Русская линия
Русское обозрение Василий Ансимов22.12.2003 

Воля к добру как источник естественного порядка
По материалам выступления 19.12.2003

Идеологий существует великое множество. У каждого обособленного человеческого сообщества есть своя идеология — сумма идей, очерчивающих основные принципы бытия.
Каждая идеология делит мир на добро и зло. Разница между идеологиями состоит лишь в том, где проводится эта граница.
«Добро» в идеологии обозначает цель, к которой она побуждает стремиться своих приверженцев, «зло» — противоположность этой цели, которой им следует избегать. Третьего — вообще не двигаться, стоять на месте — не дано, так как жизнь по своей сути есть движение к чему-то.
Устанавливая добро и зло в качестве положительного и отрицательного полюсов, устремляющих деятельность людей в определенном направлении, идеологии задают вектор развития обществ, государств и цивилизаций.
В современном мире идеологий достаточно много, и между ними есть зримые и существенные отличия — по степени активности, по ценностям, по терпимости к другим идеологиям, по величине охвата. Идеи владеют и продолжают овладевать умами людей, целыми странами и их союзами, порождая волны и течения, которые зачастую вступают в неразрешимые противоречия между собой.
Однако существуют неизменные и нерушимые, общие для всех законы, представляющие собой истинное добро. Это законы самой жизни — законы естественного порядка, благодаря которому жизнь существует и продолжается.
Эти законы известны каждому с детства — правда, справедливость, верность, свобода, взаимопомощь, забота, любовь, храбрость, чувство долга, труд и героизм. Они были открыты человечеством давно — тогда, когда оно стало таковым. Вся история человечества есть история этих законов, знание о которых передавалось от поколения к поколению — и поэтому они с полным основанием могут называться традиционными ценностями. Так же хорошо и давно известны и их противоположности — ложь, несправедливость, измена, насилие, эгоизм, самолюбие, трусость и равнодушие.
Есть вещи, ценность которых не надо объяснять и доказывать, потому что она очевидна — если бы их не было, то жизнь на земле прекратилась бы. Женщины должны рожать, мужчины должны кормить семью. Воины должны сражаться, труженики — трудиться, поэты — писать стихи и сочинять песни. Взрослые должны заботиться о детях, и в первую очередь — родители этих детей. Но заботиться надо также и о стариках и больных. Правители должны править на благо народа, а воры должны сидеть в тюрьме. Без этого немыслима жизнь, все это — естественный порядок, только в рамках которого она может существовать и развиваться. Как только хотя бы один из этих законов нарушается, все здание естественного порядка начинает шататься и крениться, и жизнь человеческого общества оказывается под угрозой.
Однако правда, свобода, героизм и прочее не являются самоцелями и самоценностями — они ценны лишь в том случае, если служат сохранению жизни, причем не чьей-либо частной, а общей — жизни вообще, жизни какого-то человеческого целого. И чем выше уровень этого «вообще», тем выше уровень самопожертвования, тем больше его значение для жизни. Именно в этом тайна величия христианской идеи, выше которой добро никогда не было выражено и не может быть, потому что не может быть выше идеи, чем самопожертвование Бога ради спасения жизни человечества.
Жизнь есть таинственное целое, в различных случаях проявляющее себя по-разному, но остающееся внутренне единым. Естественный порядок есть гармоничное, целостное равновесие проявлений жизни, различных по форме, но единых по существу — от родительской заботы до воинской храбрости, от свободы созидателя до ограничения преступника.
Если же идеология провозглашает высшей ценностью бытия не жизнь в целом, а дишь какое-то ее частное условие, явление — например, свободу, то сложное единство традиционных ценностей разрушается. А вместе с ним — и естественный порядок.
В силу непрекращающейся активности свободного (и, к сожалению, несовершенного) человеческого разума подобные искажения возникают постоянно. Они становятся особенно сильными, если создаются специально, как информационное оружие, теми, кто стремится к победе через овладение умом и чувствами противника, а не его территориями и рынками — в условиях информационных войн. Создатели информационного оружия маскируют его под естественные законы, используя их категории: «добро-зло», «герои-неудачники», «правильно-неправильно» и прочие. Однако в реальное содержание этих категорий они вкладывают эталоны поведения, враждебные естественным законам. Добром объявляется то, что само по себе вредно, например, нравственная свобода — без нравственных пределов, героизм — без ответственности, конкуренция — без взаимопомощи. Более того, традиционные ценности начинают прямо подменяться их противоположностями. Героями провозглашаются воры, подлинные же герои высмеиваются. Идеалом женщины рисуется проститутка и карьеристка, идеалом мужчины — эгоистичный бандит и хладнокровный убийца. Образы матери и отца исчезают из массовой культуры, вслед за ними уменьшается и количество реальных отцов и матерей. В результате сложное равновесие, необходимое для жизни, разрушается, и общество начинает катиться к гибели. Цель информационного оружия достигнута.
Идеология либерализма в ее версии, запущенной в действие на территории России, представляет собой обычное информационное оружие. Ее особенность заключается только в чрезвычайно успешном применении — вся история России есть непрекращающееся колебание между порядком и хаосом, но никогда еще государством не правили так откровенно с целью его разрушения. На сегодня можно констатировать достижение большинства целей информационной войны. Механизм регенерации общества, источник которого лежит в глубинной психологической потребности мужчин быть отцами, женщин — матерями, серьезно поврежден, если не уничтожен в сознании подавляющей части молодых людей. Способность к самостоятельному мышлению, оценке и анализу ситуации парализована информационной диктатурой СМИ — например, огромное количество россиян всерьез считают, что в стране наблюдается экономический рост, а отдельные свидетельства катастрофического положения есть лишь «временные трудности». Культ эгоизма и наживы на фоне экономической разрухи привел к тотальной коррупции, без которой работа чиновника стала уже просто немыслима. Коррупция поразила работу администрации, армии и правоохранительных органов. И так далее.
Чтобы остановить это падение по отвесной линии и повернуть его вспять, уже недостаточно каких-либо реформ. Требуется коренное изменение всей политической системы, сверху донизу — смена общественных ценностей, смена всех элит (культурной, экономической, административной и т. д.), смена самой власти. Масштаб этого изменения таков, что по справедливости может быть назван революцией. Да, революция — всегда потрясение. Но если без этого потрясения невозможно дальнейшее существование, иного варианта нет.

Мы видим, что естественный порядок не существует сам по себе. Жизнь есть постоянное напряжение и борьба, и как борьба жизнь требует постоянного усилия и жертв. Жить вообще труднее, чем умереть. Чтобы жить, надо иметь желание быть, вместе с осознанием того, что для этого надо сделать. Такое единство желания и разума есть воля к жизни.
Воля к жизни в масштабах всего человечества есть воля к естественному порядку — к добру. Именно эта воля, перерастая границы отдельной человеческой личности, делает из людей героев — тех, кто способен на подвиг и самопожертвование ради жизни на земле.
Ради существования России в ней должны появиться герои — те, для кого воля к добру выше всего остального на свете. Те, кто найдет высшую радость послужить своей жизнью восстановлению в России естественного порядка.

Естественный порядок начинается там же, где и воля к нему — внутри человеческой личности. Только приведя свой собственный внутренний мир в соответствие традиционной иерархии естественного порядка, человек обретает целостность, необходимую для успешных действий в окружающем мире. Вся жизнь человека так или иначе подчинена целям, которые он ставит перед собой — и если эти цели низки, порядок внутри него слаб и недостаточен, и энергия организма расходуется впустую, на бессмысленные удовольствия. Так возникают пороки — силы без доброго применения. Только поставив перед собой высокую цель, человек может обрести в себе высокий внутренний порядок. Инстинкты, чувства, эмоции, память и соображение должны быть подчинены воле, воля — цели. Такова традиционная иерархия внутри человека.
Однако один человек сам по себе не может восстановить естественный порядок в мире. Для этого нужна организация — группа людей, объединенных общей целью.
Организация есть дальнейшее продолжение порядка, рождающегося в человеческой душе. Организации либерального толка были порождены извращенцами-эгоистами, для которых единственной целью было самоудовлетворение. Главный закон этих организаций — шаткий баланс корыстных интересов, порождающий непрерывную внутреннюю конкуренцию, подковерную борьбу, интриги и заговоры. Такой же порядок транслируется ими вовне, погружая мир вокруг них в пучину фрагментарности, отчуждения и взаимной вражды.
Организация естественного порядка может быть создана только их антагонистами — людьми доброй воли. И она точно также будет антагонистом либеральных организаций по своей сути и принципам внутреннего устройства. Точно так же, как внутри человека, естественный порядок должен возникнуть в этой организации прежде, чем она установит его вовне. Поэтому вместо баланса корыстных интересов ее основным законом будет единство всех в служении высшей цели, которое исключит интриги и конкуренцию, сделает предметом внутренних споров лишь поиск наиболее верного шага по пути утверждения порядка.
На следующем этапе организация должна будет достигнуть нового уровня естественного порядка, установив его в границах страны. Осуществить эту сложнейшую задачу невозможно, не обладая политической властью. Поэтому промежуточной целью организации неизбежно будет борьба за власть, и организация должна победить в этой борьбе. Именно в ней произойдет рождение и становление нового общественного класса — людей доброй воли, которые сменят текущую культурную, экономическую и политическую элиту России и станут носителями, созидателями и творцами нового — возрожденного естественного порядка.

Когда естественный порядок будет восстановлен в масштабах всей России, она станет Империей — орудием утверждения доброй воли в масштабах всей человеческой цивилизации. Империя должна быть целостной, внутренне единой, самодостаточной, независимой и сильной.
Целостность Империи означает ликвидацию ее территориального дробления по национальному признаку — унитарность.
Внутреннее единство Империи достигается установлением в ней иерархичного единства всех в служении добру — монархия, опирающаяся на аристократию доброй воли, весь народ в целом, объединенный верой и любовью.
Самодостаточность Империи означает ее способность самостоятельно производить все необходимое для удовлетворения своих потребностей — автаркию.
Сила Империи — в мощи ее армии, флота и авиации, и прежде всего — в мощи воинского духа ее солдат, осознающих себя носителями доброй воли.
Независимость Империи — в ее осознанном несении своей миссии, в хранении памяти о себе как о силе, несущей добро, призванной восстановить естественный порядок в мире, изгнав из него ложь, насилие, вражду и эгоизм, восстановив попранную справедливость и освободив угнетенные народы.

Предназначение России — это не плод буйной фантазии кабинетных философов. Это предназначение открыто явствует из всей истории России, из ее географического положения, из ее культуры и религии. Это миссия Третьего Рима, Империи, призванной удерживать естественный порядок в мире — равновесие всех условий, необходимых для сохранения и развития жизни. Россия может существовать только в том случае, если будет нести свою миссию, в противном случае ее существование прекратится за ненадобностью.
Понимание этого должно стать побудительной причиной для тех, кто ищет путь создания новой политической организации русского народа. Воля к добру как источник естественного порядка, основанного на традиционных ценностях, имеет право стать центральной идеей новой русской идеологии, оттеснив в архивы устаревший набор ветхих «-измов» — потому что эта идея отражает не второстепенные, технические вопросы политического строительства, а главные движущие силы человеческого бытия.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru