Православие.Ru | Протоиерей Захарий Перадзе | 22.12.2003 |
В XII веке легендарная царица Тамара, основала здесь монастырь св. Мамы, где подвизалось всего семь монахов. Во время одного из своих путешествий царица провела десять дней и умерла при до сих пор не раскрытых обстоятельствах. Узнав о ее смерти, из Грузии отправили 50 кораблей, груженных золотом с тем, чтобы для последнего прощания тело царицы было доставлено на родину. Но внезапно поднялась страшная буря, сделавшая невозможным отплытие с острова. Из этого монахи заключили, что Божия воля — похоронить царицу на Кипре. Вечером они выкопали в разных деревнях долины семь могил, куда закопали привезенное золото. В одну из них вместе с золотом опустили и тело царицы. Точное место погребения до сих пор неизвестно. О Тамаре и монастыре после разграбления его пиратами позабыли. Но в местечке Галия до сегодняшнего дня сохранилось воспоминание об этих событиях. От монастыря остались лишь руины, несколько фресок XIII века и стены церкви свт. Николая.
Молебен на руинах грузинского монастыря
Каждое воскресенье около трех часов здесь совершается богослужение, на которое собираются местные грузины. Все они временно работают на Кипре — здесь и боксер, и режиссер, и строитель, и зубной врач — разные их профессии, но столь едины духом их обладатели. Гостеприимство отца Захарии и его друзей столь же теплое, как горяча их вера. Кто примет участие в молебне, может рассчитывать на то, что будет приглашен на обед и проведет время в задушевной компании с кипрским вином и прекрасными грузинскими песнями» (из главы «Путешествия по южному Кипру: окрестности Полиса, Зеленая долина»).
— Отец Захария, Вам предсказывали священническое служение, когда Вы сами еще об этом даже не задумывались.
— До 27 лет я был неверующим, верил только в идею существования Бога и всегда искал истину. Уже было дошел до того, что жить вовсе незачем. Когда умер мой отец, я закричал прямо в могилу, куда был опущен гроб: «Отец, хоть отсюда научи меня истине!». И Христос научил.
Однажды, когда я оканчивал школу, отец сказал: «Да… из тебя выйдет только священник». Откуда он знал, время коммунистическое было! Я возмутился: «Еще скажешь так, уйду из дома». А потом он подарил мне Требник. Прошло несколько лет. Мы с братом поехали в Ялту. На улице к нам подошла женщина и, обращаясь ко мне, сказала: «У тебя верующее лицо». Я показал свой крест. «Это не главное, — говорит, — надо верить. Ты станешь священником. Хорошо выучи эту Библию», — произнесла она, протягивая мне Библию". Я был так поражен, что сразу, оставив дела в Ялте, вернулся домой. И тут меня встретило еще одно окончательно сразившее известие: соседний дом купил епископ. Я побежал к нему. Он первый проповедовал мне о Христе. Выслушав его проповедь, я остался в Церкви навсегда.
Осенью в Грузии мы познакомились с одним из духовных сыновей отца Захарии — игуменом монастыря в Табакини архимандритом Иаковом. Вот как он рассказывал о своем знакомстве с отцом Захарием:
— Тогда отец Захария тогда был знаменитостью, участник национального движении против атеистического режима. Мы гордились знакомством с ним. Я еще был язычником, работал в театре декоратором. А отец Захария был проповедником. В конце 80-х он ходил по Грузии и открывал церкви: церковь в Саванэ Кацкого района, церковь в Убиси, в Гурии, церковь апостола Симона Кананита в Сухуми. — не пересчитать. Все происходило по благословению Патриарха. Их было пять-шесть человек: отец Давид (сейчас владыка Даниил Абхазский), Григорий Абуладзе (сейчас протоиерей, служит в Зестафони), Георгий Схиладзе (сейчас священник, представитель Грузинской Церкви в Париже), Иаков Абашидзе (сейчас протоиерей, служит в Зестафони). В мирской жизни большинство из них были художники, музыканты, кибернетики — в душе романтики, свободные внутренне, поэтому не боялись ничего, и ничто не могло их остановить. 17 декабря 1988 года я зашел к отцу Захарию домой и сказал, что устал от мирской грешной жизни и хочу стать послушником Христа. Он мне поверил, потому что у него было чувство — знал, что выйдет из человека, и через три месяца рекомендовал меня епископу. Так я был направлен в возрождающийся Убисский монастырь".
