Le Temps | Сильви Арсевер | 18.12.2003 |
Но закон имеет и свою цену: согласно ему, определенное количество молодых мусульман будет исключено из государственных школ, бывших для них, возможно, единственным шансом не оказаться в замкнутом мирке, в который их мечтали загнать интегристы.
В незавидном положении окажутся наиболее религиозные мусульмане и евреи: им начнут указывать, что согласно закону внешние признаки их религиозной принадлежности являются более демонстративными, чем религиозная символика христиан.
Комиссия Стази попыталась избежать негативного эффекта, предложив своего рода сделку: демонстративные признаки религиозной принадлежности запрещаются, но иудаизм и ислам получают признание другого рода: в государственных школах будут введены дополнительные выходные дни по случаю праздников Йом-Киппур и Ид аль-Кебир.
С рациональной точки зрения это был правильный расчет. Если говорить об исламе, это был даже шаг вперед в деле интеграции мусульман во французское общество в соответствии с демократическими принципами: «нет» — символу, указывающему на приниженное положение половины человечества; «да» — проявлению мусульманского благочестия.
Теперь мы знаем, во что все вылилось. Критика в адрес этого предложения зазвучала со всех сторон. И, чтобы отвергнуть его, Жаку Шираку оказалось достаточным указать, что его реализация создаст множество практических проблем для родителей учеников.
Ширак также отметил, что в указанные праздничные дни школа проявляет высокую толерантность к ученикам-иудеям и мусульманам. Безусловно, это было мудрым решением: ставя задачу интеграции, исключительно опасно действовать вопреки явно выраженной воле большинства.
Но это решение не отменяет того факта, что за одной дискуссией может последовать другая. К тому же под предлогом защиты светскости многие французы ревностно защищают свои собственные религиозные и культурные традиции.
Швейцария, которая пытается решать вопрос о ношении платка в школе путем диалога и более гибко, отчасти избегает подобных противоречий. Но только отчасти: именно отказ придать христианству и исламу равный статус привел недавно к провалу попыток Цюриха придать большее равновесие взаимоотношениям Церквей и государства.
18 декабря 2003 г.
Опубликовано на сайте www.inopressa.ru