Форум 18 | Антон Бильжо | 16.12.2003 |
Христианство занимает в монгольском обществе такие же позиции, что и новые религиозные направления в странах бывшего восточного блока. Несмотря на это, последователи данного вероучения не сталкиваются с какими-либо препятствиями в исповедании христианства. Если в Китае и России на деятельность зарубежных миссионеров наложен ряд ограничений, то в Монголии они могут проповедовать свободно.
Протестантская Церковь имеет в Монголии многочисленную паству. В столице страны Улан-Баторе существует не менее 120 протестантских приходов, большинство из которых образовано за последние 13 лет при участии корейских миссионеров. Протестантские религиозные деятели не отмечают случаев вторжения властей в их сферу деятельности, поскольку местная администрация осведомлена об их целях. Были все же случаи, когда таможенники задерживали грузы с христианской литературой (речь идет о книгах, которые издаются на монгольском языке преимущественно в Японии). Был также период, когда действовал запрет на проведение богослужений в вооруженных силах, а сан не был основанием для уклонения от службы в армии, однако такое положение дел сохранялось не более года.
Весьма ощутимо присутствие в Монголии Католической Церкви. Во главе монгольских католиков стоит епископ Венцеслав Падилло. При его участии в Улан-Баторе недавно был открыт католический центр и новый собор, здание которого имеет форму юрты. Венцеслав Падилло курирует образовательные центры и поддерживает разнообразные социальные проекты, осуществляемые в столице Монголии и за ее пределами. Запланированный визит Папы Иоанна Павла II в Монголию усилил внимание к Католической церкви.
Община казахских мусульман Монголии насчитывает около 90 тыс. верующих, проживающих в районе г. Ульгий. По некоторым данным, в период с 1990 г. по настоящее время общине удалось построить более 10 мечетей. По словам организаторов прошедшего недавно международного съезда мусульманских шаманов, в стране лишь 20 истинных шаманов из многих, называющих себя таковыми. В советское время деятельность последних находилась под строгим контролем властей, теперь же какие-либо запреты сняты.
Буддистское сообщество Монголии, объединяющее большинство жителей страны, не сообщало о каких-либо ограничениях религиозной свободы. Исключение составляет ситуация, сложившаяся вокруг возможного приезда в Монголию Его Святейшества Джецун Дамба IX, находящегося в Индии. Не встретил одобрения в политических кругах Монголии визит Далай Ламы, состоявшийся в ноябре 2002 г. (следует заметить, что Россия отказала духовному лидеру Тибета даже в транзитной визе).
Возможным объяснением положения дел в религиозной сфере в Монголии является то, что этот вопрос входит в ведение лишь одного представителя властей, а не многочисленного Совета по религиозным делам. Советник президента Монголии возглавляет неформальный орган, в который входит 13 членов, в том числе представители Министерства юстиции, Министерства иностранных дел, Государственного Хурала, Академии, а также глава буддистов, который является единственным религиозным деятелем в данном кругу. Встречи членов комитета, посвященные обсуждению религиозных вопросов, проходят ежемесячно. В конечном итоге, религиозную политику государства определяет все же не комитет, а сам президент страны.
Новый закон о религии в Монголии можно смело назвать мягким. Заложенные в нем ограничения по существу сводятся к следующим: ограничение на распространение зарубежных религий и государственная поддержка буддизма, введение государственного контроля над числом буддистских монастырей и монахов. Регистрация религиозных организаций не является обязательной.
Мягкость государственной политики в религиозной сфере не означает, однако, что серьезных нарушений в этой сфере быть не может. По словам представителей протестантской общины, были случаи наложения штрафов на незарегистрированные протестантские группы. Практика местных властей собирать налоги с церквей, увы, не является редкостью — вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.
По мнению специалистов, религиозную ситуацию в Монголии следует рассматривать на фоне преимущественно миролюбивых настроений в монгольском обществе. Одной из основных причин данного положения вещей является то, что идеология «воинствующего атеизма», господствовавшая в 1930-е гг., не оставила заметного следа в сознании жителей страны. По словам одного из российских буддистов, в образе мыслей монголов нет ничего, что напоминало бы о советских временах, — в этом принципиальное отличие Монголии от России. Поскольку монгольская культура — в силу влияния буддизма — мало зависит от индивидуальности ее отдельных представителей, вероятность широкого распространения зарубежных религий в Монголии значительно ниже, чем, например, в России.