Русская линия
МиК — маркетинг и консалтинг24.12.2003 

Свобода вероисповедания — путь к демократии
Госдеп США опубликовал 5-й доклад о свободе вероисповедания

На прошлой неделе Государственный департамент опубликовал свой 5-й годовой доклад о свободе вероисповедания. В нем говорится, что определенная религия могла доминировать над жизнью той или иной нации на протяжении многих веков, затрудняя признание новых вероисповеданий, бросающих вызов культурным и теологическим догмам. Однако традиции и культура не должны использоваться как предлог для принятия таких законов или проведения такой политики, которые ограничивают подлинное вероисповедание или его законное проявление.

Правительство США по-прежнему серьезно обеспокоено дискриминацией и насилием против лиц всех вероисповеданий и этнических групп, говорится в докладе. Дискриминация и насилие против любого мирного верующего являются нарушением Всеобщей декларации прав человека и других международных соглашений, которые создают основу для нашей деятельности по защите свободы вероисповедания во всем мире. Например, антисемитизм затрагивает как религиозную, так и этническую дискриминацию и продолжает вызывать большую озабоченность у правительства США и всего международного сообщества. В докладе за этот год показан тревожный рост антисемитизма в ряде европейских стран. Реагируя на данную проблему, участники июньской конференции по антисемитизму, проведенной в Вене Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, признали антисемитизм одной из проблем прав человека.

В конечном счете, политика и практика каждой страны в отношении свободы вероисповедания должны оцениваться с учетом международных норм. США признают свою ответственность в отношении этих норм при обеспечении и защите свободы вероисповедания.

В части I «Доклада о свободе вероисповедания (2003 год)» (http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2003/index.htm) определяются страны, ограничивающие свободу вероисповедания, и классифицируются их действия и политика с разбивкой на пять категорий. Название этого раздела — «Барьеры для свободы вероисповедания за рубежом». В нем говорится, что тоталитарные и авторитарные режимы характеризуются высокой степенью своего стремления контролировать мысли и их выражение, особенно инакомыслие. Подобные режимы склонны считать некоторые или все религиозные группы врагами государства в силу идеологического содержания религии, того факта, что само богослужение угрожает доминирующей идеологии (зачастую подрывая у адептов уважение к государству), этнического характера религиозной группы или всего перечисленного. Когда присутствует один или более этих элементов, это часто приводит к подавлению религии режимом. Приведены конкретные примеры:

Туркменистан. Правительство продолжало ограничивать все формы религиозного самовыражения. Государственные органы на всех уровнях, включая суды, интерпретировали законы таким образом, чтобы дискриминировать тех, кто исповедуют любую веру, кроме суннитского ислама и русского православия, контролируемых властями. Власти использовали закон, чтобы воспрепятствовать регистрации всех прочих религиозных групп, включая некоторые группы, удовлетворяющие требованию по численности своих членов (500 человек), и существенно ограничили деятельность незарегистрированных религиозных конгрегаций, запретив им собираться публично, вербовать приверженцев, распространять религиозные материалы и ограничив их свободу встречаться и вести богослужение только для своих членов. Преследование властями почти всех незарегистрированных религиозных групп ослабло, начиная с июня 2002 года, но вновь возобновилось в марте 2003 года. Подобное преследование включало в себя задержание, арест, конфискацию религиозной литературы и материалов, давление с целью заставить человека отказаться от своих религиозных убеждений и угрозы выселения и потери работы. Власти ограничили число мусульманских мечетей, контролировали и ограничивали доступ к исламскому образованию, а также ограничили число людей, которым было разрешено участвовать в ежегодном паломничестве мусульман в Мекку. Предписанное использование духовного руководства Президента Ниязова — «Рухнамы» — в учебных учреждениях, мечетях и русских православных церквях явилось ограничением свободы мысли, совести и вероисповедания, как и смещение имамов, которые не пожелали ставить «Рухнаму» также высоко, как Коран.

