Новые Известия | Протоиерей Михаил Ардов | 26.12.2003 |
Можно свалить на законы рыночной экономики, когда все и вся на продажу. Можно сказать о нашей неискоренимой привычке даже Богу молиться до сотрясения мозга. Можно пошутить: если у патриарха всея Руси и президента всея Руси есть резиденции, чем хуже Снегурочка! Но с каждым годом рождественско-новогодняя вакханалия длится все дольше и принимает все более дикие формы, так что у людей в здравом уме и со вкусом все это не может вызвать ничего, кроме огорчения.
Предвижу возражение: люди хотят отмечать Рождество не хуже, чем на Западе. Но там одно из главных божеств — политкорректность, строго отслеживается, как бы не оскорбить чужие религиозные чувства. Помню, в США во время Пасхи увидел около протестантского храма плакат с изображением бабочки и надписью: «Он воскрес». «Кто, — спрашиваю, — воскрес? Бабочка?» «Нет, — отвечают. — Но как же можно в публичном месте написать, что Христос воскрес? Это ведь обидит иудеев, мусульман и буддистов».
Как бы ни относились мы к такому «уважению чужого», но все-таки оно приличнее нашего неуважения к самим себе. Конечно, я понимаю, когда в какой-нибудь нищий детдом, где сидят полуголодные неодетые ребятишки, приходят Дед Мороз и Снегурочка, никто не вправе отнять у детей эту радость. Но когда Дед Мороз со Снегурочкой из кожи вон лезут, ублажая в ночных клубах со стриптизом людей, дорвавшихся до власти и денег, становится предельно ясно: все это — языческие мерзости. Чуть только Бог по какой-то причине отходит от нас, или мы отходим от Бога — мы немедленно попадаем в объятия язычества.
Признаюсь, если бы это от меня зависело, ни в коем случае, ни за что в Рождество, да, впрочем, и в другие дни, не допустил бы таких изображений Деда Мороза, какие мы видим сплошь и рядом. Ибо все они являются мерзкими карикатурами на святителя Николая. После того, как Петр I ввел празднование Нового года в январе, нужно было сделать в связи с этим что-то такое свое елочное. Вспомним, что император вообще был склонен к шумным празднествам, и Россия при нем приняла карнавальное, разухабистое и порой безобразное обличье. Санта-Клауса нельзя было — придумали русского Деда Мороза. А после Петра и вплоть до 1917 года никаких Дедов как всенародных идолов не было. И песня про елочку, которую в лесу Мороз снежком укутывал, написана уже при большевиках. Они раскручивали Новый год, чтобы затмить Рождество. К Деду присобачили Снегурочку, и началась новоязыческая мифология. Но коль скоро мы все дальше от советских нравов, то и с советской мифологией надо кончать. Или на худой конец ее реформировать. Чтобы не показаться читателю мракобесом и человеком, начисто лишенным чувства юмора, предлагаю вниманию новогодних шоуменов модернизированный вариант, эдакую новорусскую парочку в духе времени: Дед Мороз и внук его — Отморозок. Автор — настоятель храма Царственных мучеников на Головинском кладбище в Москве, литератор, публицист.
25 декабря 2003 г.