Столичная вечерняя газета | Дмитрий Соколов-Митрич | 16.12.2003 |
Главный хранитель музея Марина Фесенко поставила на стол нечто, завернутое в большой кусок ткани, надела белые перчатки и развернула серебряный позолоченный ковчег, сделанный в виде гроба Господня. Марина Леонидовна открыла крышку ковчега — в центре барельефа, изображающего расходящиеся в разные стороны лучи света, лежала восьмигранная серебряная панагия, украшенная четырьмя драгоценными камнями. В центре панагии под пластинкой слюды лежал кусочек льняной ткани размером с ноготь, но представляющий колоссальную ценность для всего христианского мира.
— История этой частицы начинается с момента, описанного в Библии, — рассказывает замдиректора музея Нина Грязнова. — Помните, римские воины бросали жребий, кому достанется одежда распятого Иисуса Христа? Христианка Сидония из города Мцхета отправила в Иерусалим своего дядю по имени Элиоз выкупить у легионеров ризы Господни. Когда он привез племяннице то, что она просила, Сидония прижала к груди эту святыню и умерла от счастья. Эти события подробно описаны в древней летописи «Обращение Грузии в христианство». Вместе с этой святыней ее и похоронили. На месте погребения Сидонии просветительница Грузии Нино построила потом кафедральный собор. Там святыня хранилась до 1613 года, когда в Грузию пришли персы, собор был осквернен, а святыня попала в руки персидского шаха Аббаса. А всего через десять лет его посол Рустам-бек передал частицу ризы Господней в дар российскому государю Михаилу Федоровичу. Эта частица, размером с ладонь, с тех пор по настоящее время хранится в Успенском соборе Московского Кремля. От нее в разное время было отделено четыре частицы. Одна — для Софийского собора в Киеве, две — для Петропавловского собора и церкви Зимнего дворца, а четвертая была подарена царем Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным за великие заслуги.
— За какие?
— Дело в том, что во время смуты ополчение Минина и Пожарского перед освободительным походом на Москву долгое время стояло в Ярославле и содержалось на деньги ярославских купцов, и прежде всего братьев Скрипиных. Для хранения этой святыни они специально построили церковь Ильи Пророка. Там она и находилась до 1922 года, когда было издано знаменитое постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. С тех пор она считалась утраченной, хотя, как теперь выяснилось, все это время хранилась в наших фондах под другим названием. Ковчег и панагия хранились под разными номерами просто как церковная утварь, и даже их происхождение было искажено. По нашему мнению, это было сделано намеренно, чтобы спасти реликвию от большевиков, которые, без сомнения, ее уничтожили бы. В те годы такая форма спасения церковных святынь практиковалась повсеместно. Люди просто верили, что рано или поздно истинное значение этих ценностей обнаружится. Так и произошло. Наш научный сотрудник Елена Бурдакова готовила очередную выставку и наткнулась на описание святыни в книге 1906 года ярославского мецената Вахрамеева. Случилось это на прошлую Пасху. Хотите — верьте, хотите — нет.
Конфликта между деятелями культуры и служителями церкви на этот раз не предвидится. Администрация Ярославского музея обратилась в минкульт с предложением передать частицу ризы Господней Русской православной церкви. Серебряный ковчег и панагия, скорее всего, останутся в музее. Возражений со стороны церкви не последовало.
11 декабря 2003 г.