Узбекистан. Власти разрешали существование господствующих религии, но при этом использовали закон «О свободе совести и религиозных организациях» для ограничения свободы вероисповедания других групп. Власти продолжали вести яростную кампанию против несанкционированных исламских групп, подозреваемых ими в экстремистских взглядах или деятельности, арестовывая множество предполагаемых членов этих группировок и приговаривая их к длительным срокам тюремного заключения на несправедливых судебных процессах. Темпы арестов подозреваемых экстремистов немного снизились, но оставались высокими, хотя 923 человека были выпущены на свободу в рамках второй крупномасштабной амнистии, объявленной в 2002 году. Эта кампания репрессий привела к тому, что власти стали весьма подозрительно относиться к тем, кто строго соблюдает все религиозные традиции и обряды, включая людей, часто посещающих мечети, бородатых мужчин и женщин в парандже, создавая климат запугивания и страха для некоторых набожных верующих. Власти преследовали христианские группы, среди членов которых есть этнические узбеки. Закон «О свободе совести и религиозных организациях» не соответствует международным нормам. Требования о регистрации религиозных организаций строги и обременительны, и ряд малочисленных религиозных групп столкнулся с трудностями при их выполнении, что вынудило многие группы действовать нелегально, а порой — и тайно. Запрещенные виды деятельности включают в себя организацию нелегальной религиозной группы, убеждение других людей вступить в такую группу, вовлечение несовершеннолетних в религиозную организацию без разрешения родителей и даже участие в религиозной службе, проводимой незарегистрированной религиозной организацией. Власти продолжали запрещать деятельность по обращению в другую веру, преподавание религиозных предметов в муниципальных школах и частное преподавание религиозных принципов, требуя от религиозных групп получать лицензии на публикацию или распространение материалов. Подобная деятельность наказывалась крупными штрафами. Вместе с тем, власти представили закон «О вероисповедании» на экспертизу группе экспертов по вероисповеданию Бюро демократических инициатив и прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Беларусь. Ситуация со свободой вероисповедания ухудшалась на протяжении всего периода, охваченного настоящим докладом. 31 октября 2002 года власти ввели в действие новый закон «О вероисповедании», игнорирующий широкую внутреннюю и иностранную оппозицию и строго ограничивающий свободу вероисповедания даже для тех групп, которые причислены к занимающим традиционное место в обществе — Белорусской православной церкви, иудеев, мусульман, католиков и лютеран. 12 июня правительство и Белорусская православная церковь (БПЦ), являющаяся отделением Русской православной церкви, подписали Конкордат, который, по мнению многих, повысил статус БПЦ, предоставив ей привилегии, которых лишены другие конфессии. Официальные органы продолжали преследовать другие конфессии и вероисповедания. Они неоднократно отказывали в регистрации многим протестантским конфессиям, Белорусской православной автокефальной церкви (БПАЦ) и некоторым восточным вероисповеданиям. Власти продолжали приводить в исполнение указ кабинета министров от 1995 года, который ограничивает деятельность религиозных деятелей с целью защиты белорусского православия и ограничения роста других религий. В период, охваченный настоящим докладом, протестанты и другие религиозные группы, не принадлежащие к Русской православной церкви, продолжали подвергаться нападкам в контролируемых государством средствах массовой информации. Россия. Политика правительства продолжала обеспечивать в целом свободную религиозную практику для большинства граждан, однако ряд федеральных ведомств и многие органы местного управления продолжали ограничивать права различных религиозных меньшинств. Юридические препятствия для регистрации в соответствии с неоднозначным законом «О свободе совести и объединений» 1997 года, который серьезно затрудняет деятельность новых религиозных групп, в период, охваченный настоящим докладом, ослабли. Однако ряд положений закона «О свободе совести и объединений» 1997 года обеспечивали основу для действий, ограничивающих свободу вероисповедания для отдельных групп. В частности, больше всего проблем создавали положения, позволяющие государству запрещать религиозные организации, требующие их перерегистрации и устанавливающие порядок их ликвидации.

Критики также сослались на положения, не только ограничивающие права религиозных «групп», но и предусматривающие, что статус «организации» может быть присвоен только тем религиозным группам, которые существуют на протяжении как минимум 15 лет, как на затрудняющие деятельности некоторых христиан-евангелистов. Также наблюдались признаки того, что службы безопасности все больше склоняются к рассмотрению ряда немногочисленных религиозных групп, особенно тех, которые поддерживают связи с зарубежными организациями, как угрозу для безопасности.

Начиная с ноября 2002 года, после принятия нового закона «Об иностранцах» и последующих поправок к нему, религиозные деятели начали сообщать о трудностях с получением въездных виз на сроки более 3 месяцев. Власти отказали в выдаче виз или аннулировали визы для некоторых протестантских духовных лиц, Далай-ламы и ряда священников Римско-католической церкви, а также для епископа 40 тыс. католиков на Дальнем Востоке. Многие государственные чиновники и ряд других граждан продолжали присваивать русскому православию статус государственной религии, и, судя по имеющейся информации, Русская православная церковь имела некоторые привилегии по сравнению с другими конфессиями.

Сообщалось, что ряд правительственных сотрудников, действуя иногда под влиянием местных руководителей Русской православной церкви, с которыми они поддерживают тесные связи, либо прямо отказывались регистрировать другие религиозные группы, либо чинили препятствия для их регистрации. Некоторые органы местного управления также не позволяли религиозным группам собираться в местах, подходящих для проведения крупных собраний, и либо отказывали в разрешении на строительство храмов, либо аннулировали ранее выданные разрешения.

Грузия. Нападки на религиозные меньшинства, которые включали насилие, незаконную конфискацию религиозной литературы и срыв служб и собраний, продолжали совершаться при почти полной безнаказанности. Местная полиция и служба безопасности не только не защищали нетрадиционные группы религиозных меньшинств, но и сами участвовали в ряде нападений на членов таких групп. Полиция часто не реагировала на продолжающиеся атаки православных экстремистов — в основном, последователей отлученного от церкви православного священника отца Василия Мкалавишвили — против членов религиозной организации «Свидетели Иеговы» и других нетрадиционных религиозных меньшинств. Некоторые политические деятели националистического толка продолжают использовать тезис о превосходстве Грузинской православной церкви в своих политических платформах и подвергли критике ряд протестантских групп, особенно евангелистские группы, за их якобы подрывную деятельность. Министерство внутренних дел (включая милицию) и прокуратура в большинстве случаев предпочитали не заводить уголовных дел на православных экстремистов за их нападения на религиозные меньшинства и отстаивающих их интересы правозащитников.

Молдова. Власти Приднестровья — неконтролируемого правительством сепаратистского региона — продолжали приводить в исполнение требования о регистрации, что оказывало негативное влияние на религиозные группы, и официально преследовать некоторые из них. На международно признанной и контролируемой правительством части территории Молдовы государственной религии не существует. Однако Молдавская православная церковь пользуется особым уважением со стороны правительства Молдовы. Власти отказались регистрировать некоторые религиозные группы, такие как Духовная организация мусульман. С другой стороны, парламент в 2002 году внес поправки в закон «О вероисповеданиях» с целью упрощения процесса регистрации, и после 10 лет отказов власти наконец-то зарегистрировали Митрополитскую церковь Бессарабии (Бессарабскую православную церковь).

