Русская линия
Радонеж05.12.2003 

Советник мэра Москвы высказал свое мнение о преподавании «Основ православной культуры» в школах

Директор Института стран СНГ, советник мэра Москвы Константин Затулин ответил на вопросы в программе Радио «Радонеж»:
— Одна из чиновниц московских, а именно г-жа Кезина, сказала, что преподавания «Основ православной культуры» в московских школах не будет.
— Любовь Петровна Кезина — это руководитель Московского комитета образования. Учителя московские, руководители Московских школ, вообще говоря, с уважением относятся к Комитету образования и к Л.П. Кезиной, поскольку она человек самоотверженный и много лет трудится на своем посту. Тем не менее, это не значит, что все, что в данном случае считаю я или считает г-жа Кезина, является истиной в последней инстанции. Я сторонник преподавания курса «Основ православной культуры» в нашей школе, я не считаю, что этот курс разрабатывался для того, чтобы как-то зомбировать учащихся или вербовать их в лоно Православной Церкви, как утверждают некоторые. Цель этого курса совсем иная.
Тем более что мы сейчас столкнулись с такой проблемой, как наплыв мигрантов. Дети этих мигрантов не виноваты в том, что их отцы и матери вынуждены были уехать из мест своего привычного обитания. Они сегодня приходят в московские детские сады, московские школы (вот именно сейчас наблюдается такой наплыв в систему дошкольного и школьного образования), и мне кажется, они должны как можно быстрее понять, что это за страна, куда они приехали, что это за город, в котором они теперь живут, что это за культура российская, русская культура… И, конечно, понять это без изучения основ православной культуры невозможно. В этом я убежден. Невозможно понять мировоззрение Достоевского, не изучая православных истоков его мировоззрения. Невозможно понять даже конфликт, конечно же, в основе своей православного, Льва Николаевича Толстого, с иерархами тогдашней Православной Церкви, если мы не знаем основ православной культуры. У нас есть своя система морально-этических ценностей, которая основывается на ценностях Православия. Вы знаете, в мире есть разные страны, разные народы, и у них могут быть разные системы морально-этических критериев. Скажем, где-нибудь, в Папуа-Новой Гвинее еще совсем недавно не считалось аморальным поедать ближнего своего. А наш великий сосед Китай, у которого богатая духовная традиция, — в ней тоже есть своеобразие (скажем, понятие совести в китайской системе этических критериев не существует). Там есть другие понятия, может быть, гораздо более развитые, чем у нас. Например, почтение к старшим, к начальству и т. д. Но как можно жить в нашей стране, не понимая, что такое совесть, это непонятно. Даже в политике невозможно представить себе, почему мы выбираем и ценим людей пострадавших, например. Почему мы в свое время поддержали Ельцина? Потому что он пострадал от тогдашней власти и многие вполне искренне доверились ему, думая, что человек пострадавший лучше поймет их нужды. Скорее всего, у нас чаще всего люди поступали по совести, а не по закону…
Поэтому «Основы православной культуры» позволили бы школьникам московским, независимо от того, какой они национальности, вне зависимости от того, к какой конфессии по традиции принадлежит семья этого школьника, быстрее войти в ткань, в нерв нашей жизни. Осознать глубже, в какой стране они теперь живут и что здесь на самом деле надо учитывать. Иначе, если мы не будем вести эту работу в школе, то я не исключаю, что через какое-то поколение мы окажемся в городе, где есть национальные кварталы, где регулирует взаимоотношения совсем не Закон, а национальный обычай и, в зависимости от того, на какой улице вы живете, этот обычай может быть разным. Я не хочу, чтобы Москва была городом гарлемов, бидонвиллей, чайна-таунов и тому подобных кварталов, которые имеют распространение даже в благополучной Западной Европе и США. Я надеюсь, что Москва останется интернациональным городом по существу, притом, что, безусловно, и Москва, и Россия — это и город, и страна православной культуры.
Радонеж

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика