Русская линия
Русский вестник Зоя Афанасьева26.12.2003 

Духоносный воин Божией рати.
К 90-летию со дня преставления преподобного Варсонофия Оптинского

В 2003 году исполняется девяносто лет со дня лаженной кончины одного из последних великих старцев Оптиной Пустыни схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова).

В Оптиной Пустыни подготовлено к изданию наиболее полное на сегодняшний день собрание духовных бесед старца, его дневниковых (келейных) записок, поэтических произведений и воспоминаний о нем. Благодатное слово преподобного Варсонофия Оптинского, мудрое и назидательное, так же целительно и утешительно воздействует и сегодня на многоскорбные души наши, как и столетие назад. Духоносный воин Божией рати,

Над юдолью скорби ты взлетел,
Как орел небесной благодати,
И скорбящих ласкою пригрел…

С некоторыми материалами предстоящего нового издания духовного наследия преподобного Варсонофия Оптинского мы знакомим наших благочестивых читателей.

1. Дневник старца

Игумен Марк (Чебыкин) передавал мне следующее о покойном митрополите Московском Макарии (Булгакове). Когда митрополит Московский был в Петербурге как член Святейшего Синода, то по какому-то случаю пришлось ему представляться Государю Александру 3. На вопрос царя о том, какого он держится мнения о конституции в России, митрополит Макарий отвечал, что он, митрополит, сторонник конституции. Государь страшно разгневался, встал и, не простившись, вышел из комнаты. Государь тотчас послал за Победоносцевым и предложил ему сменить митрополита и удалить его с кафедры… Но Господь Сам покарал отступника от царской самодержавной власти. Митрополиту было предложено немедленно выехать в Москву. Вскоре по прибытии во время купания в загородной даче с митрополитом случился удар, от которого он и скончался. Вот против каких львов приходилось покойному государю отстаивать права самодержавной царской власти, очень униженной и расшатанной в несчастное царствование Александра Николаевича.

# # #

Предложен был мною старцу иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) вопрос: можно ли поминать на проскомидии и на Псалтири усопших Христиан иноверных: католиков и лютеран, а также раскольников-старообрядцев? Старец отвечал на это отрицательно. При этом рассказал мне, что покойный Московский митрополит Филарет (Дроздов) однажды, и лишь в исключительном случае, разрешил одному иеромонаху поминать на проскомидии Наполеона, который трижды являлся этому иеромонаху в сонном видении и просил его молитв об упокоении своей души. По описанию иеромонаха, Наполеон являлся ему таким, каким он был при жизни, т. е. имел тот же вид. При нашествии в 1812 году французов на Россию Наполеон разграбил этот монастырь.

# # #

Живший в нашем скиту на покое (…) игумен о. Феодосий (Пономорцев) передавал мне, что он неоднократно слышал лично от о. Амвросия, Оптинского старца, предсказание о будущности Оптиной Пустыни. О. Амвросий говорил так: ''Насколько Оптина Пустынь прославилась, настолько же впоследствии обесславится!'' (Относилось ли это предсказание к разорению обители в постреволюционную эпоху или же имелись в виду ''последние времена'', — сказать трудно.)

# # #

Преданность православного русского народа царям своим совсем не то, что преданность западных народов их государям. По современным западным понятиям государь есть не что иное, как представитель своего народа, — и народы западные любят своих представителей и охотно повинуются, когда они верно выполняют это назначение или когда силою своего гения увлекают народ за собою и ослепляют его блеском славы и могущества государственного, как Наполеон во Франции и Фридрих в Пруссии; но это любовь своекорыстная и эгоистичная. На Западе в своих государях народы любят лишь самих себя. Если король по личному своему характеру не в состоянии быть верным отражением, представителем воли народа и господствующих в нем стремлений, идей и страстей, то ограничивают и сжимают его волю посредством конституционных тисков. Если же король не поддается этим усилиям и не в силах поддаваться под вкус и характер подданных, то лишается не только любви народной, но и престола (…).

