Русская линия
Архангельский епархиальный вестник Валерий Суворов18.12.2003 

Нужен ли Церкви пиар?

Следует пояснить, что ворвавшееся в современный русский язык слово «пиар» — всего лишь транскрипция аббревиатуры английских слов «public relations» (PR) и означает «общественные отношения». Интересно поразмышлять, почему в нашей речи употребляется этот чужеродный лингвистический клон. Неужели только он способен в полной мере охарактеризовать то, что в России ныне понимается под общественными отношениями.

К чему этот разговор? В одном из изданий Архангельской области, точнее в газете «Аргументы и факты в Архангельске», был опубликован ответ на вопрос читателя, который интересовался и даже недоумевал, почему в последнее время так много говорится о жизни Православной Церкви в Архангельской епархии. Чего в вопросе было больше — интереса или упрека, — судить читателям. Но журналистам газеты, видимо, хотелось добавить остроты: вопрос был озаглавлен «Пиар от Церкви». Те, кто прочитал этот небольшой материал, не только верующие люди, но даже атеисты, удивлялись, насколько неграмотно он был составлен — почему слово «пиар» было приведено в сочетании со словом «Церковь».

К сожалению, мы уже стали привыкать к такого рода ляпсусам, вырывающимся из-под пера журналистов. Возможно, этими пояснениями представители прессы стараются что-то растолковать. Но до каких пор нас, читателей, будут считать невеждами?! Наши сограждане достаточно образованы для того, чтобы разобраться в элементарных вопросах, в том числе и в событиях православной жизни региона. И дело даже не в словах, а в языке, которым пользуются представители прессы.

Удивляет пренебрежительно-напыщенный тон их высказываний, порой перерастающий в цинизм. Некоторые глашатаи информации, видимо, считают, что они могут вольно ее интерпретировать, расставлять приоритеты, делать акценты. Это возможно тогда и лишь тогда, когда журналист знает и понимает историю своего православного Отечества.

Как хочется, чтобы культура нашей пишущей братии не шла путем сектантов. Если приходится поработать над собой, над своей душой, но очень не хочется — пойдем туда, где легче? Напрашивается вывод: например, в секту. Но этот путь — не путь русского самосознания, не путь русского человека. Весь национальный опыт святости свидетельствует: только путь духовного труда дает смысл жизни человека. А то, что предлагает нам западная культура, пропитанная духом вседозволенности, — чужеродно для сознания русского человека. Чужеродно, как и слово «пиар» в русском предложении.

Да и можно ли выделить понятие «общественные отношения Церкви»? Церковь сама и есть общество, общество верующих и крещенных во Христа людей. Можно говорить об отношениях Священноначалия, структур церковного управления с институтами государственной власти. Но развитие этих отношений зафиксировано в канонах Церкви и законах государства, полагающих условия и пределы этого развития. Но то, что в обществе говорят о Православии, что слышен голос православной интеллигенции лишь говорит о положительных переменах в обществе. Слава Богу, что есть голоса-маячки, помогающие людям в поиске правильного пути.

Конечно, вопрос читателя к газете — дело привычное. Но если журналист формулирует ответ, он берет на себя бремя ответственности за то, «как слово наше отзовется». Уважаемые коллеги, давайте задумаемся над этим! Валерий СУВОРОВ, руководитель пресс-службы Архангельской епархии.

15 декабря 2003 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru