Новые Известия | Михаил Поздняев | 13.11.2003 |
Визит трех архиереев и группы священников, проповедующих православие по-русски во всех концах света, «отвечает нашим давним надеждам на установление братского диалога с Зарубежной церковью, — заявил вчера секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.- Хотя отдельные архиереи и клирики РПЦЗ бывали в России и ранее, это были частные поездки. Данный визит впервые носит официальный характер».
Семь с лишним десятилетий РПЦ-МП честила РПЦЗ в хвост и в гриву, то обвиняя в сотрудничестве с Гитлером (за подаренный им собор в Берлине, после войны, впрочем, отнятый РПЦ-МП), то заявляя, что «эмигрантскую церковь» с ее духовным центром Джорданвиллем под Нью-Йорком содержит ЦРУ. «Карловчане» (так часто называют членов РПЦЗ, по городу Сремские Карловцы, где они в 1927 г. заявили о самоуправлении) в свою очередь утверждали, что все руководство РПЦ-МП — гэбэшники, что под играми в экуменизм в составе Всемирного совета церквей скрывается жидомасонский заговор. «Они договаривались до сущей ереси: будто бы таинства в храмах РПЦ-МП „безблагодатны“, за исключением случаев, когда их совершает честный священник», — замечает настоятель московского храма Царственных мучеников на Головинском кладбище протоиерей Михаил Ардов.
Отношения враждующих сторон еще более обострились после распада СССР. На территории новой России, как грибы, стали расти приходы РПЦЗ: из Патриархии к «карловчанам» бежали как провинившиеся пастыри, так и жесткие консерваторы, недовольные либерализмом своих епископов. Патриархия в долгу не оставалась: при помощи ОМОНа выгоняла «внутренних эмигрантов» из церквей, при поддержке Арафата захватила несколько храмов и монастырей в Святой земле…
Кроме боли и стыда, вся эта история у простого верующего люда, само собой, вызвать ничего не может. Воссоединению расколотой русской церкви нужно только радоваться. Но при этом твердо держать в памяти, что речь идет о высокой политике, пусть и церковной. Переговоры, которые пройдут 17−24 ноября, — следствие интриг, разворачивающихся в последнее время на высших этажах РПЦ-МП и РПЦЗ.
Два года назад был смещен престарелый иерарх «карловчан», митрополит Виталий (Устинов). Главой заговора стал архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). Урожденный немец, протестант, перешедший в православие, долго живший на Афоне, потом вернувшийся в Мюнхен и окруживший себя русской паствой, преимущественно из потомков «первой» и ветеранов «второй» волн эмиграции, он верит в «святую матушку Русь» больше, чем в Царя Небесного. «Ни для кого не секрет, что владыка Марк, часто посещающий Россию еще с конца 80-х, очень хотел бы получить обширную епархию где-нибудь в северо-западных пределах РФ, — сказал корреспонденту „НИ“ один из мюнхенских прихожан архиепископа Марка. — Главной препоной к достижению цели до недавних пор служил Марку вовсе не либерализм РПЦ-МП, но консерватизм владыки Виталия. После смещения старца его место занял бывший управляющий Синодом РПЦЗ митрополит Лавр (Скурла). Почтенный архиерей, но скорее функционер, чем идейный вождь…»
«Серый кардинал» Марк, еще лет семь назад именовавший граждан России «совками» и утверждавший, что главная задача церкви — в их (нашей) принудительной «русификации», возглавляет ныне высокую делегацию. Без преувеличения, он — главная пружина переговоров.
Важно заметить: приглашение от Алексия II посетить Москву «карловчанам» передал президент Путин. Это дало основание нескольким журналистам предположить, что в силу частых болезней Его Святейшества власти задумываются о том, кто станет его преемником. Прошедшим летом митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) укрепил свои позиции: Священный синод РПЦ-МП отправил на дальние епархии его главных конкурентов, митрополитов Мефодия и Сергия. Но кандидатура владыки Кирилла многих не устраивает как в лоне Церкви, так и в коридорах светской власти. Что касается РПЦЗ, то архиепископ Марк митрополита Кирилла, скажем так, любит куда менее горячо, нежели Патриарха Алексия (Ридигера), к которому тянется отчасти в силу общих немецких корней.
«Карловчан» манят русские просторы, «патриархийцев» — дальние страны. Один из острейших вопросов, стоящих сегодня на повестке дня перед РПЦ-МП, — это учреждение «митрополичьего округа» в Западной Европе, собирание всех приходов, подчиняющихся Патриархии, РПЦЗ и Константинопольскому Патриархату, под свое широкое крыло. В этом пункте пересекаются интересы двух частей Русской церкви. «Карловчане», знамо дело, надеются, что вся власть в Старом Свете перейдет к ним. Но Патриархия ведет свою игру: обсуждая будущее православия в Европе с тамошними архипастырями, Алексий II направил письмо «карловацкому» епископу Женевскому Амвросию. Не говоря уж о том, что письмо было направлено в обход Синода РПЦЗ, епископ не получил его официально — на его факс пришла лишь «слепая» копия исторического документа. Синод не стал обижаться на Патриарха Московского и всея Руси, но своему епископу на интриганство попенял. Инцидент исчерпан, однако переговоры и по этому пункту могут принять оживленный характер.
Еще одна важная точка совпадения интересов — ликвидация непокорных приходов и монастырей т.н. Свободной Российской Церкви во главе с митрополитом Суздальским Валентином (Русанцовым). Питомец Патриархии, он ушел в 1989 г. в лоно РПЦЗ, а когда архиепископ Марк стал против него строить козни, вместе со своей паствой стал жить-поживать особняком, почитая раскол за благо. Владыка Валентин — человек с характером: даже после обвинения в педофилии и условного осуждения он не сдается врагам на милость. Избавиться от него одной Патриархии оказалось не по силам; объединившись с РПЦЗ, можно будет объявить, что православие в России одно, никаких других нет, и загнать «валентиновцев» в глухое подполье.
Наконец, последняя (по порядку, но вовсе не значимости) цель слияния — удвоение сил в войне с католиками. Даже живя в Мюнхене, владыка Марк в этом преуспел, не упуская случая лишний раз побрататься с протестантами, тем самым подчеркивая: католики — они главные враги православия и есть. В чем-чем, а в этом у РПЦ-МП и РПЦЗ вряд ли обнаружатся разногласия…
Все это — наши предположения и ожидания. Как на самом деле пойдут переговоры, какие вопросы выступят на первый план — можно гадать. За переговорами должен последовать визит в Москву митрополита Лавра (в январе 2004 г.), который способен вызвать в процессе сближения церквей новый, неожиданный поворот. Все-таки «патриархийцы» и «карловчане» — люди разной ментальности, за плечами большинства из них долгая жизнь, и искать общий язык им придется нелегко.
В любом случае мы накануне события, последствиями которого может стать передел церковной карты мира. Не только православной. И даже не только христианской. С ростом могущества Московской патриархии, с ее фактическим первенством среди всех православных церквей, мир станет трехполярным. Совершенно новый характер приобретут отношения православных с католиками и мусульманами. А при чем здесь конкретные люди, рядовые верующие — это уж пусть каждый из них сам думает.