковной жизни не отделимы от «религиозной деятельности» в собственном смысле слова: это издательская, просветительская, образовательная работа, хозяйствование монастырей и подворий для обеспечения нужд самих обителей, а также посещающих их паломников и людей, нуждающихся в помощи. Еще до принятия новых норм налогообложения эти области наших трудов буквально балансировали на грани выживания. Теперь их развитие будет затруднено настолько, что может возникнуть вопрос о свертывании этих программ в случае, если положения Главы 30 Налогового кодекса не будут пересмотрены. В наступившем году мы намерены продолжить переговоры со светской властью и, в частности, привлечь ее внимание к общественно значимым аспектам социального служения Церкви, которые не были учтены при принятии нового Налогового кодекса.
— Какие вопросы Вы считает наиболее актуальными в наступившем году?
— Необходимо развитие межрелигиозного сотрудничества: в марте в Москве состоится II Межрелигиозный миротворческий форум стран СНГ. Практика показывает, что проведение подобных мероприятий весьма благотворно сказывается на общем климате межнациональных и межрелигиозных отношений в России и за рубежом, способствует сохранению мира и преодолению имеющихся конфликтов.
Весьма важным я считаю налаживание конструктивного взаимодействия со вновь избранной Государственной Думой. Одним из важнейших вопросов, который предполагается обсудить с депутатами, является уже упомянутая сегодня Глава 30 Налогового кодекса.
К числу приоритетов относится и дальнейшее продолжение диалога с Русской Православной Церковью за границей. Прежде всего предстоит решить вопрос о возобновлении молитвенного, а в будущем и евхаристического общения, найти мудрые взаимопримлемые решения по ряду иных проблем.
Весьма важным полагаю упрочение традиционных братских связей Московского Патриархата с другими Поместными Православными Церквами. Предстоят взаимные визиты и встречи на разных уровнях, начиная от уровня Предстоятелей Церквей. Не менее важным является и общественное обсуждение народом Божиим широкого круга актуальных вопросов православного единства и межправославного сотрудничества. Поэтому работа VIII Всемирного Русского Народного Собора, который пройдет в марте 2004 года, будет посвящена теме «Россия и православный мир».
Беседовала Ольга Липич