Русская линия
Красная звезда Олег Вершинин22.11.2003 

Воскресная школа для настоящих мужчин

О русском боевом искусстве Юрий Уйманов узнал во время службы в спецназе. В «Красной звезде» прочитал о воинском стиле, возрожденном на основе древнерусских традиций Алексеем Кадочниковым. Система настолько увлекла спецназовца, что Юрий не пожалел своего отпуска и разыскал знаменитого мастера. Впоследствии он встречался с Кадочниковым еще несколько раз. Суть стиля Юрий ухватил быстро, и сегодня, после увольнения в запас, он обучает воинскому искусству всех желающих. Юрий считает, что эта система неотделима от русских православных традиций, поэтому занятия проводит в храме святого благоверного Александра Невского в Хабаровске.
…В храм мы вошли со служебного входа. За неприметной дверью — узкая винтовая лестница на третий этаж, где несколько раз в неделю и проходят занятия русским боевым искусством. Здесь постоянно тренируются две группы. Первая, условно назовем ее «младшая», — ученики приходской воскресной школы в возрасте от семи лет. Для нее существует своя программа, где главный упор делается на общую физическую подготовку. Причем программа эта построена на старорусских играх, когда-то специально использовавшихся нашими предками для развития силы и ловкости. Кроме того, ребятишкам дают основы воинского искусства, закладывая понимание того, что совершенство в нем возможно только благодаря внутренней гармонии. Вторая группа — «взрослая». Возраст неограничен, состав постоянно колеблется от шести до пятнадцати человек. Большинство, научившись нескольким приемам и усвоив правила единоборства, уходят. По словам Юрия Уйманова, надолго остаются только те, кто гармонично сочетает в себе внешние проявления русского боевого искусства и духовную сторону.

В этот раз на тренировку в храме Александра Невского пришли парни, которые занимаются русским боевым искусством на протяжении многих лет и составляют костяк «взрослой» группы. Находившиеся в зале ученики коротко поприветствовали преподавателя — никаких поклонов или выспренних фраз, только крепкое мужское рукопожатие. Александр Трусов, Дмитрий Потехин и Константин Муратиди сразу же начали переодеваться в более подходящую для тренировки одежду. С удивлением заметил, что парни достают из сумок камуфлированную форму. Оказалось, что в нее одеваются сразу по нескольким причинам. Во-первых, в состав группы входят офицеры разных родов войск. Таким привычнее заниматься в старом добротном х/б. Во-вторых, чисто с практической точки зрения только военная форма может пережить тренировку без особого ущерба — обычные спортивные штаны и футболки рвутся через несколько минут. И, наконец, в-третьих, камуфляж помогает создать во время занятий необходимую атмосферу.

Юрий Уйманов несколько раз перекрестился. Вместо привычной по восточным единоборствам разминки занятие началось с «цеплялки-свалки». Для этого Александр, Дмитрий и Константин начали выполнять упражнение, которое помогло разогнать кровь, размять верхний плечевой пояс. Руки с ножами и саперными лопатками двигались по хитрой амплитуде, одновременно угрожающей и умиротворяющей. Направление вращения оружия все время менялось. Уходя от ударов, парни сворачивались в тугую пружину и тут же распрямлялись в ответных сериях атак. Небольшая площадь помещения заставляла проявлять изобретательность, вынуждала вступать в тесный контакт.

Чем дальше продвигалось занятие, тем более изощренными, но одновременно и зрелищными становились тактические этюды. Один из парней должен был отбиться от двух нападавших друг за другом противников. Никаких точных установок Юрий Уйманов не давал — Александр, Дмитрий и Константин обладали достаточно большим опытом, чтобы самостоятельно выбирать схему защиты и нападения. В тактике ведения схватки каждый уже выработал свой стиль, наиболее близкий его характеру. Один предпочитал практически не двигаться с места и только в момент удара уходил с линии атаки, ловил противника на свой нож. Другой делал ставку на реакцию — вместо обороны предпочитал быстрое и смелое нападение. Третий маневрировал, постоянно меняя дистанцию и скорость, запутывал противников, а затем наносил короткий роковой удар. Вот Константин отражает неожиданное нападение вооруженного «противника»: ловко ловит брошенный с трех метров нож и завершает дело одним движением. Проходит минута, и теперь приходится проявить силу и реакцию Дмитрию. Надо успеть сбросить удушающий захват одного соперника и отбить удар другого, после чего уничтожить обоих в течение ограниченного времени. Потом наступает очередь Александра. Он допустил ошибку и лишился оружия. Противник в попытке завершить схватку удвоил энергию, но потерпел неудачу.

«По моему мнению, все же главное в русском боевом искусстве — духовность, — сказал Юрий Уйманов. — Она накладывает определенный отпечаток на вещественные проявления. Молитва и таинство церкви позволяют достичь человеку такого внутреннего состояния, когда телом уже начинает управлять не сознание, а подсознание или даже нечто высшее. Так и рождается в русском воинском искусстве необычный, если хотите, православный рисунок боя. Никакой суетливости, только спокойствие и уверенность. Человек работает адекватно обстоятельствам и порой душевное равновесие помогает ему провести новый, неведомый ранее прием. Позже мы проверяем, насколько он эффективен, и принимаем решение: принять на вооружение или отбросить в силу малой эффективности».

Между тем в зале продолжается тренировка. Все трое настолько сильно выкладываются, что порой берет оторопь. Да и как, скажите, не разволноваться, когда один из партнеров пытается освободиться от захвата, а у самого его горла всего в двух сантиметрах зафиксирован настоящий заточенный клинок. Противники падают на пол, начинают бороться, но лезвие парню удалить не удается — дернется рука нападающего, и что тогда? На этот раз обошлось… Однако ножи все равно кажутся слишком опасными: от скользящих ударов порой спасает только плотная ткань камуфляжа. Так уж случилось, но в этот день судьба не улыбнулась Дмитрию Потехину. Парень все же пропустил удар. Лезвие прошло под распахнутую куртку и обожгло правый бок.

…По-прежнему продолжаются парные или общие схватки. Ближе к концу занятия бойцы начинают оттачивать базовые навыки, переходят на кулачный бой. Зрелище впечатляющее. В завершение тренировки — традиционная молитва. «Отче наш…», «Богородице-Дево, радуйся…», «Царю небесному утешителю…» помогли успокоиться, восстановить ровное дыхание. На улице Александр и Константин вспоминают наиболее эффектные эпизоды занятия. К ним присоединяется и Дмитрий. На мой вопрос о царапине парень улыбается. «Все, что происходит на тренировке, происходит по воле Бога, — говорит боец. — К тому же ведь не спортивной борьбой занимаемся — настоящим боевым искусством. Без оружия и ощущение будет не таким ярким. А шрамы… Они только украшают мужчин».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru