ОВЦС МП | 18.11.2003 |
Начатки Православия были занесены на североамериканский континент через Аляску. Вместе с землепроходцами Дежнева и Шелихова в далекую Америку двигались русские монахи. Одним из них был великий святой преподобный Герман, который, оставив родной Валаамский монастырь, положил много трудов по просвещению коренных жителей Аляски. Евангельская проповедь легла на благодатную почву: семя веры упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать (Мф. 13.8). Достойным преемником великого святого стал первый епископ Аляски — святитель Иннокентий (Вениаминов). Его миссионерская деятельность охватывала сотни и тысячи километров, привлекая к Православию десятки тысяч людей. Мы по праву называем его апостолом Америки. Неустанные труды святителя не только расширяли, как мы бы теперь сказали, сферу влияния Русской Православной Церкви, но и немало способствовали повышению духовного уровня жителей Аляски. В своих записках святитель Иннокентий отмечал, что из новообращенных «некоторые умеют молиться от души и не выказывая себя при людях и в церкви, но часто «вшед в клеть свою и затворив двери». Такая искренность в отношении к Богу не могла не сказаться благотворно и на всей жизни юных христиан: в тех же записках подчеркивается, что «во многих из тех, коими сильно овладевала чувственность, при помощи Дающего молящемуся видны большие успехи в исправлении себя, а в некоторых даже совершенное исправление».
Христианское просвещение североамериканского континента шло с двух сторон: с Запада — трудами православных миссионеров и с Востока — через распространение европейской христианской цивилизации. Немалую роль в формировании духовного облика Америки сыграла и эмиграция, особенно многочисленная накануне Первой мировой войны. В результате взаимодействия этих культурно-исторических традиций сформировалась нынешняя духовная среда Америки, в которой православное миропонимание занимает весьма определенное место. Немалую, если не сказать — определяющую роль в этом сыграл великий святой России и Америки Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский.
Он занимал американскую кафедру не очень долго — с 1898 по 1907 годы. Но и за это небольшое время он сумел оставить яркий след в истории духовной жизни Америки. Перенесение кафедры с Западного побережья на Восточное, закладка и строительство Свято-Никольского собора, первые хиротонии епископов в Америке, открытие в Миннеаполисе духовной семинарии — вот далеко не полный список славных дел епископа Алеутского и Аляскинского Тихона. Именно при нем православная паства Америки приобрела тот разноязыкий характер, который до сих пор отличает ее от верующих Старого Света.
Еще в 1906 году архиепископ Тихон докладывал в Святейший Синод о проекте организации церковной жизни в Америке. По мысли архиепископа безусловно единая Американская Православная Церковь может состоять из епархий, объединенных по этническому признаку, с центрами в местах компактного проживания национальных меньшинств и с епархиальными архиереями из их числа. Надо сказать, что, не дожидаясь официального одобрения этого плана, святитель Тихон приступил к его практическому исполнению. Так в 1906 году им был рукоположен епископ Бруклинский Рафаил (Хававини). Ему было дано поручение вести пастырскую работу среди православных арабов Америки.
Надо отметить, что в административном отношении все православные Америки находились в юрисдикции Русской Православной Церкви, и ни у кого это никаких возражений не вызывало.
Совсем другая ситуация возникла после революции.
В силу известных причин связи Русской Православной Церкви со своей Американской епархией оказались во второй четверти ХХ века затрудненными. Положение усугубилось еще и тем, что с двадцатых годов свои национальные епархии в Америке начали учреждать другие Поместные Церкви. Это привело, в конце концов, к тому, что в настоящее время на территории США и Канады действует 11 канонических юрисдикций, не считая всевозможных самозванцев и самосвятов.
Подобное положение нельзя признать нормальным. Поэтому наша принципиальная позиция заключается по-прежнему в том, что в перспективе Православная Церковь в Америке должна быть единой. Первый шаг к этому мы сделали в 1970 году, когда существенной части приходов русского происхождения, объединенных в Американскую Митрополию была дарована автокефалия (самостоятельность). Это привело к созданию автокефальной Православной Церкви в Америке, ныне насчитывающей более 450 приходов. Мы рассчитывали, что и другие Поместные Церкви проявят понимание создавшегося положения, что приведет к желаемому результату. Однако далеко не все Церкви оказались готовы к такому развитию событий. Лишь совсем недавно, в октябре этого года, Синод Антиохийского Патриархата подтвердил (с оговорками) «самоуправление» своей Американской Митрополии (а ведь это более 200 приходов). Другая крупная православная группировка, насчитывающая более 500 приходов, — Греческая Архиепископия Константинопольского Патриархата до сих пор не получила от своей Матери-Церкви и части этой урезанной свободы. Бескорыстность наших действий особенно видна на фоне оттяжек и проволочек со стороны других Церквей.
