Русская линия
НГ-Религии Даниил Щипков18.12.2003 

Жак Ширак против хиджаба
В отличие от России Франция не столь лояльна к мусульманским платкам

В завершающую стадию входят официальные дебаты, развернувшиеся во Франции вокруг ношения мусульманских платков-хиджабов в школе. Этот вопрос должен быть окончательно решен после того, как президент Жак Ширак выскажет сегодня свое мнение по поводу доклада Комиссии по вопросам светского характера общественной жизни Франции, которую французы окрестили по имени ее председателя Бернара Стази «комиссией Стази».

Предложения «комиссии Стази», направленные на имя президента, стали результатом пятимесячной работы. Было проведено более 120 публичных и частных встреч с политиками, религиозными деятелями, учеными, преподавателями, руководителями предприятий, больниц и школ.

Характеризуя ситуацию, «комиссия Стази» отмечает, что ношение хиджабов в школе часто становится причиной конфликтов между учениками, поскольку подчеркивает различия между ними и развивает в детях расизм и нетолерантность. Кроме того, по мнению комиссии, ношение хиджаба часто навязывается девочкам-мусульманкам их семьей или общиной и не является личным проявлением их религиозности.

Главный вывод комиссии: необходимо сохранить принцип светского характера Франции, зафиксированный в законе об отделении Церквей от государства 1905 года, и дополнить его еще одним законом, в котором комиссия предлагает прописать следующее: «В школах, колледжах и лицеях должна быть запрещена манифестация религиозной или политической принадлежности учащихся в одежде или иных символах… Под религиозными символами могут пониматься только явные символы, такие, как большой крест, хиджаб или кипа». В качестве таких символов, по мнению комиссии, не должны рассматриваться медальоны, маленькие кресты, звезды Давида, Кораны карманного формата.

При этом в докладе отмечается, что государство не должно игнорировать религиозные нужды своих граждан и обязано способствовать их осуществлению, например, в тюрьмах, больницах и т. д. Комиссия также предлагает объявить выходными днями в школах иудейский праздник Иом-кипур и мусульманский Ид аль-Адха. А работникам предприятий позволить выбирать себе выходной день в зависимости от вероисповедания.

Выводы комиссии вызывают опасения в первую очередь религиозных организаций, в том числе и вполне традиционных. Расширение понятия светскости французского государства означает, что в публичное исповедание веры вводятся ограничения, а религиозным убеждениям придается исключительно частный характер.

В защиту хиджаба выступил Совет христианских Церквей Франции, объединяющий католиков, протестантов и православных. В опубликованном 8 декабря открытом письме на имя Жака Ширака совет выразил обеспокоенность предложением комиссии по поводу принятия закона о светском характере общественной жизни. В письме, в частности, есть ссылка на Европейскую конвенцию прав человека и фундаментальных свобод. В ней сказано, что право каждого на свободу мысли, совести и религии «включает свободу… исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и совместно с другими лицами, публичным или частным порядком» (ст. 9).

В свою очередь, «комиссия Стази» отмечает, что противоречия между ее ограничительными предложениями и конвенцией не существует, поскольку ее предложения направлены не на ущемление прав религиозных и национальных меньшинств, а на их защиту от внешней агрессии. Кроме того, по мнению комиссии, сама конвенция защищает принцип светскости как фундаментальную ценность того или иного государства.

Судя по предыдущим выступлениям Ширака, он склонен принять рекомендации комиссии. Еще неделю назад, выступая в Тунисе, французский президент назвал «показное» ношение традиционных мусульманских головных уборов ученицами государственных школ «оскорбительным» и «агрессивным».

«Дело о хиджабе» уже давно не сходит с передовиц французских газет. Но, похоже, дело не только в хиджабе и стремлении оградить молодые умы от национальной розни и расизма. Критики «комиссии Стази» резонно замечают, что толерантность в детях лучше было бы развивать как раз в условиях мультикультурности и мультирелигиозности, позволяя им в реальной жизни наблюдать проявления различной культуры.

Проблема заключается в том, что за 50 лет своего существования во Франции ислам так и не стал органичной частью французского общества. Он остался «чужой» религией. Один из членов «комиссии Стази» недвусмысленно заявил газете «Le Monde»: «Если демонстративные проявления религиозности угрожают светскости — надо на это реагировать».

В отличие от России, где проблема с платками решена Верховным судом в пользу мусульман, Франция склоняется к противоположному решению. И дело здесь не в самих платках или девочках-мусульманках, а в стремлении к сохранению национальной идентичности французов перед лицом двух угроз: европейской интеграции и наплывом в страну эмигрантов из мусульманских стран.

Кроме того, французское государство реагирует и на фактор пресловутой «исламской угрозы», о чем красноречиво говорят слова председателя комиссии Бернара Стази: «Экстремистские группы хотят проверить на прочность нашу республику и пытаются заставить некоторых молодых людей отвергнуть Францию и ее ценности». И если государство не готово разрешить хиджаб школьницам, это означает только одно — оборонительная реакция оборачивается наступлением.

17 декабря 2003 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru