Русский курьер | Зоя Светова | 18.11.2003 |
Впервые после 75-летнего раскола в Россию прибыла делегация РПЦЗ, которая долгие годы была самой последовательной антикоммунистической организацией в мире и не признавала Московскую патриархию. Церковный раскол произошел в 1927 году. Тогда митрополит Сергий Страгородский от имени всей Русской Православной Церкви принял декларацию, в которой, несмотря на неутихающие гонения на священников и епископов, признал власть большевиков и заявил о необходимости сотрудничества с ней. Оставшиеся в эмиграции православные иерархи не согласились с этой позицией митрополита Сергия, созвали в сербском городе Карловцы свой Синод и объявили о самоуправлении. Так в 1927 году образовалась Русская православная Церковь за границей.
С тех пор представители этих двух Церквей (РПЦ и РПЦЗ) потратили много сил на взаимное обличение. Московская патриархия обвиняла «эмигрантскую церковь» во всех страшных грехах. Сначала в том, что ее пастыри сотрудничали с Гитлером, потом, что она существует на деньги ЦРУ. РПЦЗ тоже не осталась в долгу: «зарубежники» в своих храмах и в церковных изданиях именовали служителей Московской патриархии «чекистами» и требовали от них принести покаяние за «сотрудничество с советской властью». Карловчане первыми причислили к лику святых царскую семью Романовых, новомучеников ХХ века и соловецких мучеников. Через несколько лет к ним присоединилась и РПЦ.
Но пока у власти в РПЦЗ были епископы, которые еще горели ненавистью к «безбожной власти», ни о каком объединении не могло быть и речи. Когда же два года назад со своего поста был смещен один из противников сближения с Московской патриархией, митрополит Виталий, ситуация резко изменилась. Тогда-то инициаторы объединения церквей в России и поняли, что «лед тронулся». А 26 сентября этого года во время своего визита в Америку президент Путин передал лично главе РПЦЗ митрополиту Лавру приглашение от патриарха Алексия II. Российский президент уже встречался с иерархом «карловчан» два года назад. И, вероятно, произвел на него и его окружение благоприятное впечатление. «Опознав в Путине „православного“ и „патриота“, „зарубежники“ с готовностью откликнулись на его предложение воссоединиться с РПЦ (по отношению к Ельцину такого и помыслить было нельзя)», — объясняет религиозный публицист Александр Кырлежев.
Российская власть в лице Путина и не думает скрывать, почему она выступает за сближение с Зарубежной Церковью: она имеет 250 приходов во всем мире, а это значит множество русских людей, когда всегда были и остаются объектом внимания нашего государства. (достаточно вспомнить, как президент Путин, будучи в Париже, обещал эмигрантам «упрощенный порядок» выезда в Россию). Отец Михаил Ардов был одним из первых священников, создавших приходы РПЦЗ в России. Через несколько лет он вместе с другими священнослужителями ушел от «зарубежников», почувствовав, что дело идет к объединению с Московской патриархией. Теперь отец Михаил принадлежит к Российской православной автономной церкви и крайне отрицательно относится к сближению РПЦЗ и РПЦ. «Можно поздравить ФСБ с окончательной победой над Зарубежной церковью и с практическим ее уничтожением, — заявил он.- У РПЦЗ была два „конька“. Первый — верность православию и неприятие экуменизма. И второй — антикоммунизм. Когда членам этой Церкви, жившим в эмиграции, показалось, что коммунисты больше не управляют в России, они пленились новым имиджем России. „Зарубежники“ стали приезжать в Россию, любовались Храмом Христа Спасителя, увидели, что патриарх целуется с президентом, узнали, что открываются монастыри…» Приезд в Москву делегации РПЦЗ является лишь прелюдией на пути к объединению между ней и РПЦ. Затем последуют «пастырские совещания» представителей обоих Церквей (уже известно, что в Америку с этой целью поедет и Тихон Шевкунов, которого молва считает личным духовником Путина). И наконец, в январе 2004 года состоится визит в Москву главы РПЦЗ митрополита Лавра.
«Перед Зарубежной Церковью поставлена достаточно жесткое требование: с кем вы? С возрождающимся российским государством или с маргиналами разных мастей? Действительно ли вы русские или американцы русского происхождения? Православные вы — в единстве с Мировым Православием, или какие-то «старостильники»? — говорит Александр Кырлежев. А отец Михаил Ардов считает, что РПЦ заинтересована в сближении с РПЦЗ и потому, что «ей принадлежит огромное церковное имущество, которое отчасти Московская патриархия успешно отбирала, начиная с послевоенных времен». Вопрос управления церковной собственностью, традиции выборности священников и епископата — все эти проблемы еще предстоит решить российским и зарубежным иерархам.
Пока ходят слухи лишь о том, как может произойти «преодоление раскола» в духовном смысле. Всегда, когда заходила речь о возможном объединении двух Церквей, представители Зарубежной Церкви ставили непременным условием, чтобы служители Московской Патриархии принесли покаяние за «свое сотрудничество с безбожным режимом». Говорят, что уже существует некий сценарий такого «покаяния». Когда митрополит Лавр приедет в Москву, в Успенском соборе Кремля им и патриархом Алексием II будет отслужен совместный молебен. До молебна каждый из иерархов встанет перед другим на колени, принесет покаяние, и произнесет разрешительную молитву (ту, которую читает священник, когда отпускает грехи на исповеди — «РК»). Если сближение двух Церквей состоится, то это будет, вне всякого сомнения, — победа российского президента. Следующим его «подвигом» на религиозном фронте должна стать встреча Патриарха Алексия II с папой Римским. И здесь, возможно, возникнут некоторые проблемы со стороны «зарубежников», которые, как известно, всегда резко выступали против сближения с католиками. Но, как говорил Ленин: «Нет таких крепостей, которых бы не взяли большевики! «.