Русская линия
Известия Е. Шестаков02.12.2003 

Женский вопрос расколол шведскую Церковь

В лютеранской церкви Швеции разгорелся беспрецедентный скандал. Ее иерархи отказались произвести в сан епископов группу священников, которые публично выступают против права женщин занимать церковные должности. Поэтому подтверждение своих новых полномочий эти люди получат не на родине, а в Африке, где равнодушно смотрят на подобный «мужской шовинизм».

Служить в одной церкви с пасторами-женщинами отказались около 30 священнослужителей. Они считают, что такое равноправие нарушает положения, прописанные в Библии. «Мужчины и женщины имеют различное предназначение на земле. Иисус был мужчиной, все его апостолы тоже», — объясняет причины разногласий один из раскольников Джонни Бьюремо.

Защитники веры решили вернуться к священным канонам. Они основали свою организацию — «Миссию Провинсен» и активно назначают альтернативных «официальной церкви» епископов во все приходы Швеции. Действия Миссии вызывают протест среди пасторов-женщин, число которых в стране приближается к 30 процентам (5500 человек) от общего числа лютеранских священников. Примерно 60 процентов потенциальных кандидатов на высшие церковные должности в Швеции — представительницы прекрасного пола.

Стремясь избежать конфликтов по половому признаку, еще в 1993 году лютеране приняли специальное решение: пастырем мог стать только тот мужчина, который соглашался служить в одной церкви с женщинами. Вот почему «слабый пол» требует сурово наказать «отступников», нарушивших эту договоренность. Но, может быть, теологические разногласия здесь ни при чем и мужчины просто боятся конкуренции со стороны женщин при продвижении по иерархической лестнице?

«Думаю, что это не так, — говорит „Известиям“ руководитель русской службы радио Швеции Виктория РИНКУС. — У нас люди давно привыкли, что среди лютеран много пасторов-женщин. Основной конфликт произошел в самой церкви после того, как ее руководители запретили посвящать в сан мужчин, противодействующих женскому служению. Недовольные откололись и создали собственный приход, живущий по иным, чем остальные лютеране Швеции, законам».

Реакция на подобное «вольнодумство» не заставила себя ждать. Официальная церковь угрожает отлучить от службы назначенных Миссией епископов. И одновременно приглашает недовольных существующими порядками к диалогу — раскол может принести лютеранам дополнительные неприятности: за последние 30 лет церковь уже потеряла 15 процентов своих последователей. Власти Швеции пока не комментирует внутрицерковный конфликт. Однако Ринкус убеждена: правительство, которое поддерживает равноправие полов в любой жизненной сфере, безусловно разделяет позицию «официальных» лютеран. «В конце концов, — говорит она, — если человек считает, что женщина не должна проводить службу, он всегда имеет свободу выбора: в любом приходе обязательно служат пасторы мужского пола».

Но именно это равноправие члены Миссии называют главной причиной потери авторитета церкви. «Мы не можем закрывать глаза на нынешний кризис, когда лютеранские приходы теряют прихожан, политизируются и даже хотят регистрировать однополые браки. Мы видим, как переделываются тексты священных книг, чтобы сделать их „сексуально нейтральными“. Женщины упраздняют даже такие термины, как Брат или Повелитель. Мы больше не хотим мириться с такими глупостями», — размышляет над будущим лютеранской церкви Швеции Джонни Бьюремо.

«Женщины-пасторы служат и в России, — говорит „Известиям“ пастор московского евангелическо-лютеранского прихода святого Иоанна Константин АНДРЕЕВ. — Так, лютеранская церковь немецкой традиции придерживается европейских либеральных взглядов и лояльно относится к женщинам-священникам. Порядка 10 процентов ее служителей — представительницы слабого пола».

Однако в нашей стране более популярной считается другая ветвь лютеранства — финская евангелическая церковь Ингрии, которая в «женском вопросе» занимает консервативную позицию: 90 процентов ее прихожан не разделяют либеральных религиозных веяний. В церкви Ингрии нет ни одной женщины-пастора. Даже в договоре о сотрудничестве с ее «альма-матер», расположенной в Финляндии, специально оговаривается: ни одна женщина не может приехать в Россию в качестве священника — только простым прихожанином.

Но в Швеции подобный «консерватизм» вызывает жесткую критику со стороны пасторов-женщин. «Мужчины, не признающие наших прав, за свою ересь должны покинуть церковь», — считают защитницы равноправия. «Церковь — наш дом. И мы хотим всего лишь привести его в соответствие с библейскими заповедями», — не менее горячо отстаивают свое право на реформы их противники-мужчины. Компромисс невозможен — изменения, которые феминистки называют «возвратом к давно отжившим в цивилизованном обществе порядкам», члены Миссии объясняют «необходимым лютеранской церкви обновлением». Религиозный спор грозит перерасти в общественный конфликт на религиозной почве.

2 декабря 2003 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru