Независимая Молдова | Татьяна Борисова | 25.11.2003 |
КАК известно, в мире существуют две старообрядческие митрополии — Московская, во главе с митрополитом Алимпием, и Белокриницкая (с центром в румынском городе Браила), возглавляемая митрополитом Леонтием. Староверы Молдовы всегда находились в каноническом подчинении Москвы. Туда и стали поступать жалобы из ряда сел республики на епископа Кишиневского и всея Молдовы Зосиму. Факты в них излагались столь тревожные, что 20 октября нынешнего года митрополит Алимпий направил в наши края специальную комиссию во главе с епископом Новосибирским и всея Сибири Силуяном. В нее, по решению митрополита, был включен и председатель «Русского духовного единства» Петр Донцов.
Проследовала она перво-наперво в село Покровка Дондюшанского района, где о заступничестве в своем письме в Москву молили более 300 человек. Шесть часов проработала комиссия, как нынче говорят, в режиме нон-стоп. Да не по старинке: на видеопленку были записаны откровения десятков мирян, буквально ошеломившие «ревизоров». Вот что рассказал член комиссии иерей Геннадий Чунин, настоятель старообрядческого храма в Санкт-Петербурге:
— Представить себе не мог, что епископ Зосима способен на такие деяния! Скажем, под невнятными предлогами он не шел к умирающему, а после его смерти отказывался отпеть погребение, мотивируя это тем, что умер человек без покаяния. По его вине некрещеным умер ребенок, которого епископ Зосима затем запретил хоронить на кладбище. Родители малыша таким отношением владыки были просто убиты. Без всяких объяснений мог вдруг запретить в одном из сел венчать молодых. При этом он не позволял священникам совершать требные действия за пределами своих приходов. Поэтому в каких-то крайних ситуациях люди не могли обратиться за помощью в другой приход. Все это можно назвать не иначе как духовным произволом. В свои 38 лет я не представлял, что подобное вообще возможно в нашей Церкви.
В том же ключе звучала и прочая информация, собранная комиссией. Оказалось, что службы в иных старообрядческих церквях совершаются крайне редко. За десять лет нахождения в Молдове епископ Зосима рукоположил лишь двух священников, при том, что в республике их всего шестеро на 14 приходов, двоим из них — за 80, одному — под 80.
Вместе с тем из 14 членов церковного совета Кишиневской общины четверо, занимающие основные руководящие должности, оказались родными братьями владыки. Один из них и преградил комиссии путь, закрыв перед ней ворота главного старообрядческого храма страны — кишиневской Мазаракиевской церкви.
ИЗВЕЩЕННЫЙ обо всем этом митрополит Алимпий 23 октября издал указ, гласящий: «Презрев свой долг послушания и смирения, епископ Зосима воздвиг препятствия в работе комиссии, сопровождая свои неканонические действия оскорбительными для меня и членов комиссии высказываниями, чем причинил мне сильнейшую обиду. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь 55 правилом Св. Апостолов,
1. Привлекаю епископа Зосиму к Церковному суду.
2. До суда запрещаю епископа Зосиму от всякого священнодействия и отстраняю от управления Кишиневской и всея Молдовы епархии.
3. Временно исполняющим обязанности епископа Кишиневского и всея Молдовы назначаю епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна».
Однако далее последовали события и вовсе невероятные, противоречащие незыблемым канонам древлеправославной веры. 25 октября владыка получил копию указа о запрещении в священнослужении под роспись, а 26… служил литургию в Мазаракиевской церкви.
На следующий день он оказался в Браиле, на Соборе, который, как не трудно догадаться, охотно принял «обиженного Москвой» епископа. После того однодневного визита в Румынию он и… заявил вдруг о своем подчинении Белокриницкой митрополии. Хотя священник, запрещенный в служении главой одной митрополии, ни при каких обстоятельствах не может перейти в другую. То есть, либо владыка обманул румынский епископат, не сообщив об указе митрополита Алимпия, либо Собор сознательно нарушил каноны Старой веры. Весьма красноречив и такой факт. 28 октября на собрании мирян в селе Кунича люди трижды с тревогой спросили епископа Зосиму: правда ли, что он перешел в румынскую митрополию. В ответ прозвучало: нет и еще раз нет! Напомним, что под решением Браильского Собора значится 27 октября…
ИЗ ТОГО же решения следует, что в церковное общение были с ходу приняты: еще шесть российских иереев, которые якобы возжелали последовать за епископом Зосимой. В связи с этим Собор, в частности, решил «создать из присоединившихся приходов временную Российскую епархию Белокриницкой митрополии до времени наведения в Московской митрополии канонического порядка и решения ее судьбы на Всеобщем Всестарообрядческом Освященном Соборе. Назначить правящим архиереем вновь созданной епархии преосвященного епископа Зосиму с нахождением в духовном подчинении Белокриницкой митрополии».
Кто же эти россияне, пожелавшие покинуть свою митрополию? Как сообщил в своем покаянном письме митрополиту Алимпию один из «перебежчиков» — иерей Иванов из города Клинцы Брянской области, подписать чистый лист бумаги его уговорили под всяческими предлогами. Потом на этом листе и оказалось прошение о переходе в Белокриницкую митрополию. «Для меня было громом среди ясного неба, — пишет он, — что образована новая епархия под руководством Зосимы, а наш приход оказался под румынами». Да уж, в одночасье оказаться «под румынами» староверы на брянщине едва ли мечтали.
Кто же так заморочил голову этому священнику, заполучив его подпись обманным путем? Вот тут и выходит на арену 36-летний Елисей Елисеев, бывший комсомольский вожак, потом «вожак» кришнаитов, а позже — иерей из бурятского города Улан-Удэ. Будучи 10 октября с.г. запрещенным в священно-служении митрополитом Алимпием за множество прегрешений, решил он искать защиты в румынской митрополии. Да не в гордом одиночестве. Кого и как вербовал он в российской глубинке, сейчас выясняет специальная комиссия. Стоит лишь заметить, что пятеро из той шестерки возглавляли сверхмалые приходы (по 10−15 человек) и ни один из них не был «коренным» старообрядцем.
Геннадий Чунин отозвался о Елисееве так: «Он из тех, кто мнит себя героем- правдолюбцем. Мастер писать и распространять листовки по поводу и без повода. А признания иерея Иванова говорят о том, что сколачивал Елисеев ту шестерку самыми авантюрными приемами. Можно предположить, что, оказавшись на пути в Румынию в Кишиневе, он без труда привлек в свою компанию и разобиженного епископа Зосиму. Ничего хорошего для себя от предстоящего церковного суда тот не ожидал. А страх, как известно, толкает и не на такие «подвиги». ТЕПЕРЬ епископ Зосима заявляет, что суду Московской митрополии он не доверяет и готов предстать лишь перед совместным судом обеих митрополий. Такой вот церковный раздор. В масштабах Молдовы его можно было бы окрестить коротко и хлестко: раскол. Но на раскол он явно «не тянет», поскольку речь тут — о метаниях проштрафившегося священника, пытающегося укрыться от наказания под крышей другой митрополии, а вовсе не об уходе туда прихожан из Молдовы. — Как горячо заверили нас письменно и устно на многочисленных собраниях в старообрядческих общинах на обоих берегах Днестра, — рассказал Геннадий Чунин, — переходить в Румынскую митрополию люди не стали бы ни при каких обстоятельствах.
И все же нет сомнений, что вся эта история с созданием «временной Российской епархии Белокриницкой митрополии» далека от завершения. Ключ же к ней стоит искать не только в политических уловках (нельзя забывать, что все румынские священники находятся на государственной службе!), но и в феноменальной молодости румынского епископата: из четырех духовных пастырей троим там нет и сорока лет. Как тут не «помахать шашкой», не похвалиться собственными ноу-хау вроде «временной епархии»? Правда, если вдуматься в это «историческое» решение, останется лишь недоуменно пожать плечами. Ведь в 32 румынских приходах насчитывается 40 тысяч старообрядцев, а в России только активно посещающих древлеправославные церкви — около двух миллионов человек. Не с руки как-то румынскому епископату грозить Московской митрополии пальцем…
Что же касается совместного Московско-Браильского суда, которому доверил бы решать свою судьбу епископ Зосима, и это, как говорится, из области воспаленного воображения. Ведь ему-то хорошо известно, что в 1996 году на Соборе обеих митрополий чья-то попытка поставить вопрос о выдвижении единого патриарха не увенчалась успехом. Было ясно, что к подобному сближению ни одна сторона не готова. О каком же совместном суде тут толковать?
Едва ли поможет дальнейшему братскому общению и эта история. На газетном языке — сенсационная. А в общем-то — весьма грустная, сотворенная вовсе не дьявольским наваждением.
Кстати, сегодня неутомимый гастролер Елисеев нашел приют в Кишиневе. Как выяснилось, приход в Бурятии он возглавлял крохотный. За последние десять лет возникло таких немало — «на ровном месте», без сдобренной вековыми традициями почвы. Вот и стал он культивировать свои «традиции», к религии не относящиеся. Чем будет он сдабривать нашу почву — догадаться не сложно. Безоговорочное покровительство, столь спешно обещанное ему в Браиле, отрабатывать нужно на полную катушку.
Р.S.
Когда верстался номер, редакции стало известно постановление совещания правящих архиереев Русской Православной старообрядческой Церкви: «Признать правильным отстранение от управления Кишиневской и всея Молдавии епархией до Церковного суда епископа Зосимы. Преосвященному епископу Силуяну исполнять обязанности правящего Архиерея Кишиневского и всея Молдавии епархии до того времени, пока Освященный Собор Церкви не примет решения о том, кому быть постоянным Кишиневским и всея Молдавии епископом».