Русская линия
Русский вестник Борис Лукьянов26.12.2003 

Об одном вредном психозе

С некоторым опасением приступаю я к этой теме. Ибо посягаю на священных коров, — откормленных, многочисленных, чьи тучные стада безвозбранно пасутся в наших школах, техникумах, вузах, не говоря уже об ''академиях'', ''лицеях'', ''гимназиях'', ''колледжах'' и прочих.

Речь идет об изучении иностранных языков. Когда-то скромная, периферийная дисциплина постепенно превратилась чуть ли не в главный предмет обучения. Это знание английского или немецкого (испанского, французского и т. д.) определяет теперь у нас, получит ли школьник аттестат, с которым не стыдно податься в вуз. Это плюсквамперфектум или тонкое различие дифтонгов решает теперь, продолжит ли талантливый математик или биолог свою учебу в университете, _ будь он хоть семи пядей во лбу!

Доходит до абсурда. Во многих случаях именно экзамен по иностранному языку оказывается решающим, — получим ли мы хорошего химика, агронома, композитора!..

Но с какой стати? Язык — орудие мысли. Владея родным, достаточно развитым языком (надеемся, русский — именно таков), — разве не станешь хорошим рабочим, инженером, ученым, политиком, художником?

Изучение иностранных языков стало у нас своего рода психозом, манией. И вот уже родители не жалеют ни сил, ни разных ''у.е.'', чтобы пристроить свое чадо в спецшколу, на курсы, к репетитору. Сколько средств, времени, нервов, сил, лет юности уходит впустую!

''Как?!'' - возмутятся те, кто кормится этой манией. — ''А культура?! Вы что, хотите оторвать человека от мировых богатств культуры?''

Этим культуртрегерам (увы, не бескорыстным) я задам вопрос: ''А вы, даже зная английский, или немецкий, или итальянский и т. д., — что, в свободную минуту читаете Шекспира, Гете, Данте и т. д. в оригинале?''

Сегодня все лучшее в мире давно переведено, и очень неплохо, причем по нескольку раз (то есть, имеется выбор). И ради того, чтобы познакомиться с Гомером или Софоклом, ведами или библией — вовсе не обязательно учить древнегреческий, санскрит или арамейский! Да всех языков все равно и не выучишь.

''Но вы отрываете ученого от потока информации, без которого наука не сможет развиваться!''

Вот этого я как раз и не делаю. Я считаю, что ошибочно и даже преступно загонять всю нацию в своего рода духовный гулаг: насильственное изучение чужих (и, быть может, вовсе мне не симпатичных) языков.

Изучение иностранных языков должно стать добровольным делом. Как и в случае с религией, надо отделить изучение иностранного языка от государства, сделать это частным делом каждого.

Кому надо, — тот сам выучит нужный ему язык. Опыт показывает, что спортсмены (например, хоккеисты и футболисты, а их сотни), которым приходится играть за границей, практически без всякой подготовки уже через три месяца могут объясняться, а через полгода — говорят.

Ученый же, если ему надо познакомиться с какой-то публикацией, сделает это спокойно и без духовных и временных затрат, обратившись в бюро переводов. А если ему нужен язык постоянно (для совместной работы с коллегами из-за рубежа, скажем), — будьте уверены, он выучит его не за большее время, чем тот же гандболист или ватерполист, которого судьба забросила на чужбину.

Когда язык нужен, — его осваиваешь быстро. Так предоставим же самой жизни решать эти частные проблемы отдельной личности, и не будем тратить миллиарды на пустые занятия миллионов школьников и студентов, которым этот язык никогда не пригодится.

Освободим место и часы в расписании — для математики, русского, физики, истории!..

Глубоко убежден, что ни в школе, ни в вузах не должно быть обязательного, то есть, принудительного изучения иностранных языков (только факультативы, и только за дополнительную плату!). Ни экзаменов (вступительных и сессионных), а значит, — ни потраченного зря времени, здоровья, нервов.

Правда, есть специальности, где иностранный язык является потребностью профессии, — переводчики, дипломаты, историки-страноведы, филологи и некоторые другие. Тут и говорить не о чем: учить и знать. Но таких — подавляющее меньшинство.

Но остальные? Надо освободить нацию от этого духовного проклятия, которое засоряет неокрепший мозг юношей и девушек, отнимает время духовного взросления, а во многих случаях является просто начальной подготовкой к эмиграции.

Предвижу и еще один аргумент. ''А как же русское дворянство, с детства изучавшее по нескольку языков?!'' Господи, да вольному воля! Изучайте и вы! По нескольку! Но за свой счет. А если уж вспомнить наших несчастных дворян, то даже отвлекаясь от множества бездельников, просадивших отцовские состояния на французских актрис, — не является ли до сих пор не преодоленная болезнь низкопоклонства перед заграницей как раз следствием слишком усиленной прививки чужого языка и культуры?

А ныне эта прививка приобретает порой просто уродливые формы.

''Ты куда?'' - ''Иду покупать шузы'', — услышал я как-то отрывок диалога.

Этой ''культуры'' добиваются наши полиглоты'' Лучше уж заучить пару лишних стихов на родном языке, чем переходить на язык современной Эллочки-людоедки. Да не потому ли и русский в устах немалого числа молодежи нередко звучит как иностранный!

Особо надо сказать о таком уродливом явлении нашей жизни, как спецшколы с уклоном в изучение тех или иных иностранных языков. Конечно, чиновникам бывает приятно привести туда время от времени какого-нибудь иностранного гостя, но и только. Климат таких школ, с их неизменным лакейством перед чужой культурой, калечит душу ребенка и не дает настоящей культуры, путь к которой всегда лежит только через родной язык.

Да и может ли кто назвать хоть одного полезного отечественной (а значит, и мировой) культуре человека, который закончил подобную школу? Я таких не знаю. Зато случаев, когда родители спешно переводили своих чад в обычные школы ради спасения если не души, то хотя бы психики ребенка, _ только на моей памяти — несколько.

Конечно, среди преподавателей иностранных языков немало честных, искренне любящих свою профессию людей, и я никак не хотел бы их обидеть. Но тут дело государственной важности. А ныне, надо признать, в целом, это многоязыкое множество (видимо, остатки вавилонского рассеяния!), кормящееся преподаванием ненужных в массе языков, уже давно превратилось в паразитическое образование, алчное, малокультурное, сосущее соки общества. Доколе?

25 декабря 2003 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru