Православие.Ru | Леонид Виноградов | 31.12.2003 |
Пройдет время, о нем напишут друзья, коллеги по научной и педагогической работе, священники, служившие с ним, духовник и духовные чада. Только тогда личность пастыря и педагога раскроется соотечественникам во всей полноте. Я встречался с отцом Борисом всего 2 раза — на Рождественских чтениях 2002 года подошел к нему под благословение, а еще через месяц брал у батюшки интервью. Но заочно отец Борис сыграл роль и в моей жизни, и именно поэтому я решаюсь написать о нем, отдать ему последний поклон.
Мое воцерковление, начавшееся в 1998 году (и, конечно, еще не законченное), было непростым. С одной стороны, жизненные перипетии убедили меня в том, что «без Бога ни до порога», с другой стороны, мир Церкви, Православия, хотя и привлекал красотой храма и богослужения, всё же оставался чужим. Раздираемый типичными для интеллигента-неофита противоречиями, купил я книгу «Церковь, дети и современный мир». (Я уже давно был не ребенок, но вопросы о совместимости реальной жизни и Православия волновали меня и, что греха таить, казались неразрешимыми). В книге были напечатаны статьи и интервью четырех священников, совмещавших пастырское служение с педагогической деятельностью, о проблеме, давшей название сборнику. В числе авторов книги были и два замечательных московских священника — протоиерей Артемий Владимиров и священник Алексий Уминский. Интервью с отцом Артемием и статья отца Алексия тоже многое мне объяснили. Но статья отца Бориса «Православное образование не должно быть образованием исключительно для православных» о центре «Новая Корчева» меня потрясла. Потрясла не только масштабом проделанной священником работы, но и удивительным созвучием наших мироощущений. Я сразу пожалел, что такой замечательный батюшка служит не в Москве, что не смогу у него окормляться. Сожаление длилось недолго — вскоре по милости Божией я почувствовал такое же созвучие с одним из священников ближайшего к моему дому храма, и вот уже 5 лет окормляюсь у него. Но сохранились глубокое уважение к отцу Борису и интерес к его деятельности.
В том же году я прочитал книгу отца Бориса «Введение в христианскую психологию». Безусловно, это одна из лучших миссионерских книг. Отец Борис твердо отстаивал Истину, но никого не осуждал. В слове на выпускном школьном вечере «Что такое жизнь» (в книгу вошли не только статьи священника, но и некоторые его проповеди) отец Борис сказал своим ученикам: «И еще один последний совет, пусть он не покажется вам банальным — любите Россию. Всегда знайте, что Богом вам дано жить в великой стране. Наша земля сегодня поругана, унижена, но не убита. Не ищите виновных. Это лишит вас благодати Христовой. Скажите лишь: я и сам не без греха, и начинайте трудиться». (Б. В. Ничипоров. «Введение в христианскую психологию», Москва, «Школа-пресс», 1994, с. 150). Книга издана в 1994 году, но и сегодня эти слова не потеряли своей актуальности.
Прекрасно понимающий ограниченность психологии, отец Борис не только не отрицал ее, но и добрым словом вспоминал своих университетских преподавателей. Все статьи и проповеди, вошедшие в книгу, пронизаны любовью. И в то же время за каждой строкой чувствовался воин, воин Христов.
Когда в конце 2001 года я решился сотрудничать с церковными изданиями, первый материал, о котором подумал — интервью с отцом Борисом. Оно и стало одной из первых моих публикаций на сайте «Православие.Ru». Я благодарен за содействие близкому другу отца Бориса, замечательному психологу и человеку Андрею Феликсовичу Копьёву. А сегодня, когда отец Борис покинул этот мир, благодарю Бога за то, что успел познакомиться с этим удивительным человеком.
Впечатление от встречи было таким же ярким, как и от книг. Пастырь и воин, живой, человечный, свободный. Но это, повторяю, лучше опишут люди, близко знавшие батюшку.
В прошлом году в издательстве «Паломникъ» вышла новая книга отца Бориса в двух частях «Времена и сроки». Эта книга в чем-то перекликается с блистательной пушкинистикой Валентина Семеновича Непомнящего и «Образом в искусстве» Николая Николаевича Третьякова (также отошедшего ко Господу в этом году). Все трое талантливо решали задачу, точно сформулированную архимандритом Иоанном (Экономцевым) в послесловии к «Временам и срокам»: «Не отрицание культуры и фундаменталистский нигилизм, а воцерковление культуры в ее высших достижениях — вот задача может быть, важнейшая для нас сегодня». (Протоиерей Борис Ничипоров. «Времена и сроки». Книга первая. «Паломникъ». Фонд «Сеятель», Москва, 2002. С. 182). Несомненно, «Времена и сроки» интересны всем гуманитариям. Пожалуй, в этой книге именно к ним обращена миссионерская проповедь отца Бориса.
Дорогого стоит предисловие выдающегося психолога и педагога, создателя (совместно с Д. Б. Элькониным) знаменитой во всем мире системы развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова. (Давыдов умер в 1998 году, следовательно, книга отца Бориса к тому времени уже была написана, но не нашлось издателя). По воспоминаниям коллег, знаменитый ученый не был воцерковленным человеком. (Был ли он верующим, мы судить не вправе — тайна человеческого сердца открыта только Богу). Тем более ценно такое его признание: «В рассматриваемой книге поднимается вопрос о том, как человек приобщается к Божественным и демоническим силам: к силам добра и зла, благодати и бездны. Только по воле самого человека в него входят те или иные силы (энергийности). Благодать — это любовь, радость, милосердие, вера, воздержание и некоторые другие свойства человека. Добродетельная и подвижническая жизнь способствует проникновению человека в благодать. Усугубление пороков, немощи и отчаяния ведет его в бездну. Благодать и бездна — два различных духовных начала человека. Психология энергийности, излагаемая в книге отца Бориса, — это, по сути дела, попытка оценить роль и значение этих начал в сложной жизни человека, в становлении его поступков и личностных отношений. Здесь действительно лежит та область, о которой современная светская психология имеет, на мой взгляд, лишь беллетристические суждения и о которой духовная психология, опираясь на поэтический и религиозный опыт, может сказать нечто более весомое». (Протоиерей Борис Ничипоров. «Времена и сроки», Книга первая, «Паломникъ», фонд «Сеятель», Москва, 2002. С. 7).
В интервью отец Борис, отвечая на мой вопрос, сказал, что в начале 80-х коллеги не поняли его — молодого преуспевающего кандидата наук, сначала ушедшего работать в издательский отдел Московской Патриархии, а затем принявшего священный сан и уехавшего из столицы в глубинку. Сегодня молодым людям это трудно понять. Среди современных священников немало выпускников МГУ и других престижных вузов, кандидатов и докторов не только богословия, но и светских наук. Но 20 лет назад духовный выбор отца Бориса мог быть воспринят как вызов общественному мнению. Наверное, многие коллеги были искренне убеждены, что молодой ученый просто сошел с ума. В то время только очень мужественный и сильный человек мог предпочесть пастырское служение научной карьере. Прошли годы, и многие коллеги отца Бориса (даже неверующие) поняли серьезность и глубину его выбора, осознали, что батюшка не только не погубил свой талант, но приумножил его. Предисловие В. В. Давыдова к книге отца Бориса — лучшее тому доказательство.
Земной путь отца Бориса завершен. Верю, что Господь примет в селения Свои душу человека, смолоду посвятившего свою жизнь служению Ему. Нам же, пока остающимся на этой грешной земле, еще предстоит изучить педагогический, пастырский и миссионерский опыт почившего священника. Убежден, что имя протоиерея Бориса Ничипорова будет золотыми буквами вписано в историю русской педагогики.
В заключение хотелось бы отметить, что отец Борис был носителем и проповедником радостного христианства. К сожалению, за справедливыми оценками греховного мира мы часто забываем, что христианство — мир радостный и светлый. Такие настроения отец Борис оценивал со свойственным ему мягким юмором и истинной православной свободой: «Многие отгораживаются от реалий разговорами о близком конце света, бездеятельностью, пассивностью. Но тогда надо покрываться белой простыней и ползти на кладбище! Если же мы хотим быть христианами по духу, а не по названию, если хотим возрождать Россию, надо формировать православных мальчиков и девочек, умеющих жить в современном мире, преображая его». («Не такой как все». «Даниловский благовестник», Москва, 2000. С. 103). Перестанем же унывать, а будем трудиться на благо России и Церкви Христовой в меру отпущенного каждому из нас таланта так же честно, как трудился отец Борис.
Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего протоиерея Бориса!