Портал-Credo.Ru | 15.12.2003 |
В обсуждении вопроса о взаимоотношениях между Русской Зарубежной Церковью и Московской Патриархией необходимо выяснить, каково состояние Русской Зарубежной Церкви на сегодняшний день, после почти столетнего своего бытия в четырех поколениях православных людей, как коренных русских, так и обращенных в православие местных жителей. Мы имеем уверение в том, что Русская Зарубежная Церковь является подлинно свободной соборной Церковью зарубежья, никогда не порывавшей своей духовной и юридической целостности с Русской Матерью Церковью, как об этом свидетельствует постановление Собора Русских Архиереев Заграницей от 27 августа/9 сентября 1927 года. Вчитываясь в это судьбоносное постановление, видно, что Зарубежная Церковь, «не отделяя себя от своей Матери Церкви и не считая себя автокефальной, была в полном духовном и административном подчинении канонической Московской Патриархии во время Патриарха Тихона, но прекратила всякое общение с ней и eЈ иерархией после Декларации митрополита Сергия, предавшего Русскую Церковь в руки eЈ злейших врагов, войдя в союз с богоборческой властью, но Зарубежная Церковь по-прежнему хранит верность своей Матери Церкви Российской и взяла на себя высокую миссию хранить все основы, традиции и величие Русского Православия и Русской Православной Церкви, и говорить свободно и открыто по всему миру от имени порабощенной Матери Церкви.» В такой своей миссии Русская Зарубежная Церковь и пребывала все эти годы. Жизнеспособность Зарубежной Церкви всегда выявлялaсь в EЈ духовной свободе, соборном управлении и мышлении. Зарубежная Церковь твердо стоит на исповедании трех Всезарубежных Соборов, управляется Архиерейскими соборами, епархиальными и приходскими собраниями в духе свободного волеизъявления и приверженности к неповрежденной Истине Православия. Русская Православная Церковь Заграницей обладает подлинной свободой, не подчиняясь контролю мирских властей, если эти последние посягают на духовную природу Церкви или пытаются увести Её в течение апостасийного глобального морального порядка.
В результате такого своего убежденного сознания и твердого стояния, Зарубежная Церковь и могла не только сохраниться духовно всё это столетие, но и иметь положительное и сдерживающее влияние во всем православном мире. Так, к 1981 году, усматривая признаки апостасийного устремления в православном мире, Зарубежная Церковь прославила сонм Новомучеников и Исповедников Российских, во главе с Царственными Мучениками, что нашло отклик во всех Поместных Церквах. Имея цель сохранения паствы от тлетворного действия ереси экуменизма, имеющей задание, в духе новой морали, низвергнуть веру людей в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, Зарубежная Церковь в 1983 году провозгласила анафему экуменизму.
Укрепляемая таким стоянием в чистом Православии, зарубежная паства все эти годы ревностно созидала живительное домостроительство Церкви. И вот плоды этих трудов: действуют мужские и женские монастыри, разбросанные по всем частям света приходы и общины, церковные школы, духовное училище, организации молодежи, миссионерская проповедь, издательство церковной периодики, богослужебной и душеспасительной литературы. Процветает храмоздательство, упрочиваются иконопись, церковное пение. Утешительно, все эти начинания благодатно осуществляются под омофором Одигитрии русского рассеяния — чудотворной Курской иконы Божией Матери — и теперь утраченной Монреальской Мироточивой иконы Владычицы, при покровительстве прославленных в зарубежьи угодников Божиих, видное место среди которых занимает великий святитель Сан-Францисский и Шанхайский Иоанн, мощи которого открыто почивают в его соборе.
Не для идеализации и самоублажения взираем мы на благодатный путь, пройденный Зарубежной Церковью за почти столетие EЈ бытия. Мы вспоминаем с глубокой благодарностью святые труды целого сонма подвижников и стоятелей за веру: наших духоносных Первоиерархов и архипастырей, твердою рукою и безкомпромиссно, право правивших слово Божественной Истины по завещанию Святейшего Патриарха Тихона; скромных пастырей наших, часто вынужденных совмещать свое пастырское служение с гражданской службой; наших учителей в училищах и школах; наших церковных деятелей и жертвователей, которые интересы Церкви ставили выше своего благополучия. Мы им признательны за то, что они, подобно пророку Моисею, провели нас сохранно через треволнения, ужасы и соблазны окаянного двадцатого века, вселили в нас решимость идти и дальше путем правым и спасительным.