— Отец Захария, да Вашего отъезда на Кипр, Вы учились в семинарии в Тбилиси, служили во многих районах Грузии.
— Да с 1988 года я учился в семинарии в Тбилиси. Это было еще тяжелое для православия время. На вступительный экзамен пришли из КГБ. Они долго говорили с Патриархом, нашептывая свои лжеобвинения, после чего он подозвал меня к себе, обнял: «Я знаю его, он не мог этого сделать».
Когда потребовался священник в село Харагаули в Имеретии, меня отправили в Батуми, где рукоположили в диакона 21 сентября 1991 года и скоро, 24 ноября того же года, — в священники.
За 1991−1993 годы отцом Захарием была открыта в Харагаули церковь апостола Андрея. Начинался экономический кризис в Грузии, многие дети остались беспризорными на улице: с матушкой они взяли на воспитание около десяти человек.
— После Харагаули Вы служили с 1993 г. в мусульманском селе Хуло в Аджарии. Как шла проповедь в этом непростом регионе?
В Хуло я оказался по благословению Патриарха и приглашению владыки Иова (митрополита Руисс-Урбнисского, в те годы епископа Батумского — А.Н.) и служил там полтора года. Вместе с отцом Петром и отцом Мирианом мы начали строить церковь, крестили мусульман, преподавали в церковной школе Закон Божий — Всякое бывало. Были покушения, были искушения, но Бог давал нам силы.
Один раз собрался отец Захария крестить несколько сотен аджарцев-мусульман в реке, они ждали меня на берегу. Подходя к этому месту, он заметил возле них группу местных вооруженных старейшин. От них отделился главарь: «Покрестишь — убъем и тебя, и их». Благодаря Богу и мудрости отца Захарии крещение все же состоялось. Другой раз в дом к батюшке пришли ходжи: «Зачем ты смущаешь наш народ?». «Садитесь, гости дорогие. Я хочу спросить ваш мудрый совет. Я прочитаю вам про одного человека?», и читает отрывки из Корана, описывающие прелюбодеяния и прочие безнравственные поступки Муххамеда. «Как вы думаете, что нужно сделать с таким человеком?». «Смерть ему!». «Я читал вам Коран».
Грузинские священнослужители на гробе Лазаря четверодневного.
— Дальше я уже все время служил в Аджарии: с 1995 года — в Ахалшени и Кобулетти, в селе Дагва в церквях Богоматери, святого Георгия, святых Константина и Елены, с 1998 г — в церкви святой Варвары в Батуми. Преподавал Новый Завет в семинарии Батуми, где мы устраивали конференции, готовили студентов для проповеди в селах. Во время моего служения в Аджарии меня всегда очень поддерживал владыка Димитрий (Батумский и Схалтский — А.Н.), очень помогали, особенно при строительстве церкви в Кобулетти, Джемал Инаишвили и Тамаз Нижарадзе. В 2000 г. меня назначили на Кипр.
— Я вспоминаю слова Соломона Инаишвили, тогда бывшего министром образования Аджарии: «Мы плакали, когда он уезжал от нас"…
— С Кипром вышла вот какая история. В 1992 г., когда я еще служил в Харагаули, были трудные времена, Грузия стояла на пороге гражданской войны. Один раз мне попала в руки Энциклопедия, где я увидел развалины древнего грузинского монастыря на Кипре. Это зрелище захватило мою душу, и про себя я сказал: «Надо бы туда поехать, восстановить монастырь». И отправился в один маленький монастырь в Гурии, где каждую ночь служил и молил Бога, чтобы Он меня отпустил на Кипр. После этих моих молитв вместо Кипра попал в Хуло. Семь лет служил в Аджарии. И вот неожиданно, когда уже и не хотел, сбылась моя молитва, и Бог отправил меня на Кипр.
— Что послужило причиной открытия представительства Грузинской Церкви на Кипре?
— Представительство была организовано по благословению Святейшего Патриарха Илии II в 2000 году из-за нескольких причин. Первая — экономически тяжелое положение в Грузии привело на Кипр за последние десять лет тысячи моих соотечественников. Сейчас там проживают около трех тысяч грузин и около десяти тысяч грузинских греков из Цалкинского района Грузии. Вторая — мы хотели восстановить церковные отношения с Кипром. В Средние века здесь находился грузинский монастырь св. Мамы, со своим крупным скрипторием, где переписывали богослужебные книги, что мы знаем из сохранившихся записей в кодексах Института Рукописей в Тбилиси. История отношений Грузии и Кипра насчитывает много веков. Несколько лет тому назад крупнейший монастырь на Кипре, Киккский, издал большой альбом документов о грузино-кипрских связях. Так, напр., в XVIII веке имеретинский царь Соломон пожертвовал село Вардзиа недалеко от города Зестафони в Имеретии и монастырь Богородицы XII века Кикосскому монастырю. Отношения прекратились после революции 1917 года. У истоков возрождения грузинской миссии на Кипре стояли митрополит Сергий Некресский и Геретский, архиепископы Феодор Ахалцихский и Тао-Кларджетский и Савва Хонский и Самтредийский. С первого дня и до сих пор меня укрепляет их поддержка и молитвы.
— Как Вас встретили на Кипре?
— Меня очень ласково встретили цалкинские греки, они же помогали мне первое время. Мы начали служить каждое воскресение на руинах грузинского монастыря. Параллельно меня пригласили сослужить в греческой церкви св. Антония в Никозии, а затем направили в домовый храм школы слепых.
Вскоре митрополит Лимасольский Афанасий выделил нам храм св. Мамы в Лимасоле. В нем по субботам служится литургия, по воскресеням — молебен. Еще через некоторое время Пафосский митрополит Хризостом передал церковь св. Георгия, где по воскресениям совершается молебен, бывает проповедь, а также служатся всенощные бдения на большие правздники. В Пафосе проживает самая многочисленная грузинская община.
— Вы служите один?
— Мне помогают два диакона: отец Андрей и отец Давид. Рукоположение отца Давида состоялось на Кипре, 8 сентября 2003 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в Кикосском монастыре.
— Отец Захария, весной этого года мне пришлось побывать в Лимасоле на прекрасном вечере грузинских церковных песнопений и народных танцев, устроенном Грузинским Культурным Центром. Расскажите об этом Центре.
— Грузинский Культурный Центр был создан для того, чтобы познакомить кипрский народ с грузинской православной культурой. В 2001 г. Центр организовал выставку прикладного грузинского искусства в выставочном зале «Фамагустские ворота» в Никозии, а в 2003 г. — в Лимасоле. Были представлены чеканка, вышивка, гобелен. Кроме того, мы провели два концерта — современной грузинской музыки и древней церковной. В феврале 2003 г. на Кипре прошли гастроли знаменитого патриаршего хора «Басяни» и детского танцевального ансамбля.
Из наблюдений, сделанных во время этих гастролей на Кипре. Однажды вечером я осталась вместе с делегацией в гостинице. После ужина отец Димитрий, архидиакон Патриарха, вынес из своей комнаты столик, поставил на него иконы, на небольшом пространстве перед лифтами отеля «Айакс» в Лимасоле собралось пятьдесят человек. Зажгли свечи и вместе стали читать и петь вечернее правило. И еще. Маленькие дети, а они составляли половину делегации, все как один перед выходом на сцену, за кулисами, совершали крестное знамение.
— Летом этого года в Париже под эгидой нашего Культурного Центра с большим успехом прошла выставка известного грузинского чеканщика Тамаза Гозалишвили и кипрского мастера Паникоса Хасикоса. Тамазу Гозалишвили Кипрская Церковь доверила работать с величайшими святынями Кипра: он делал оклад для древней чудотворной иконы Богоматери Махера и кивот для креста из монастыря Ставровуни, куда вложена частица Честного Древа, привезенного на Кипр со Святой Земли еще царицей Еленой в IV веке.
— Отец Захария, на Кипре Вам приходится служить в трех церквях — в грузинской, в греческой и русской. Какую разницу Вы чувствуете в трех этих православных традициях?
— Традиции разные, но все же душа одна. На Успение я служил на трех языках в русской церкви св. Стиилиана в Лимасоле. Пришли русские, сербы, грузины, греки. Какая большая была радость!
— Отец Захария, о Вас отзываются как о суровом духовном отце. Даже на европейском Кипре Вы проповедуете строгие нормы церковной жизни первых веков христианства.
— После Крещения Господь дает нам духовную белую ризу, какая была у Адама. Мы должны ее беречь. Но падшая прироад остается падшей и тянется ко греху. Поэтому существуют семь таинств, которые помогают спасти душу, среди них покаяние и причастие. Когда ты чувствуешь покаяние, иди к священнику и кайся. Наши каноны и Святые отцы учат, что за разные грехи есть разные наказания через епитимьи. За большие грехи — убийство, блуд большое наказание — двадцать лет?
— Но сейчас другое время. Если священник даст убийце епитимью в двадцать лет, то человек может больше не придти в церковь.
Другое время? И тогда мог не придти. Но если человек захотел спасти душу, придет. Современные священники забывают, что у человека есть совесть, которая после греха постоянно зовет. После «милости» священника грешник захочет еще и еще поворить свой грех, а потом придет на исповедь и скажет: «Я каюсь, но облегчения не чувствую».
В Древнем Патерике есть рассказ о монахе, который сделал страшный грех и его духовный отец дал ему небольшое наказание. Монах этот скоро умер во сне явился своему духовному отцу: «Что ты наделал. Ты погубил меня, я в аду». Этот священник пришел на службу, лег у порога и говорит: «Пусть каждый наступит мне на грудь. Я убил человека». Вот так. Епитимьи обязательно надо давать — иначе человека погубишь.
Это все равно, что в больнице человек подходит к врачу, и тот говорит: «Я беру твои болезни на себя. Иди домой». Кипрский святой старец Герман Ставровунийский учил: «Как врач не должен отшучиваться в беседе с больным, скрывая от него всю серьезность недуга, но прописывать необходимые пилюли, так должен поступать и духовный отец. Невозможно привести человека ко спасению, оправдывая в его сознании некоторые прегрешения, которые иной раз являются смертельными». Сейчас в Церкви часто попускают: пусть лучше ходят в храм, часто причащаются, пусть будет много народу. А Христос не ищет множество, но истинного покаяния.
Другое дело, что священник смотрит на покаяние человека, и если покаяние велико, то епитимья сокращается, но совсем без наказания человека оставить нельзя. В книге священнослужителя написано: смотри, сынок, чтобы твое чадо из Церкви не вышло неисцеленным. Не сказано, что время изменилось. Христос остался тот же, Церковь — та же. Мы себя обманываем. Уступки приводят к католицизму — те даже животных причащают. Вот до чего доводит распускание Церкви.
Просто надо давать разные епитимьи, но совсем без лекарства человек не выживет. Святой Никифор Константинопольский говорит, что грех разделяется на три части: одну сразу прощает Бог, о второй молится священник, третья остается кающемуся. Когда человек выполняет епитимью, он учится покаянию. Когда человек совершает блуд, он сразу раскаивается, но это может оказаться его мимолетной эмоцией. Нужна епитимья. Общепринятое «греши-кайся» несовместимо с учением Святых отцов. В Евангелии Христос говорит: «иди и не греши!»
Кипр — остров святых. Здесь проповедовали апостолы Павел и Варнава, здесь тридцать лет после воскрешения Господом служил в епископском чине Лазарь Четверодневный. И конечно, их молитвы помогают современным, забывшем Бога людям, возвращаться к Нему. Но очень многое зависит от священника. Люди тянутся к отцу Захарии благодаря его горячей проповеди во всем совпадающей с примером его жизни. «Кроме Бога, его не интересует ничего, — говорит об отце Захарии его паства, — он справедливый, доверяющий и проститель». Сам отец Захария за свою жизнь и священство благодарит Бога и Святейшего Патриарха.
С протоиерем Захарией Перадзе беседовала Александра Никифорова