Особое роль в понимания проблем Православия в Америке играют Патриаршие приходы в США и Канаде, находящиеся под управлением викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В настоящий момент их число составляет 31.
Не секрет, что с ростом эмиграции в Северную Америку, особенно в девяностые годы ХХ века далеко не все новоприбывшие сумели найти себя в американской жизни. Проблема адаптации — это и пастырская проблема. На Патриаршие приходы возложена именно такая задача — стать, образно говоря, «мостиком», с помощью которого прибывшие на временное или постоянное жительство в Америку обретут душевное равновесие и покой. В этой связи особенно хочется отметить деятельность нашего Представительства в Нью-Йорке — Свято-Никольского собора, столетие со дня основания которого мы так торжественно отметили в эти дни. Усилиями Управляющего Патриаршими приходами Преосвященного епископа Зарайского Меркурия, клира и прихожан собора там образовалась теплая и душевная атмосфера любви, которая в большой мере способствует сформированию положительного образа Русского Православия в глазах рядовых американцев. Отрадно, что и наш дипломатический корпус, в том числе и Министр иностранных дел России уделяет большое внимание собору, Игорь Сергеевич Иванов находит время для его посещения во время командировок в Соединенные Штаты.
Современная православная жизнь в Америке соединяет в себе две, казалось бы противоположные тенденции: с одной стороны ассимилировавшиеся эмигранты или родившиеся в Америке выступают за Американскую Православную Церковь, с другой — для многих приехавших Православная Церковь — живая связь с Родиной.
В данной ситуации мы не можем остаться в стороне от этой проблемы, но призваны к тому, чтобы быть хранителями этого баланса интересов. Мы, как Церковь-Мать по отношению к Американской Церкви, понимаем и принимаем ответственность за ее грядущую судьбу.
Несколько слов о проблеме Русской Православной Церкви Заграницей. Известно, что в 1950 году Архиерейский Синод РПЦЗ переместился из Европы за океан. Долгие годы пребывания вдали от Родины не могли не оказать влияния на клириков и прихожан Зарубежной Церкви. Все слышнее были голоса тех, кто понимал, что с обретением свободы в Отечестве Русская Православная Церковь не сможет оставаться в разобщении. Отрадно, что эта позиция, много раз публично высказанная Священноначалием Московского Патриархата, нашла понимание и в среде РПЦЗ. Мы с удовлетворением воспринимаем предстоящий в эти дни визит делегации Русской Православной Церкви Заграницей в Москву, хотя и понимаем, что это только первый шаг к уврачеванию раскола, к преодолению изжившего себя разделения. Российско-американские отношения имеют весьма значимую православную составляющую. Она основана на исторически сложившейся братской общности наших Церквей, которая может стать достаточно существенным фактором влияния: позволю себе напомнить слова Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, сказанные на встрече с нашим Первосвятителем Святейшим Патриархом Алексием: «Братские отношения наших Церквей могут послужить примером в отношениях между нашими государствами».
При этом хотелось бы отметить, что миссия Церкви еще не окончена. Русский американец протопресвитер Александр Шмеман, оказавший заметное влияние на религиозную жизнь в США, подчеркивал, что для Православной Церкви «реальными объектами миссии являются государство, общество, культура, сама природа, а не та нейтральная среда, по отношению к которой единственная задача Церкви — блюсти свою внутреннюю свободу и отстаивать свою «религиозную жизнь»».
Таким образом, возвращаясь к теме православного аспекта российско-американского сотрудничества, мы можем четко зафиксировать основные положения, которые мы могли бы акцентировать в наших дальнейших шагах.
Традиционно братские и сердечные отношения Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке могут оказать заметное влияние на климат межгосударственных отношений, способствуя созданию атмосферы открытости и доверия.
Историческая ответственность за судьбы Православия в Америке Промыслом Божиим возложена на Русскую Православную Церковь, которая никогда не оставит эту спасительную миссию.
Москва, 18 ноября 2003 года