Россiя | Денис Колосов | 24.12.2003 |
Скандал, связанный с хиджабами, начался в 1989 году, когда две девочки-мусульманки отказали школьному преподавателю в просьбе снять головной убор. С тех пор у них появились тысячи последовательниц. Президент Франции Жак Ширак, основываясь на выводах Комиссии Стази, специально созданной для изучения проблем религиозности, светскости, исполнения законов, призвал парламент запретить ношение «заметных» религиозных атрибутов в государственных учреждениях. Реверансом в сторону мусульман и иудеев явилось предложение Комиссии объявить наряду с Рождеством выходными днями Аид-эль-Кебир и Йом-Киппур. Только ни президенту, ни правительству инициатива, похоже, не приглянулась.
Подобные взгляды французских управленцев объясняются столетним законом, который гласит, что Франция — светское государство.
Правда, «светскость» во всех странах, где она продекларирована, означает лишь «свободу совести», а не внешний атеизм. Например, в Германии во многих землях школьницы в хиджабах не вызывают ни страха, ни агрессии, а в России мусульманкам официально разрешили фотографироваться на паспорт в головных платках.
В нашей стране проблема национальностей стоит более остро: согласно последней переписи населения, в России проживают более 116 национальностей. Но каждый понимает, что наравне с сохранением собственных традиций необходимо сохранять наднациональные связи, а не замыкаться в своем мире. В то же время и государство не препятствует и свободному выбору религии, и выполнению ее предписаний, если, конечно, они не причиняют никому вреда.
Платок в кармане
Правда, решение французских лидеров можно объяснить не воинствующим атеизмом, а воинствующими исламистами. Выводы Комиссии Стази об исполнении законов были неутешительны. Во многих пригородах и окраинных районах Франции полицейские, пожарные и врачи боятся показаться, ибо сталкиваются с систематической агрессией. Половые и религиозные вопросы приобретают там небывалую актуальность. Девушки отказываются посещать уроки физкультуры, сдавать экзамены преподавателям-мужчинам, родители сомневаются в компетентности преподавателей-женщин. В больницах отцы и мужья требуют, чтобы их жен и дочерей лечили исключительно женщины. Кроме того, мусульманская диаспора там настолько сильна, что девушек без хиджаба не пускают домой, оскорбляют, избивают. Многие носят головной платок в кармане и в случае опасности надевают его. Французские власти надеются, что постановление, запрещающее хиджаб в государственных заведениях, поможет жительницам этих районов. По крайней мере уменьшит агрессию в их адрес. Феминистки вторят законодателям, называя хиджаб средством угнетения женщин.
Тюрбан в законе
Новый закон можно и, наверно, даже нужно расценить не как антирелигиозную политику, а как стремление сохранить собственные французские традиции. Что, разумеется, понятно, учитывая огромный процент мусульман-эмигрантов, проживающих во Франции. Учитывая, что скандал начался именно с мусульман, можно предположить, что еврейские кипы и «большие» кресты попали в черный список как доказательство политкорректности. Например, приди во французскую школу юноша в тюрбане (индиец), ему никто и слова не скажет. Становиться мусульманской страной Франции не хочется, но благодаря достаточно либеральной эмиграционной политике такая опасность существует.
Елки и поросята
Интересно, что в других демократических странах вопрос о религиозных символах стоит не менее остро. Как оказалось, в США некоторые жители чувствуют себя оскорбленными, глядя на новогодние елки — символ Рождества. А из учебников в тех же Соединенных Штатах предложили убрать все, что как-то связано с преобладанием той или иной религии. В одной из английских школ запретили сказку про трех поросят. Согласно исламу, свинья — животное грязное, так что эта сказка, по мнению администрации школы, могла оскорбить чувства юных мусульман.
Уважение к принципам чужой религии можно запросто довести до абсурда. Если анализировать другие произведения детской литературы, то и сказка, например, о мертвой царевне способна попасть в опалу. Царевну можно обвинить в распутстве, ибо она предстала перед принцем, не будучи одета с достаточной строгостью. А принца — и того хуже… Во многих школах, и в России и за рубежом, учителя ратуют за введение школьной формы. Дело вовсе не в их ретроградности. Просто школа — это то место, где и встречать, и провожать должны по уму, а не по одежке. На первом плане стоит интеллектуальное развитие, а не развитие «ревностного отношения» к каким-либо собственным отличиям — классовым, национальным и др.
Людмила Бекетова, директор московской школы 601:
— Национальных проблем в школе нет, хотя учатся ребята разных национальностей. Когда у них праздник, например Рамадан, некоторые дети не ходят в школу. Если бы какая-нибудь девочка, основываясь на постулатах своей веры, пришла на занятия в головном платке, со стороны учителей никакого отрицательного отношения бы не было. Если бы проблемы возникли с учениками, мы попытались бы уладить ситуацию.
Шафиг Пшихачев, исполнительный директор координационного центра мусульман Северного Кавказа:
— Если мягко выразиться, мы видим двойной стандарт европейской демократии. Во Франции очень много мусульман, они иностранцы, но и их права, как и права любого человека, должны соблюдаться. Религиозные вопросы возникают и в России. Не так давно Верховный суд РФ вынес решение, позволяющее женщинам фотографироваться в головных уборах, если того требует религия. По Конституции у каждого человека есть право действовать исходя из своих религиозных убеждений. Отрадно, что религиозные права человека в России соблюдены. А ситуация во Франции меня очень огорчает.
23 декабря 2003 г.