Труд | Станислав Прокопчук, Ж. Руденко | 24.12.2003 |
Конечно, это не 1983-й, объявленный ЮНЕСКО в честь мемориального 400-летия годом Ивана Федорова. Тогда во Львов ученые многих стран спешили на специальные Федоровские семинары. В монастыре святого Онуфрия в качестве отдела Львовской картинной галереи был музей первопечатника, где можно было видеть архивные документы, подлинники, собранные специалистами. Его имя носил один из крупнейших институтов страны — Украинский полиграфический, выпускавший кадры редакторов, издателей, мастеров художественного оформления.
Однако нынче на дворе другое время.
НА ЗАДВОРКАХ
Уже тринадцать лет, как музей выселен из монастыря, а его архитектурный комплекс передан отцам-василианам. Среди зимы двенадцать тысяч бесценных экспонатов спешно упаковали в картонные ящики и перевезли в помещение лектория Львовской картинной галереи. Из прохладной монастырской атмосферы издания XVI века попали в невентилируемую, жаркую «барокамеру». Уникальные тома стали разбухать, появился жучок-вредитель и другие книжные болезни. Неизвестно, чем бы все кончилось, но в конце 1994 года местная власть все же вняла мольбам общественности и передала под Музей книги (а не музей Ивана Федорова) двухэтажный домик, возведенный уже в наше время по соседству с дворцом Потоцких. Сюда же, в особый сейф запасника, в двух обыкновенных коробках поставили кочующие вместе с музеем кости Ивана Федорова и его старшего сына.
— Эти останки давно мучают нашу совесть, — говорит директор музея Лариса Спасская. — Да и вся история могилы великого друкаря, который в 1583 году умер во Львове и был похоронен на кладбище того же Онуфриевского монастыря, довольно трагична.
Когда к территории монастырского погоста подошла стройка железной дороги, появилось распоряжение: кладбище упразднить, наиболее важные захоронения перенести в церковь…
О том, что в храме находятся погребения Ивана Федорова и его старшего сына, знал настоятель Онуфриевского монастыря Модест Гриневецкий (1758 — 1823). На лично изготовленной им карте, по свидетельству монахов, поставлена метка, а также есть рисунок надгробной плиты с надписью: «… друкарь Москвитин, который своим тщанием друкование занедбалое обновил, преставился во Львове року 1583 декабрь…».
— К сожалению, ни само надгробие, ни его позднейшая гипсовая копия не сохранились, — сокрушается Лариса Игоревна. — Мы сделали свой вариант по старым фотографиям. Эта плита у входа в музей.
В 70-е годы советские историки решили во что бы то ни стало выяснить, где именно лежат останки Федорова. Предполагаемое захоронение нашли в простенке под алтарем Богородицы: два скелета, когда-то принадлежавших мужчинам — зрелому и молодому.
— Находку начали тщательно изучать, — рассказывает Спасская. — Была даже идея по методу знаменитого скульптора Михаила Герасимова восстановить внешний облик, но лицевые кости не сохранились. А пока шли исследования, коробки с останками лежали на хорах монастырской церкви, где работала музейная экспозиция. Потом советское время кончилось.
ВЕЛИКАН И КАРЛИКИ
Лариса Игоревна не раз обращалась к своему начальству с просьбой поставить наконец точку в хлопотном деле. Чьи останки потревожили четверть века назад в Онуфриевском монастыре? Будет ли сделана авторитетная экспертиза? Эти вопросы по-прежнему без ответа. О том, что в указанном месте был захоронен именно друкарь и его сын, переплетных дел мастер, свидетельствовали давно умершие люди. А у живых нет денег, чтобы обязать науку завершить необдуманные деяния.
Понятно, что историкам, археологам очень хотелось сохранить в памяти поколений образ русского первопечатника. Можно представить, с каким трепетом они брали в руки тот же львовский «Апостол», который включает в себя и мемуары самого друкаря!
Вот он, этот уникальный «Апостол», на полке выставочного зала в Доме книги. Фолиант открывает гравюра с изображением святого Луки — покровителя медицины и всех искусств. Подлинно известно, что рисунок выполнил львовский художник Лаврыш Пухала, а в качестве натуры избрал самого Ивана Федорова. Орнамент в украшении страниц, оригинальный двухкрасочный шрифт, пышно декорированные в стиле ренессанса заставки — все на уровне самых высоких европейских шедевров той поры.
Сегодня федоровские издания являются национальным достоянием многих стран. Львовских «Апостолов» сохранилось 90 экземпляров не только в Украине, но также в Санкт-Петербурге, Костроме, Нижнем Новгороде, Нью-Йорке, Лондоне, Варшаве, Вене, Вильнюсе, Кракове, Риме. И пусть судит Бог тех оголтелых украинских «патриотов», что лишили Львовский полиграфический институт (ныне академия) имени первопечатника, до сих пор не погребенного достойно, по христианским канонам.
18 декабря 2003 г.