Русская линия
Известия Науки Ольга Антонова27.11.2003 

Житие Андрея юродивого составляет ценность для науки
Историки получают премии из рук патриарха Алексия II

В Президиуме РАН состоялось вручение премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Премии по номинациям «История России», «История православной церкви», «История Москвы» поочередно вручали патриарх Московский и всея Руси Алексий II и президент Российской академии наук Юрий Осипов. Среди награжденных — светские и духовные исследователи, которых из 120 соискателей выделил экспертный совет под председательством декана исторического факультета МГУ, члена-корреспондента РАН Сергея Карпова.

Митрополит Макарий (Булгаков) — выдающийся ученый XIX века, который написал не только учебник по богословию, но открыл множество неизвестных ранее рукописей, проливших свет на российскую историю. Как сказал патриарх Алексий, имя митрополита Макария стало символом единения светской и церковной науки, символом благородного и жертвенного служения науке. Об этом же говорил и президент РАН академик Юрий Осипов: может быть, самый важный итог премии — это общие усилия по устранению искусственного разделения ученых на светских и духовных, всех ученых необходимо объединить одним делом — накапливать знания.

В 1867 году митрополит Макарий обратился к обер-прокурору Святейшего синода с письмом, в котором просил все деньги, полученные им за многие изданные сочинения, обратить в государственные бумаги и после его смерти на проценты от этих кредитов поощрять таланты исследователей. «Издания вознаградили меня с избытком», — писал митрополит Макарий. Он был удивительным человеком: только он, к примеру, согласился материально поддержать труды историка Голубинского, выводы которого категорически расходились с его собственными. После кончины митрополита в 1882 году 120 тысяч рублей, большая по тем временам сумма, была направлена, согласно воле ученого, на создание именного научного фонда. Премией отмечались работы по истории, военному делу, богословию, филологии.

Премия памяти митрополита Макария просуществовала до 1917 года, когда ее история пресеклась по независящим от авторитета премии причинам. Но в 1997 году премия была возрождена по инициативе Российской академии наук и правительства Москвы. В 2003 г. премия вручалась уже в четвертый раз. И в этом году новым председателем Фонда по премиям имени митрополита Макария стал архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Еще одно новшество, о котором объявил патриарх Алексий II: решено учредить новую, уже четвертую номинацию Макариевской премии по истории православной церкви за рубежом. Это объявление последовало вскоре после того, как в резиденции патриарха закончилась его встреча с представителями Русской православной церкви за рубежом, и носило, очевидно, политический характер. Размер первой премии по новой номинации — 10 тысяч долларов.

По привычным номинациям самую престижную премию за книгу «Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси» получил профессор Московской духовной академии Алексей Пентковский. Типикон — это церковный устав, который определяет правила всей церковной жизни. Типикон Алексия написан в XI веке — это один из самых знаменитых памятников не только церковной культуры, но и византийской истории, а также самый подробный источник знаний по книжному языку Древней Руси. Этот документ был переведен на Руси основателями Киево-Печерской лавры еще в XI веке. Задачу исследования Типикона патриарха Алексия Студита ставила еще Императорская академия наук, но тогда это задание выполнить не успели.

Получил премию и светский ученый — директор Института русского языка, член-корреспондент РАН Александр Молдован, написавший труд «Житие Андрея Юродивого в славянской письменности». Это персонаж византийского периода православия, первые текстовые упоминания о котором относятся к VI веку. Как рассказал «Известиям» член-корреспондент РАН Александр Молдован, до нас дошло около 200 рукописных списков с рассказами об Андрее Юродивом. Возраст этих списков разный — самые молодые датированы XII веком. Была проделана огромная текстологическая работа. Реконструкция этих текстов, сравнительный анализ позволяют не только восстановить первоисточник, но и прийти к важным лингвистическим выводам. Нам показалось, что Александр Молдован относится к никогда не встречавшемуся ему Андрею Юродивому из Византии не то что как к родному, а как к современнику. Во многих сюжетах из жития своего героя ученый находит намек на современные реалии: здесь и совращение юродивого блудницами, и умение не замечать, как тебя переехала телега, и беспримерная способность засыпать на улице в жару и в мороз…


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика