Новые Известия | Михаил Поздняев | 11.11.2003 |
Вчера 41 депутат Госдумы, входящих в межфракционное объединение «В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России», опубликовал заявление, в котором говорится: «Мы удивлены и шокированы тем, что в столице нашей Родины выделяется земля для строительства „центра ведической культуры“, в котором, по имеющейся у нас информации, будет размещен и кришнаитский храм вместимостью в 8 тыс. человек». Патриотически настроенные депутаты, по сообщению Интерфакса, призвали москвичей «не допустить строительства сектантского капища», используя для этого «все возможные средства, разрешенные законом».
О чем, господа, речь? О том, что в мультикультурном европейском мегаполисе нашлось место для здания, в котором 25 000 кришнаитов (и в том числе 10 000 этнически русских) смогут молиться и отмечать свои праздники, а люди любопытствующие — посещать планетарий, несколько музеев индийского искусства и истории, выставочный зал, библиотеку, оздоровительный комплекс, ресторан и кафе. Да попросту общаться с этими странными, увешанными побрякушками, облаченными в балахоны, стучащими в барабаны бритоголовыми (не путать со скинхедами). Коль скоро мы все живем в одном городе, то из элементарного уважения не только к соседям, но и к себе должны мало-мальски любопытствовать, кто это такой рядом с нами и почему так на нас не похож. Глядишь, пообщаемся потеснее — и увидим: не так уж мы и не похожи.
Покойный митрополит Сурожский Антоний (Блум), однажды отвечая на вопрос учащихся московских духовных школ о том, кто входит в число его паствы в Лондоне, среди прочих назвал, вообразите, хиппи. Митрополит в 60-х-70-х годах часто проповедовал в Гайд-парке, и после одного из выступлений к нему подошли «дети-цветы»: «Вы так интересно говорили! И вы так на нас похожи: длинноволосый, бородатый, одеты не как все люди, чего-то такое на груди у вас висит, — хиппи указали на архиерейскую панагию. — Можно, мы к вам придем — туда, где вы молитесь, и посмотрим, как вы это делаете?» Митрополит пригласил любознательных хиппи в свой храм, стал с ними регулярно беседовать за чашкой чая, объяснять смысл православного богослужения. Дело кончилось тем, что несколько «изгоев» приняли крещение, а две пары даже обвенчались…
Не правда ли, в этой истории, как в евангельской притче, скрыто поучение каждому, кто мнит себя центром вселенной? Разве не такими должны быть в идеале человеческие отношения? Но в Москве дух нетерпимости, розни, подозрительности ко всему чуждому, пришлому всепроникающ. И на территории оптовых рынков, и на страницы газет, и в стены Государственной думы.
По мнению депутатов, размеры строящегося культурного центра не соответствуют численности последователей «Международного общества сознания Кришны», а предполагаемая миссионерская деятельность центра «явится актом неорелигиозной экспансии в столице России».
Про «экспансию» католиков столько понаписано-понаговорено, а в Первопрестольной как было у них раньше три храма, так и осталось. Не так, значит, страшен черт…
Однако наберемся терпения и дочитаем воззвание депутатов-традиционалистов до конца. В Москве, утверждают они, «многие новые районы, население которых сопоставимо с иными епархиальными центрами, не имеют никаких православных храмов, а большинство из тех, что строятся, вмещают максимум несколько сотен человек».
Впечатление такое, что ревнители православия в столичные храмы не захаживают. В будние дни в большинстве из них от силы десяток-полтора старушек, а по праздникам о вышеупомянутых нескольких сотнях человек настоятели могут лишь мечтать. Потому что реальных, а не номинальных православных, то есть регулярно посещающих церковь и придерживающихся церковных правил и обычаев, у нас в Москве, по данным социологов и самих священников, не более 2−3 процентов. И сколько новых церквей ни строй, народу в них больше не станет. Пасхальная ночь не в счет: люди идут к церковным стенам поглазеть на крестный ход. Так что земли в Москве навалом, и на кришнаитов хватит…
«Да не в кришнаитах, как таковых, дело», — разъясняют патриоты из Госдумы. Кришнаитский храм, по их мнению, планируется возвести на Ходынском поле — «месте русской скорби». Здесь во время коронации последнего российского императора Николая II произошла, как мы помним из учебника истории, массовая гибель людей. «Трагедию во время коронации царя-мученика многие святые отцы считали предупреждением, призывом к русскому православному народу покаяться», — напоминают обществу депутаты. Посему там должен стоять русский православный храм. Дело доброе. Но только сомнительно, чтобы такое предприятие вызвало бы восторг царя-мученика, всю жизнь стремившегося о Ходынке забыть…