Совсем не то у нас в России: наш царь есть представитель воли Божией, а не народной. Его воля священна для нас, как воля помазанника Божия; мы любим его потому, что любим Бога. Славу же и благоденствие дарует нам царь, мы принимаем это от него как милость Божию. Постигает ли нас бесславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением как казнь небесную за наши беззакония и никогда не изменим в любви и преданности царю, пока они будут проистекать из наших православно-религиозных убеждений, из нашей любви и преданности Богу.

2. Духовные беседы

Не стыдитесь, детки, исповедовать Христа, чтобы и Он вас не постыдился. Страшное время мы переживаем. Прежде открыто гнали Христа. Говорят, например, христианину: ''Если не откажешься от своих убеждений, то мы наденем на тебя раскаленные ботинки''. — ''Нет, не откажусь, несите их''. И он их надевает и претерпевает мучения ради Христа.

Правда, нынче на ноги не надевают нам раскаленных ботинок, не кладут обнаженных или в одних рубашках на железные раскаленные кровати, но теперь гонения другого рода. Исповедующих Христа считают людьми отсталыми, их осыпают насмешками, сильно действующими на самолюбие, но надо все это претерпеть, чтобы остаться верными Христу. Такие нападки на веру затем перейдут в открытое гонение. Не так давно России грозила погибель (революция 1905_1907 гг.). Мятежники хотели взять Москву, и уже привезены были в разобранном виде гильотины для казни всех тех, которые стоят за самодержавие, а не за республику. Но Господь спас царя и отечество наше от страшной погибели, а мы здесь сидели и ничего не знали. Телеграф был прерван, железные дороги забастовали. Мы только молились Господу о спасении Руси, не зная тех ужасов, которые происходили. Господь еще пощадил нас, грешных, за святые молитвы всех почивших и подвизающихся святых Своих, так как Он — беспредельная благость и всегда внемлет молитвам преподобных Своих.

# # #

Греховные страсти губительно действуют и на душу, и на тело. Уже находясь в монастыре и читая святых отцов, я узнал, что страсти так же заразительны, как заразные болезни; и как последние могут передаваться через предметы, так и первые (…). Человек, не просвещенный Духом, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти. Однажды один из посетителей батюшки о. Амвросия просил этого последнего продать его шубу, почти совсем новую, на дорогом меху, за половинную цену. С этой целью он оставил шубу у старца. Услышав о ней, козельский исправник приехал к батюшке, прося его благословения на покупку. ''Нет, — ответил Старец, — не благословляю, она вам не подходит; вот там в Козельске есть один еврей, он ее и купит''. Исправник послушался. Оказалось, что шуба принадлежала человеку, зараженному гордостью, и эта страсть передалась тому, кто ее купил.

# # #

Из наших русских писателей чуть ли не более других искал Бога Пушкин; но нашел ли Его, не знаю. Достоверно известно, что он решил поступить в монастырь, однако, привести желание в исполнение ему не удалось. Помню, однажды задумался я о нем. В какой славе был Пушкин при жизни, да прославляется и после смерти. Его произведения переведены на все европейские языки, а ему как теперь там? На вечерней молитве я помянул его, сказав: ''Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Александра'', — и заснул с мыслью о нем. Вижу сон: беспредельная ровная степь. Никаких селений, только стоит один старый, покосившийся дом с мезонином. Много народа идет туда, иду и я, поднимаюсь на расшатанное крыльцо, затем по лестнице наверх. Вхожу в зал. Там стоит множество людей, все их внимание сосредоточено на Пушкине, которые декламирует что-то из ''Евгения Онегина'' (…). Затем Пушкин оставляет зал. Я следую за ним. Выйдя из дома, поэт вдруг изменился. Он стал старым, лысым, жалким человеком. Обернувшись ко мне, он сказал: ''Слава? На что мне она теперь?'' - Грустно покачал головой и тихо пошел по степи, делаясь постепенно все меньше и меньше и, наконец, слился с горизонтом. Этот сон был ответом на мои мысли о Пушкине. Впрочем, может быть, самое желание чистой жизни Господь вменит ему в дело.

