Русская линия
Le Temps Сильви Арсевер18.12.2003 

Христианские традиции в условиях светскости

Итак, во Франции будет принят закон о светскости. Решение, объявленное президентом Шираком, отвечает традициям французского централизма. Как отметили многие аналитики, за помощью к которым обратилась комиссия Стази, дополнительная польза от этого закона будет состоять в том, что он внесет ясность в дебаты по ряду острых проблем, то и дело рождающих подозрения в незаконности или произвольности принимаемых решений.

Но закон имеет и свою цену: согласно ему, определенное количество молодых мусульман будет исключено из государственных школ, бывших для них, возможно, единственным шансом не оказаться в замкнутом мирке, в который их мечтали загнать интегристы.

В незавидном положении окажутся наиболее религиозные мусульмане и евреи: им начнут указывать, что согласно закону внешние признаки их религиозной принадлежности являются более демонстративными, чем религиозная символика христиан.

Комиссия Стази попыталась избежать негативного эффекта, предложив своего рода сделку: демонстративные признаки религиозной принадлежности запрещаются, но иудаизм и ислам получают признание другого рода: в государственных школах будут введены дополнительные выходные дни по случаю праздников Йом-Киппур и Ид аль-Кебир.

С рациональной точки зрения это был правильный расчет. Если говорить об исламе, это был даже шаг вперед в деле интеграции мусульман во французское общество в соответствии с демократическими принципами: «нет» — символу, указывающему на приниженное положение половины человечества; «да» — проявлению мусульманского благочестия.

Теперь мы знаем, во что все вылилось. Критика в адрес этого предложения зазвучала со всех сторон. И, чтобы отвергнуть его, Жаку Шираку оказалось достаточным указать, что его реализация создаст множество практических проблем для родителей учеников.

Ширак также отметил, что в указанные праздничные дни школа проявляет высокую толерантность к ученикам-иудеям и мусульманам. Безусловно, это было мудрым решением: ставя задачу интеграции, исключительно опасно действовать вопреки явно выраженной воле большинства.

Но это решение не отменяет того факта, что за одной дискуссией может последовать другая. К тому же под предлогом защиты светскости многие французы ревностно защищают свои собственные религиозные и культурные традиции.

Швейцария, которая пытается решать вопрос о ношении платка в школе путем диалога и более гибко, отчасти избегает подобных противоречий. Но только отчасти: именно отказ придать христианству и исламу равный статус привел недавно к провалу попыток Цюриха придать большее равновесие взаимоотношениям Церквей и государства.

18 декабря 2003 г.

Опубликовано на сайте www.inopressa.ru


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru