Радио «Прага» | Михаил Лиштович | 02.12.2003 |
Жертва преступного чуда, приходский священник деревни Чигошть Йосеф Тоуфар родился в 1902-м году и сперва обучился столяром. Ему было уже почти тридцать лет, когда скончался его отец. Смерть отца произвела на Тоуфара большое впечатление, и он решил изменить свою жизнь и стать священником. Для этого необходимо было окончить гимназию, но Тоуфар справился со всеми трудностями, и в 1940-м году действительно был посвящен в сан. Он служил в нескольких деревнях в восточной Чехии, и после коммунистического путча в 1948-м году его выслали в маленькую деревню Чигошть.
Священник Тоуфар был одним из самых непримиримых критиков коммунистического тоталитарного строя. Во всех своих проповедях он требовал прекращения репрессий со стороны государства и возвращения к христианской вере. Никогда не удалось установить, кто вмонтировал под крест на алтаре чигоштьского храма маленький аппарат, при помощи которого можно было крестом двигать. В воскресенье 11-го декабря во время богослужения крестьяне в храме вдруг увидели, как крест наклонился по направлению к западу, несколько секунд остался в этом положении и затем вернулся обратно. Сам священник Тоуфар ничего не заметил, и очень удивился, когда ему верующие после богослужения с восторгом сообщили, что в храме произошло чудо. Тоуфар решил не поступить опрометчиво, и отказался чудо одобрить до расследования дела.
Однако слухи о чуде распространились с небывалой скоростью. Новое политическое положение вызывало в крестьянах беспокойство, и весть о чуде они восприняли с надеждой. Как раз этого и ждали члены политической тайной полиции. 28-го января 1950-го года священника Тоуфара арестовали, раскрыли в храме тайный механизм под крестом на алтаре и обвинили Тоуфара в том, что он все дело с «чудом» подстроил. Немедленно началась чудовищная пропагандистская кампания, которая пыталась доказать, что все произошло по приказу американских империалистов, и следователи в Праге получили приказание заставить Тоуфара признаться в обмане, которого он не совершал.
Священник Тоуфар был честным человеком. Он решил противиться своеволию агентов тайной полиции и не согрешить клятвопреступлением. Однако у следователей была еще одна тайная задача: снять с обвиняемым Тоуфаром «документальный» фильм о его мнимом мошенничестве. Фильм снимали прямо в чигоштьском храме. Когда 24-го февраля измученного допросами Тоуфара привезли в его храм и заставили его перед камерами выйти на кафедру, в решающий момент Тоуфар от ранений и мучения упал в обморок. Его сразу отвезли в тюрьму и отдали в руки самого жестокого полицейского следователя Ладислава Махи. Маха допрашивал несчастного священника несколько дней таким способом, что Тоуфара пришлось перевезти в государственную больницу, где он несколько часов спустя скончался.
Этого коммунистические пропагандисты, естественно, не ждали. Главный прокурор Карел Чижек немедленно отправился в Чигошть, чтобы как можно быстрее снять так называемый документ о чигоштьском чуде, хотя бы с кем-нибудь другим в роли священника. В конце концов, он сам надел облачение священника и перед камерой сыграл позорную роль замученного Тоуфара, которого тем временем уже не было в живых. Фильм в кино показывали лишь несколько дней, и затем он был тщательно спрятан в архиве. В наши дни он является ценным и ужасным свидетельством разгула коммунистических тиранов.
Несмотря на то, что сразу после смерти несчастного священника вышел строгий приказ молчать обо всем происшедшем и ждать забвения, в 1968-м году, в период временной политической оттепели, началось расследование этого дела. Личность убийцы Ладислава Махи удалось определить почти случайно. Один из бывших политических заключенных вспомнил, что однажды слышал сквозь дверь своей камеры разговор двух надсмотрщиков. Они разговаривали о своем коллеге, который по их словам потерпел большую неудачу, и один из них сказал: — Фамилия у него как у поэта, но священников колотить, на это он мастер! Журналистам удалось определить, что в тюрьме тогда работал один человек, фамилия которого была такая же, как у великого чешского поэта Карела Гынека Махи — Ладислав Маха.
Однако справедливости добиться не удалось. В августе 1968-го года в Чехословакию ворвались танки пяти государств Варшавского договора, началась так называемая нормализация, и расследование чигоштьского дела было прекращено. Чешское общество о нем снова вспомнило осенью 1989-го года во время «бархатной революции». По стечению обстоятельств как раз в ноябре уже весьма пожилой Ладислав Маха попытался вступить в Союз бойцов против фашизма. Но честные люди вспомнили о давних событиях и воспрепятствовали убийце вступить в организацию бойцов за свободу. Ни убийца Ладислав Маха, ни прокурор Карел Чижек, исполнивший преступную роль замученного священника, до наших дней не очутились перед судом. Но разве можно настолько нечистую совесть считать маленьким наказанием?
1 декабря 2003 г.