Эстония | Андрей Деменков | 26.12.2003 |
Церкви большинства православных стран в прошлом веке перешли на григорианский календарь. Однако самые консервативные — Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская, — оправдывая второе название своей конфессии — Ортодоксальная, — сохраняют приверженность юлианскому исчислению.
Упрямство объясняется прежде всего необходимостью сохранять древние традиции и стремлением отмечать важные религиозные праздники в «правильные» дни. Дело даже не в том, что юлианский календарь весьма неточен, потому в XVI веке западноевропейцы по велению католической церкви и перешли на григорианский. Проблема в вынужденном двуличии православных, к которому их подвигает упрямство церковных ортодоксов.
Даже в России, стране с безоговорочным преобладанием православных христиан, светская и церковная жизнь, ведущиеся по разным календарям, вступают в резкое противоречие друг с другом.
В самый разгар рождественского поста, соблюдаемого по юлианскому календарю, народ празднует Новый год по григорианскому исчислению. А что за Новый год без веселья, шампанского в руке и обилия самых разных блюд на столе?
Один мой знакомый предприниматель — прилежный православный христианин. Искренне верует, немало жертвует на нужды церкви, иконы в его кабинете вовсе не для показухи. Однажды я присутствовал на открытии его нового торгового центра, проходившем за несколько дней до Нового года. После церемонии гости были приглашены на небольшой фуршет, во время которого сам хозяин потягивал коньяк, закусывая весьма скоромными блюдами.
«А как же пост?» — поинтересовался я не без ехидства. «Не могу же я сейчас уйти или зернышки клевать, — ответил тот с досадой. — Надо бизнес вести, с людьми общаться. А среди моих партнеров очень много атеистов, лютеран, католиков. К тому же впереди все равно Новый год…»
Стоит ли объяснять, что предприниматель этот далеко не одинок?
В подобном положении в Эстонии оказываются все православные. И если в России проблема заключается в несоответствии светского и церковного календарей, то в Эстонии она осложняется превалированием лютеран, жизнь которых протекает по одному, григорианскому летоисчислению. Поэтому рождественские праздники у нас выпадают на 25−26 декабря.
В свое время отец Александр Мень говорил: «Какая разница, сколькими пальцами креститься — двумя, тремя, да хоть кулаком. Главное при этом — думать о Боге». Надеюсь, мало для кого станет откровением мысль о том, что не люди существуют для Церкви, а Церковь для людей. В нашем случае для христиан, которые живут в обществе других христиан. Поэтому православным иерархам, на мой взгляд, стоило бы перенести принцип Меня и на религиозный календарь. Тем более, что в Рождестве главное не дата, а событие, которому посвящен праздник.
Счастливого ВСЕМ Рождества!
24 декабря 2003