The Jerusalem Post | Йозеф Гоэл | 02.12.2003 |
Но это и отражение моего светского американского воспитания, в процессе которого учили не спорить о религии с людьми, имеющими другие религиозные убеждения. Во-первых, простые аргументы не убеждают тех, кто придерживается других религиозных верований (или политических взглядов с истовостью верующего). Во-вторых, велика вероятность того, что подобные споры приведут к разрыву дружеских отношений или иным социальным неприятностям.
Так почему же я снова и снова втягиваюсь в эти бесплодные споры?
Потому что для того, чтобы принцип действовал, его должны придерживаться все стороны. Если, например, правоверные евреи настаивают на оскорбительном и агрессивном обращении в свою веру мирян (в последние три десятилетия — через движение «тешува»), они не могут рассчитывать на то, что миряне останутся бесстрастными. Кое-кто и впрямь вернется к древней религии, но остальные предпримут контратаку, порой весьма резкую. Многие просто отвратятся от аномальной религиозной практики и веры.
Последний вопиющий пример неспособности удержаться на требуемом уровне взаимоуважения между верующей и светской частью общества предложил не кто иной, как наш знаменитый президент Моше Кацав. Израиль — это страна, где еврейское большинство не является правоверным, а религиозные меньшинства бесконечно дробятся.
В обращении к делегации Яхада — Совета по религиозным и светским отношениям — президент Кацав назвал нерелигиозных израильских евреев плененными младенцами (с самого детства воспитанными в духе нееврейской культуры. — Прим. ред.). Это выражение из древнего Талмуда, и президент объяснил, что оно актуально и сегодня, так как нерелигиозных евреев следует отнести к этой категории, поскольку они лишены настоящей возможности выбора между светскостью и религиозностью, ведь светские люди мало соприкасаются с религией. Позже президент взял свои оскорбительные слова обратно, но остался при своем мнении.
В рубрике «Мнения» во вчерашнем номере Jerusalem Post раввин Иегуда Шварц написал, что президент Кацав не должен был ни брать свои слова обратно, ни извиняться, поскольку сказанное им верно характеризует ситуацию в сегодняшнем Израиле. Шварц привел цитату из Талмуда полностью, но затем предложил неточный перевод. В Талмуде говорится не о неевреях, а о тех, кто «поклоняется звездам и знакам Зодиака».
То есть речь идет не о христианах или мусульманах, а о язычниках, и довольно странно, что к этой цитате обращаются правоверные евреи, соблюдающие один из обрядов еврейского язычества, ежемесячно совершая жертвоприношение в новолуние.
Но мнение ортодоксов, в том числе и президента, в корне неверно. Два века назад почти все евреи в мире были, по сегодняшним меркам, правоверными. После секуляризации конца XIX — начала XX века и Холокоста 90% евреев мира перестали быть правоверными. Сегодня евреи либо сознательно, либо фактически стали светскими, реформаторами или консерваторами.
В Израиле соотношение составляет примерно 80:20. Это означает, что на протяжении шести-семи поколений евреи из правоверной среды, досконально знающие этот образ жизни, сознательно предпочитали светскую альтернативу. Нет нужды повторять этот выбор в каждом поколении.
В Израиле все еврейские дети соприкасаются с ортодоксальной верой и образом жизни. Тем не менее большинство выбирает различные формы светской или неортодоксальной жизни. Одним из секретов, наиболее тщательно хранимых Израилем на протяжении последних трех десятилетий, является то, что количество детей из правоверных семей, решивших вести более светский образ жизни, в несколько раз превышает количество тех, кто сделал противоположный выбор.
В государственных школах все еврейские дети изучают Тору, хотя и не обязательно в ортодоксальной интерпретации.
Если есть такие, кого умышленно держат в коконе, то это дети, посещающие государственные религиозные школы и хареди. В первых им не всегда рассказывают даже о существовании теории эволюции, в последних — преднамеренно почти не преподают светские предметы, и они выходят из этих учебных заведений обреченными на безработицу. Делается все возможное, чтобы изолировать их от нерелигиозных детей, пока они не вырастут.
Если есть насущная образовательная задача, стоящая перед президентом Кацавом, то она заключается в том, чтобы еврейские дети из разных семей начинали общаться друг с другом как можно раньше и, уж конечно, до того, как им придет время служить в армии.
Всем молодым людям необходимо дать возможность самим решать, быть или не быть религиозными, не только на том основании, что родители промывают им мозги.
2 декабря 2003 г.
Опубликовано на сайте www.inopressa.ru