Израиль и оккупированные территории. В Израиле существует правовая система, которая предусматривает защиту от религиозной дискриминации. Однако некоторые неиудеи продолжали подвергаться дискриминации в таких областях, как образование, распределение жилья, занятость и социальные услуги. Например, школы в арабских районах, включая арабские начальные школы, получают значительно меньше средств, чем аналогичные еврейские школы. Строительные нормы и правила выборочно применялись к местам отправления религиозных обрядов на религиозной основе. В период, охваченный настоящим докладом, продолжалась дискриминация арабского населения оккупированных Израилем территорий со стороны властей и общества — в первую очередь, вследствие совершаемых палестинцами (в основном, самоубийцами) терактов и военных действий властей на оккупированных территориях, которые привели к возникновению определенных трудностей для религиозной жизни. Исключительный контроль религиозных властей, которые сформированы из представителей ортодоксального направления иудаизма, над еврейскими браками, разводами и, в большинстве случаев, похоронами являлся источником серьезных разногласий в обществе. Евангелистские христиане, «Свидетели Иеговы», представители реформистского и консервативного направлений в иудаизме жаловались на преследование, угрозы и акты вандализма, направленные против их домов и других объектов. Во второй части доклада «Значительные улучшения в области свободы вероисповедания» приводятся примеры стран, правительства которых предприняли значительные шаги по поддержке или защите свободы вероисповедания, хотя в этих странах могут оставаться серьезные проблемы.

Казахстан. В период, охваченный настоящим докладом, общая ситуация со свободой вероисповедания в Казахстане улучшилась. Президент Назарбаев начал осуществлять инициативу по развитию диалога между конфессиями; в феврале была проведена международная конференция с участием региональных политических деятелей, деятелей культуры и верховных религиозных деятелей. После вынесения Конституционным советом в апреле 2002 года определения о том, что ограничительные поправки к национальному закону «О вероисповедании» являются неконституционными, никаких дальнейших попыток внести поправки в законодательство не предпринималось. Число случаев преследования религиозных организаций со стороны местных органов управления, включая судебные иски против «Свидетелей Иеговы» и баптистов, в охваченный настоящим докладом период сократилось.

Третья часть доклада «Действия США по защите свободы вероисповедания» самая представительная. Как говорится в документе, защита свободы вероисповедания является одной из главных целей внешней политики США, и официальные представители США во всем мире активно участвуют в этой правозащитной деятельности. В период, охваченный настоящим докладом, сотрудники Бюро Государственного департамента по вопросам свободы вероисповедания за рубежом, посетили ряд стран, включая Азербайджан, Беларусь, Китай, Египет, Грузию, Индию, Италию, Россию, Узбекистан, Судан и Вьетнам, в целях поддержки свободы вероисповедания. Закон о свободе вероисповедания в зарубежных странах 1998 года разрешает Президенту принимать меры в случаях особенно вопиющих нарушений свободы вероисповедания. Так, в марте 2003 года Государственный секретарь, действуя по поручению Президента, вновь причислил шесть стран — Бирму, Китай, Иран, Ирак, Северную Корею и Судан — к «странам, вызывающим особую озабоченность» на основании закона за то, что они совершали или допускали особо серьезные нарушения.

2003 год. Данный раздел посвящен действиям правительства США в выбранных странах. Более подробную информацию можно найти в главах, посвященных отдельным странам. Беларусь. В октябре Государственный департамент направил своего представителя в Минск, чтобы выразить протест против нового ограничительного закона о вероисповедании. В ноябре Государственный департамент выпустил публичное заявление с критикой принятия этого закона на том основании, что в нем содержатся многочисленные ограничительные элементы. Посольство США распространило публичные заявления, осуждающие принятие данного закона, и призывало правительство Беларуси обеспечить, чтобы все граждане имели право свободно отправлять свои религиозные потребности. В своем заявлении от октября 2002 года делегация США в ОБСЕ подвергла критике созданную по вине властей неудовлетворительную ситуацию со свободой вероисповедания в Беларуси.

Грузия. Правительство США в беседах с высшими государственными чиновниками, включая Президента, спикера парламента, министров внутренних дел и юстиции и генерального прокурора, неоднократно выражало озабоченность в связи с преследованиями и нападениями на представителей нетрадиционных религиозных меньшинств. Присутствие представителей посольства США на судебном процессе над отлученным от церкви православным священником Василием Мкалавишвили, которому было предъявлено обвинение в подстрекательстве к насилию против религиозных меньшинств, способствовало его успешному ведению. Сотрудники посольства, включая посла, часто встречались с представителями правительства, парламента, различных религиозных конфессий и неправительственных организаций, озабоченных вопросами свободы вероисповедания. Посол по особым поручениям по вопросам свободе вероисповедания встречался с представителями правительства Грузии для обсуждения проблемы религиозного насилия. В мае командированный сотрудник его бюро встречался с членами правительства, представителями различных религиозных конфессий и неправительственных организаций, занимающихся вопросами свободы вероисповедания, и подчеркивал, что правительство должно положить конец религиозному насилию. Россия. Представители США регулярно встречаются с официальными лицами правительства России для обсуждения необходимости поддержки свободы вероисповедания. Сотрудники консульства поднимали вопрос о въездных визах для религиозных деятелей в паспортно-визовом отделе Министерства внутренних дел и в Министерстве иностранных дел России. Представители посольства также встречались с миссионерами во время поездки по стране. 20 декабря посол провел встречу с министром юстиции Юрием Чайкой и выразил сожаление в связи с непоследовательным применением требований о регистрации региональными отделениями Минюста. В ноябре заместитель главы дипломатической миссии устроил прием для пятидесяти религиозных деятелей и представителей государственных учреждений, чтобы заострить внимание на вопросах свободы вероисповедания. В октябре, а затем вновь в мае, Москву посетил один из представителей Вашингтона, отвечающий за вопросы свободы вероисповедания, для проведения встреч с представителями религиозных и правозащитных организаций. 7 ноября 11 членов Хельсинкской комиссии США и 6 членов Конгресса призвали Президента Путина положить конец целенаправленной религиозной дискриминации при выдаче въездных виз иностранным религиозным деятелям, представляющим подвергаемые гонениям религиозные меньшинства. В январе в ходе программы ознакомительных поездок иностранных представителей, посвященной вопросам свободы вероисповедания, США посетила группа представителей российских органов местного управления, региональных и федеральных органов власти для участия в инициативе «Развитие диалога и терпимости, невзирая на этнические различия».

Туркменистан. В ноябре 2002 года посол США призвал власти Туркменистана освободить из тюрьмы члена организации «Свидетели Иеговы» Кербана Закирова и других лиц в рамках объявленной в декабре 2002 года президентской амнистии. Посол и сотрудники посольства поднимали вопрос о конкретных сообщениях о нарушениях и настойчиво призывали к большему уважению свободы вероисповедания во время своих встреч с членами Совета по религиозным делам. На встречах с министром иностранных дел посол также поднимал вопрос о конкретных сообщениях и настойчиво призывал отменить регистрацию религиозных групп, исходя из определенного числа членов. Посол и сотрудники посольства регулярно встречались с работниками Ашхабадского центра Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других дипломатических миссий в целях максимального наращивания сотрудничества в мониторинге нарушений свободы вероисповедания и обеспечения большего уважения к ней. При поддержке Государственного департамента в апреле 2003 года Управление верховного комиссара ООН по правам человека приняло резолюцию, в которой упоминались и нарушения свободы вероисповедания.

Узбекистан. Члены Конгресса и другие высокопоставленные представители законодательной и исполнительной ветвей США встречались с узбекскими официальными лицами за рубежом и в Узбекистане, чтобы подчеркнуть решительную позицию США в отношении прав человека, включая позицию по вопросу свободы религиозного самовыражения. Посол США и другие сотрудники посольства встречались с местными религиозными лидерами, правозащитниками и узбекскими официальными лицами для обсуждения конкретных вопросов, связанных со свободой вероисповедания. Официальные лица в Вашингтоне, включая посла по особым поручениям, несколько раз встречались с представителями посольства Узбекистана, чтобы выразить озабоченность США в отношении ситуации со свободой вероисповедания в этой стране. Официальные представители Государственного департамента в ходе поездки по стране встречались с религиозными лидерами и группами, а также с представителями государственных учреждений.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru