Русская линия
Газета.GZT.RuСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)26.12.2003 

Мира, радости, здравия, духовного и телесного
Интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

В дни рождественского поста Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы специального корреспондента ГАЗЕТЫ Надежды Кеворковой по самым животрепещущим темам, которые стоят сейчас перед Церковью. Но прежде Святейший Патриарх Алексий передал слова поздравления с наступающим Новым годом и грядущим праздником Рождества Христова, а также теплые пожелания мира, радости, здравия, духовного и телесного, читателям ГАЗЕТЫ.

— Ваше Святейшество! Каковы конкретные пути сближения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей? Каков будет ее статус? Предполагается ли объединить ее епархии с зарубежными епархиями Московского Патриархата?

— Будем искать эти пути вместе, общими усилиями. Ведь настоящий диалог с руководством Русской Православной Церкви за границей только начинается. Сейчас самое важное, что обе стороны готовы признавать ошибки прошлого, а вместе с тем — с уважением относиться к тем реальностям, которые сложились в минувшие десятилетия. Мы уверены, что ни внешние обстоятельства церковной жизни, ни личные ошибки иерархов в России и за ее пределами не смогли лишить нас сокровенного единства во Христе.

В ноябре этого года в Москве было достигнуто соглашение о создании особых комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Этим совместным комиссиям предстоит подробно изучить различия в позициях по отдельным аспектам наших отношений и найти конкретные способы их преодоления. К своей работе данные комиссии еще не приступили, но это произойдет, надеемся, вскоре.

— Каковы условия Московской Патриархии для визита Иоанна Павла II в Россию? Ведутся ли переговоры об этом сейчас?

— Принципиальная возможность визита Папы Римского в Россию, равно как и встреча Предстоятелей двух Церквей, с нашей стороны никогда не отвергались. Как известно, в 1997 году подобная встреча готовилась в Австрии, но в последний момент представители Ватикана вычеркнули из проекта ранее согласованных совместных документов пункты, касающиеся прозелитизма и конфликта между греко-католиками и православными на Западной Украине. Поэтому событие, которое должно было открыть новую страницу во взаимоотношениях Русской Православной и Римско-Католической Церквей, не состоялось. Таким образом, наша встреча с Папой Римским, может произойти только в том случае, если будут преодолены проблемы, омрачающие отношения между нашими Церквами, а именно — миссионерская активность католического духовенства и монашества среди исконно православного населения в России и странах СНГ и политика гонения на православных, осуществляемая украинскими греко-католиками.

Нам не хотелось бы, чтобы визит Папы в Россию, если ему суждено когда-либо осуществиться, проходил по «украинскому сценарию». Я имею в виду поездку Иоанна Павла II на Украину, которая состоялась в 2001 году вопреки мнению Украинской Православной Церкви о ее преждевременности в условиях не уврачеванных межконфессиональных проблем. Накануне визита в некоторых кругах этой страны была весьма популярна идея, согласно которой самим фактом приезда Папы Римского будут в одночасье разрешены все ныне существующие на Украине политические, экономические и, главное, межконфессиональные проблемы. Как известно, ничего подобного не произошло. А в межконфессиональном отношении ситуация даже ухудшилась: почувствовав поддержку из Рима, греко-католики усилили свою экспансию на традиционно православные Восток и Юг Украины. В настоящее время глава Украинской Греко-католической церкви кардинал Л. Гузар планирует перенести свою кафедру из Львова в Киев, параллельно добиваясь от Ватикана титула «патриарха». Взирая на такое развитие событий, Русская Православная Церковь убеждается в правильности своей позиции и видит возможность приезда Папы Римского в Россию только в том случае, если этот визит станет увенчанием нелицемерного и братского сотрудничества двух Церквей в деле реального улучшения отношений. Однако, к нашему глубокому сожалению, пока нет оснований говорить об изменении позиции Ватикана и каких-либо положительных сдвигах в православно-католическом диалоге.

— Чем грозит Церкви система налогообложения, которая принята Думой предыдущего созыва? Как можно выйти из сложившегося положения?

— На сегодня камнем преткновения в новой редакции Налогового кодекса является глава «Налог на имущество организаций». До настоящего времени от налогообложения освобождалось все имущество, принадлежащее религиозным организациям. Подобная норма ныне существует во многих странах мира, и нигде это не вызывает нареканий.

Новая редакция российского Налогового кодекса освобождает от налогообложения только то имущество, которое используется религиозными организациями «в религиозных целях»: храмы, часовни, иконы и церковную утварь. Все остальное: монастырские постройки, издательское и полиграфическое оборудование, сельскохозяйственная техника в подсобных хозяйствах и тому подобное, — подлежит налогообложению на равных условиях с коммерческими организациями.

Это не может не вызывать возражений, особенно если принять во внимание тот факт, что для религиозных организаций, в отличие от коммерческих, получение прибыли не является целью, определяющей их существование. Кроме того, значительная часть имущества Церкви сформировалась из пожертвований верующих, которые приносили свою собственность и средства в жертву Богу. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано, что «любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед людьми и Богом».

По мнению Церкви, на пожертвования, которые являются особым случаем экономических и социальных отношений, не могут автоматически распространяться общие положения финансово-экономического законодательства, в том числе и государственное налогообложение.

Следует отметить также, что в Налоговом кодексе нет исчерпывающего определения «религиозной деятельности», что дает возможность подразумевать под такой деятельностью исключительно совершение богослужений. По нашему же мнению, неотъемлемой частью религиозной деятельности являются социальное служение, благотворительность, образование и просвещение, издание религиозной литературы, хозяйствование монастырей и подворий для обеспечения нужд самих обителей и посещающих их паломников и многое другое.

К сожалению, вне поля зрения законодателя оказалось то обстоятельство, что изменение существующего порядка налогообложения в наибольшей степени скажется на социальной деятельности Церкви, приведет к существенному ограничению возможностей религиозных организаций заниматься благотворительной и просветительской работой, потребность в которой остро ощущается в обществе. А между тем соображения общественной значимости в одном случае все же были приняты во внимание разработчиками Налогового кодекса: собственность учреждений Российской Академии наук была освобождена от налогообложения. В то же время предложения Церкви, несмотря на обращения ее Священноначалия к Председателю Государственной Думы, не были учтены. Решение проблемы видится в проведении переговоров со светской властью, в ходе которых Церковь постарается привлечь ее внимание к общественно значимым аспектам своего социального служения, оказавшимся не учтенными в тексте нового Налогового кодекса.

— Какие последствия будет иметь для Церкви принятие Земельного кодекса? Может ли Церковь отстоять хотя бы те нормы, которые существовали в эпоху богоборческого советского законодательства?

— До настоящего времени земли, занятые храмами и монастырями, а также используемые монастырскими подсобными хозяйствами, находились в бессрочном безвозмездном пользовании Церкви. Новая редакция Земельного кодекса не предусматривает такой формы пользования. Кроме того, в современном законодательстве не существует самого понятия церковных земель. Это привело к тому, что правовой статус земель, которые заняты храмами, монастырями и монастырскими подворьями, вообще никак не определен. В качестве возможного выхода из сложившейся ситуации Церкви предлагается брать эти земельные участки в собственность или заключать договоры аренды. Первое не всегда возможно, во-первых, потому, что большинство наших храмов — это памятники архитектуры, и поэтому они остаются в собственности государства. Во вторых, при оформлении права собственности приходу или монастырю могут быть поставлены не приемлемые с финансовой точки зрения условия. Перспектива передачи Церкви земельных участков в аренду, пусть даже и на длительный срок, также вызывает ряд вопросов. Во-первых, в большинстве случаев речь идет о собственности, некогда незаконно изъятой у Церкви, и взимать арендную плату за пользование такими землями по меньшей мере странно. Во-вторых, вопрос о судьбе этих земель после окончания договора аренды остается открытым, тогда как полная драматизма история нашей страны и Церкви в минувшем веке ориентирует нас на сугубую предусмотрительность и осторожность в подобных вопросах. В настоящее время достигнута договоренность о продлении срока переоформления указанных земельных участков. Идет также переговорный процесс с различными органами законодательной и исполнительной власти при активном участии церковных экспертов. Есть надежда, что некоторые положения Земельного кодекса и иных связанных с обсуждаемым вопросом законодательных актов будут пересмотрены.

— В 400 метрах от Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, вопреки протестам настоятеля и обращениям общественности, строится табачная фабрика. Кто на деле может остановить произвол — власть, Церковь или закон?

— Вызывает обеспокоенность тот факт, что решение о строительстве табачной фабрики было принято администрацией Боровского района без каких-либо консультаций с руководством Калужской епархии. Сознанию верующего человека соседство древнего монастыря и табачной фабрики представляется противоестественным. Монастырь во имя преподобного Пафнутия, основанный в XV веке, на протяжении нескольких столетий был одним из центров духовной жизни России. В этой обители начинал свой подвиг преподобный Иосиф Волоцкий; благочестивый царь Феодор Иоаннович на свои средства возвел главный храм монастыря — собор Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство промышленного предприятия, тем более табачной фабрики, в непосредственной близости от этого заповедного уголка русской земли нанесет непоправимый урон его облику.

Ныне строительство фабрики уже ведется, и мне представляется, что из тупиковой ситуации можно выйти только путем компромиссов. Одним из таких компромиссов может стать изменение профиля производства строящегося предприятия, участие предприятия в благотворительных проектах, а также обязательство владельцев строящейся фабрики заботиться об экологической безопасности производства, тем более что на территории и в окрестностях монастыря находятся несколько святых источников. -

Беседовала Надежда Кеворкова


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru