Молодежь Эстонии | Аво Юпрус | 16.12.2003 |
При всем многообразии стран и наций, объединенных под эгидой Европейского союза для мирного сосуществования и стабильного развития их должны роднить общие ценности. Вопрос лишь в том, что является общим основанием европейской цивилизации: молодая демократия или христианские традиции.
Еще в 2001 году Европейская комиссия опубликовала «Белую книгу», содержащую концепции реформы европейского управления. Идея реформы заключалась в подключении к принятию решений общественных организаций и простых граждан, и именно в «Белой книге» Европейский союз впервые выразил желание вести диалог с религиозными организациями.
Утверждая, что религия является сугубо личным делом человека, создатели Конституционного договора Европейского союза оставляют за бортом огромный пласт духовной культуры, который движет умами и сердцами многих простых граждан, политиков, ученых, общественных деятелей и людей искусства.
Ценности, закрепляемые в проекте договора — человеческое достоинство, свобода, верховенство закона, терпимость, справедливость, солидарность, — все те же христианские ценности. Но почему-то это отказываются признавать. Вера, самоидентификация личности и понятие родины для многих людей значат не меньше, если не больше, чем благосостояние, социальная защищенность и здоровье. И именно поэтому религиозные и культурно-национальные ценности должны защищаться законом в той же степени, как и ценности жизни, свободы, справедливости и солидарности.
Религия не может быть полностью вытеснена из общественной, политической и правовой сферы. Менталитет европейских народов формировался под влиянием христианских ценностей, и на сегодняшний день это оказывает сильное воздействие на жизнь общества, вне зависимости, признаем мы это или нет. Это наше историческое наследие, от которого лицемерно отказываться. Европа без христианских ценностей была бы совсем другой, другими были бы и мы. Для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие сообщества, нужно помнить о сотнях миллионов людей, хранящих религиозные традиции, которые невозможно ограничить рамками только личной жизни.
Знание истории и уважение к христианским ценностям поддерживают и способствуют развитию нашей культуры, уравновешивают распространившееся либерально-материалистичное восприятие жизни. Это очень важно как для Эстонии, так и для всей Европы.
В чем же состоит проблема? Почему столь естественные ценности вызвали такие горячие споры. Одни утверждают, что это вообще не за чем, другие аргументируют недовольством таких потенциальных членов ЕС, как Турция. В нынешней Европе действительно проживает много иудеев, мусульман, буддистов, индуистов и т. д. Но по моему мнению, упоминание христианских ценностей в конституции Европейского союза никак не может оскорбить представителей других религиозных конфессий. Христианские ценности во многом едины и с другими традиционными религиями. Ведь основная задача в современном мире — не доминирование одной культуры или религии, а плюрализм культур, религий и политических систем. К тому же исключения из текста упоминания о христианских ценностях требуют вовсе не представители других вероисповеданий, а противники религии как таковой.
Но разве сторонники демократии, выступающие против «религиозных пережитков», игнорирующие религиозные убеждения и идеалы миллионов, не нарушают права человека? Если Европейский союз является общим домом для десятков наций, имеет ли атеистическая модель право на монополию? Критики должны понять, что их позиция не может считаться нейтральной, так как, настаивая на единой идеологической модели, они ограничивают права других людей. А по статистике большинство населения Европейского континента принадлежит к христианской вере, нерелигиозные же люди составляют меньшинство. Гуманистическая мировоззренческая модель характерна лишь для некоторых государств Европы, например, Франции.
Конституции многих европейских стран содержат прямые ссылки на религиозное наследие. Правительство Польши уверено в том, что не признавать христианские ценности как основу европейской культуры невозможно. Представители власти Германии, Италии и Польши также высказались в поддержку религиозных ценностей. В Конституции Польши содержатся упоминания о признании Бога источником прав, свобод и иных ценностей, Конституция Греции начинается словами о Святой Троице. Похожие формулировки содержатся в конституциях и некоторых других европейских стран. Почему в таком случае именно атеистический подход избран в качестве единого для всей Европы? Неужели невозможно найти такую формулировку, которая удовлетворяла бы и верующих, и атеистов?
Уверен, что возможно. Более того, необходимо. Ведь европейская конституция это не просто свод правил, изложенных на бумаге, ценности, содержащиеся в проекте, станут отправной точкой в развитии всех стран-членов. И кто знает, возможно, именно эта конституция в будущем станет основой порядка единого европейского государства.
15 декабря 2003 г.