Тем временем, за эти же десятилетия, Русская Церковь в отечестве подверглась жесточайшим гонениям от безбожной и богоборческой власти, пришедшей на смену распавшейся монархии. Еще горшими оказались соблазны сотрудничества с безбожниками для ликвидации истинной Церкви. Основная часть духовенства и верующих не поддалась этим искушениям, предпочитая мученичество, исповедничество и уход в катакомбы, лишь бы не идти на компромисс с совестью. Параллельно возникла несозвучная противостоянию безбожникам структура Русской Церкви, повергшая себя в слияние своих интересов с требованиями антицерковной власти, открыв эпоху так называемого «сергианства.» Так осуществился трагический раскол в Российской Церкви. Естественным продолжением этого нового курса совместительства Церкви с властью явилось требование последней, чтобы официальная Патриархия вошла во Всемирный Совет Церквей, активно и молитвенно участвуя в сообществе экуменистов, перешагивая, тем самым, рубеж сослужения и общей молитвы с еретиками — в нарушение догматов Православной Церкви и предания Святых Отцов. Поскольку Русская Православная Церковь принципиально не связывает себя с идеологией «Нового Мирового Порядка,» поощряющей экуменизм, Oна не может быть в единении с приверженцами этого движения. Итак, в этих двух болезнях нужно искать ключ к идеологическому расхождению между Русской Зарубежной Церковью и Церковью Московского Патриархата сегодняшнего дня. Долг обеих частей Русской Церкви найти путь к устранению этих расхождений на основе согласованной Истины.
Мы не можем закрывать глаза на исторические сдвиги в жизни России за последнее десятилетие. Мы должны понять, что миллионы русских людей окормляются Церковью, невзирая на неимоверные трудности, слабости и изъяны, о которых знает вся Россия. Ширится деятельное духовное окормление в армии, в больницах, местах заключения. Мы видим ревностное устремление простых верующих людей к восстановлению поруганных святынь, к поднятию из руин храмов и древних обителей, к воссозданию церковных школ и детских приютов, к издательству огромного числа книг духовного содержания. Как и во всем мире, в России молодежь испытывает моральный кризис, и всё же молодые люди пополняют ряды пастырей и монахов, девушки призываются к подвижничеству в обителях. Многие из молодежи подвизаются на поприще церковного пения. Русские люди нередко несут последние крохи своего заработка на возрождение Православия. Подвиг русских верующих людей следует вседушно поддерживать и приветствовать. Но эти рядовые труженики высокой политики не делают, духовные соблазны от них не идут. Необходимо, чтобы оздоровляющее внимание было бы направлено в адрес тех вершителей церковной идеологии на всех уровнях, у коих сердце открыто для восприятия Истины и у коих воля готова к изжитию стержневых преград к объединению двух частей Русской Церкви — сервильного сергианства и еретического экуменизма. Время назрело. Совершенно очевидно, что необходим учтивый и честный диалог, снисходительный к немощам человеческим, но не компромиссный, терпеливый, но определенный — определенный в неприятии греха ереси, определенный в непокорении воли церковной воле мирской. Этот целительный процесс должен осуществляться спокойно, а не стремительно с форсированием событий; при этом следует благоразумно разобраться во всех разделяющих нас вопросах и положениях, учесть индивидуальные особенности прошедших десятилетий каждой из сторон и не выпускать из поля зрения чаяния и чувства паствы.
Посмотрим на реалию зарубежного церковного опыта. Разве не парадоксально, что Русская Зарубежная Церковь окормляет уже немало лет тысячи выходцев из России во всех странах зарубежья? А ведь это люди или из приходов Московской Патриархии или вообще приходящие в церковь впервые в своей жизни. Поскольку эти верующие сознательно вливаются в жизнь Церкви, в среде коренных зарубежных прихожан это не вызывает никаких противоречий. То же будет и со всей Церковью, если будет достигнуто единомыслие в том, что сейчас делает слияние невозможным.
Все церковные соборы всех времен приходили к обоюдному правильному решению вопросов и разногласий через прения. Прений в диалоге бояться не следует. Бояться нужно раскола. Раскол учинить не трудно, собрать всю паству воедино граничит с чудом. Мы этого чуда просим от Господа, но этого чуда мы должны соделаться достойными.
Что касается Зарубежной Церкви, достижение единомыслия всей Церкви по такому фундаментальному вопросу, как определение будущего бытия Зарубежной Церкви, возможно и правомочно только соборным сознанием всей полноты нашей Церкви-духовенства и мирян, т. е. созывом Всезарубежного Собора. Паралленльно, в России соборное решение о слиянии двух частей Русской Церкви должен вынести Поместный Собор. До того времени может произходить подготовительная работа двух частей Русской Церкви для достижения единомыслия. Если обе, в настоящее время разъединенные, части Церкви соборным изволением придут к подлинному единомыслию, тогда откроется путь к совместному евхаристическому служению. Но и это сослужение должно быть предварено всенародным покаянием, постом и молитвой в России и в зарубежьи. Так восстанет к обновленному бытию единая Русская Церковь, очищенная слезами покаяния, стоящая на твердом камне Истины Православной Апостольской Веры.
На сегодняшний судьбоносный день у нас должна быть одна, и только одна забота-не погрешить против ПРАВДЫ, о чем мы, священники молимся, облачаясь в священнические одежды перед совершением безкровной жертвы Св. Евхаристии: «Священницы Твои Господи, облекутся в ПРАВДУ, и преподобнии Твои радостию возрадуются.» Будет правда полная, будет и радость мирная, а там, где мир, там и Бог.