# # #

В настоящее время (1909) не только среди мирян, но и среди молодого духовенства начинает распространяться такое убеждение: вечные муки несовместимы с беспредельным милосердием Божиим, следовательно, муки не вечны. Такое заблуждение происходит от непонимания дела. Вечные муки и вечное блаженство не есть что-нибудь только извне приходящее, но есть, прежде всего, внутри самого человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Какие чувства насадит в себе человек при жизни, с тем и отойдет в жизнь вечную. Больное тело мучается на земле, и чем сильнее болезнь, тем больше мучения. Так и душа, зараженная различными болезнями, начинает жестоко мучиться при переходе в вечную жизнь. Неизлечимая телесная болезнь кончается смертью, но как может окончиться душевная болезнь, когда для души нет смерти? Злоба, гнев, раздражительность, блуд и другие душевные недуги — это такие гадины, которые ползут за человеком и в вечную жизнь. Отсюда цель жизни и заключается в том, чтобы здесь, на земле, раздавить этих гадов, чтобы очистить вполне свою душу (…). Душа грешная, не очищенная покаянием, не может быть в сообществе святых. Если бы и поместили ее в рай, то ей самой нестерпимо бы было там оставаться, и она стремилась бы уйти оттуда.

3. Иноческая мира

Страна чудес, о Русь моя святая!
Иноплеменников теснят тебя толпы
И силятся запять твои стопы…
Но ты идешь, страна моя родная,
Вперед с надеждою на Господа Христа,
Смиренно преклонясь под тяжестью
креста.
Храня его святые повеленья, —
Из рода в род пребуди им верна.
В тебе таится сила возрожденья
Народов мира. К свету воскресенья
И в царство жизни, радости полна,
Ты поведешь их мощною десницей,
И плод духовный возрастишь сторицей,
Блаженная, счастливая страна!..

Памяти старца

Ты умел только любить, только творить добро, и какое море злобы и клеветы вылилось на тебя! Ты все принимал с покорностью, как многострадальный Иов, говоря: Господь даде, Господь отъят. Я свидетель, что ни одного слова осуждения кому бы то ни было я не слыхал от тебя. С покорностью подчинившись воле Божией, Старец покинул тихий Оптинский скит (в 1912 г. о. Варсонофий был назначен настоятелем подмосковного Старо-Голутвина монастыря) и на новом месте со всем усердием отдался трудам по благоустройству обители… Я, как пастырь, знаю, что в наше время (1913 г.) значат такие старцы… Бывают моменты, когда кажется, что жизнь теряет всякий смысл, когда нет сил бороться, нет ни откуда поддержки и когда человек стоит на пороге отчаяния. Тогда является Старец, говорит ему: не бойся, ты не один, обопрись только на меня — я выведу на дорогу.

(Епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). Надгробное слово).

# # #

…Вот, наконец, показался и поезд (8/21 апреля 1913 г.) (тело старца по просьбе почитателей следовало с отдельным поездом);

встречавшие (на станции Козельск) обнажили головы. Вот и он, Батюшка, снова среди своих прежних духовных чад. Но, увы, его уже более не увидят и не услышат преданные ему дети. Черный гроб, от коего веяло вечными тайнами потустороннего загробного мира, навеки сокрыл его внешний образ… Тихо, медленно полились звуки торжественной панихиды на платформе вокзала, где был поставлен гроб…

Когда стало известно в монастыре, что тело уже на пути к обители, раздался печальный звон с колокольни… Было около двух часов дня, когда шествие показалось в святых воротах обители. При торжественном звоне во все колокола гроб был внесен во Введенский собор Пустыни, и здесь многочисленным сонмом духовенства при пении полного братского хора была совершена с особою торжественностью панихида по новопреставленному старцу, священноархимандриту, схимонаху Варсонофию.

(''Венок на могилу Батюшки''. 1913 г.).

С нами нет тебя теперь!.. Но с нами
Жив твой дух и твой завет живет:
Мы любили сердцем не устали…
Верим: нас любовь твоя спасет!

Верим и мы — как и девяносто лет назад твои возлюбленные чада. Преподобный отче Варсанофие, моли Бога о нас!

25 декабря 2003 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика