Русская линия
НГ-Религии Даниил Щипков18.12.2003 

На грани объединения
В отношениях Зарубежной Церкви и Московского Патриархата произошел качественный прорыв

Во вторник завершился Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), проходивший в Нью-Йорке. Его главной задачей стал поиск путей сближения с Русской Православной Церковью (РПЦ) Московского Патриархата.

К моменту, когда номер сдавался в печать, Собор еще продолжался, и официальные итоги подведены не были. Тем не менее его главная интрига известна. От Архиерейского Собора ожидают в первую очередь внесения принципиальной ясности в позицию РПЦЗ по вопросу объединения с Московским Патриархатом. До недавнего времени РПЦЗ выражала лишь общую готовность к диалогу.

О том, что в отношениях двух Церквей наконец произошел качественный прорыв, стало понятно после визита в Москву делегации РПЦЗ и ее встреч с Патриархом Алексием II и архиереями. А предшествовавшее Собору Всезарубежное пастырское совещание, в котором приняли участие более 150 священнослужителей и архиереев РПЦЗ, еще раз подтвердило, что позиция РПЦЗ претерпевает коренные изменения. На cовещании в качестве наблюдателей присутствовала делегация РПЦ.

В заключительном обращении по итогам cовещания признано, что главные проблемы («сергианство» и «экуменизм»), стоявшие с точки зрения РПЦЗ на пути к сближению, уже на практике преодолены Московским Патриархатом. В качестве подтверждения можно рассматривать причисление к лику святых противников политики митрополита Сергия (Страгородского) и отрицательное отношение значительной части духовенства и верующих к контактам с инославными. Показательным является и сам тон итогового документа, в котором ясно читается намерение РПЦЗ преодолеть раскол.

Одним из инициаторов процесса переосмысления Зарубежной Церковью собственной позиции выступает архиепископ Берлинский Марк (Арндт), возглавлявший делегацию РПЦЗ во время ее визита в Москву. Его объемный доклад на Пастырском совещании, судя по всему, и задал тон итоговому документу. По его словам, существование РПЦЗ изначально было определено Патриархом Тихоном как временное. Сегодня ее полномочия истекли, и в случае отказа от объединения с Московским Патриархатом РПЦЗ, по словам архиепископа Марка, теряет свое право на обособленное существование и становится иностранной сектой неопределенного статуса.

Вопрос, который должен быть решен, по мнению обеих сторон, в первую очередь — установление евхаристического общения (совместного причастия) между Церквами, частично и так уже имеющего место в частной практике прихожан. Что касается административного единства, то, по мнению архиепископа Марка, о нем пока речи не идет, так как РПЦ «с ее нынешними кадрами не может управлять приходами за границей». Архиепископ предлагает использовать опыт Православных Церквей на Украине, в Латвии и Литве и предоставить зарубежным епархиям такую же автономию. Впоследствии, по его мнению, эти епархии могут составить единую церковную структуру — митрополичий округ.

Позиция РПЦ по вопросу объединения изначально была прозрачной и не претерпела в ходе консультаций с «зарубежниками» каких-либо существенных изменений. Московская Патриархия сразу же заявила о том, что открыта к объединению без каких-либо предварительных условий со своей стороны.

Точки над «i» должны быть расставлены в 2004 году. В январе Москву должен посетить глава РПЦЗ митрополит Лавр, позже должен состояться Архиерейский Собор РПЦ, на котором в качестве наблюдателей, возможно, будут присутствовать представители РПЦЗ. Однако уже сейчас можно утверждать, что ясность в намерения обеих сторон внесена. Об этом свидетельствует сам факт готовности Зарубежной Церкви решать проблему воссоединения.

О том, что критическая точка в преодолении раскола пройдена, говорят и слова Патриарха Алексия II в послании митрополиту Лавру и членам Архиерейского Собора РПЦЗ: «Вся Русская Церковь несет на себе бремя ответственности за то, что случилось с нашей любимой страной… Мы были глубоко тронуты покаянными словами наших братьев во Христе. И настоящим письмом мы также выражаем наше покаяние за все слова и дела, которые не содействовали примирению».

17 декабря 2003 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика