Русская линия
Газета.GZT.Ru Надежда Кеворкова06.11.2003 

Умер митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим

Завтра в Богоявленском соборе в Елохове Патриарх Алексий II совершит чин отпевания одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви — митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима.

Владыка умер в день праздника Казанской иконы на 78-м году жизни. В свой последний земной год он увидел схождение благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, чего за две тысячи лет удостаивались лишь избранные христовы последователи. Тогда, в пасхальную ночь полгода назад, он спешил из аэропорта к своим прихожанам в храм Воскресения Словущего. Однако не успел он закончить служить молебен в зале Внуково и раздать лампады с привезенным из Иерусалима огнем, как владыке сообщили, что именно ему выпала честь возглавить пасхальную службу в Храме Христа Спасителя вместо заболевшего первоиерарха.

В миру его звали Константином Владимировичем Нечаевым. Он родился в семье священника в Козлове (Мичуринске) Тамбовской губернии в 1926 году. Учился в московском Институте путей сообщения (ныне — МИИТ), где спустя полвека открыл кафедру теологии. В двадцать лет он попал в иподиаконы к Патриарху Алексию I, при котором Церковь начала выходить из подполья и лагерей. В 1959 году, в разгар новых гонений, принял монашеский сан с именем Питирима. С 1963 года владыка возглавил Волоколамскую кафедру и издательский отдел Московского Патриархата, которому вскоре впервые при советской власти было разрешено отпечатать Библию «для служебного пользования». Преодолевая цензурные придирки, митрополит Питирим издавал «Журнал Московской Патриархии» и «Богословские труды»: публикация произведений Блаженного Августина, Павла Флоренского и Сергия Булгакова в те времена была серьезным поступком.

В 1971 году на поместном соборе РПЦ Питирим был среди тех, кто готовил примирение со старообрядцами. Он лично отслужил старообрядческую литургию и возобновил традицию исполнения дониконианских распевов.

В 1990 году, после смерти Патриарха Пимена, против всех трех кандидатов на престол — Алексия, Питирима и Филарета — началась беспрецедентная по своей развязности кампания в светской прессе: именно тогда их абсолютно бездоказательно обвинили в сотрудничестве с КГБ. Имя будущего Патриарха выпало по жребию на соборе 1990 года — им стал Алексий. После этого нападки на Питирима еще больше усилились: по телевидению о его связи с 'органами' открыто говорили Татьяна Миткова и Андрей Караулов. В защиту митрополита выступил Никита Михалков, давний прихожанин Питирима, проведший собственное расследование и снявший по его итогам документальный фильм.

В 1994 году после 30 лет служения митрополит Питирим попросился с поста главы издательского отдела на покой. Светская пресса до сих пор считает тогдашнюю отставку митрополита своей заслугой.

Почти десять лет после этого владыка практически осуществлял функции личного посланника Патриарха, от имени Священного Синода ведя переговоры по всему миру. В январе 2002 года митрополит Питирим принял участие в совместном молении за мир в Ассизи — с Папой Римским, протестантами и иудеями. На аудиенции у Иоанна Павла II он обсуждал возможности улучшения отношений между Церквами. Именно тогда Папа подтвердил свое намерение передать России Казанскую икону Богоматери, а в Патриархию вновь хлынули возмущенные телеграммы врагов Питирима. Впрочем, правилом митрополита было не замечать их. С тем он и ушел.

Два дня паства прощается с владыкой в небольшом храме в Брюсовом переулке — там, где он несколько десятилетий крестил, отпевал и венчал. В советское время здесь, по его негласному распоряжению, не спрашивали паспортов для совершения таинств. Сюда шли послушать собранный им хор, знаменитый и за пределами Москвы, сюда приходили молодые семинаристы — поучиться службе и проповеди. Для близко знавших Питирима он был не просто хрестоматийным библейским старцем со старорежимной выправкой и выговором, но человеком веры в ее первоначальном смысле.

В издательском отделе Московской Патриархии помнят, как уже немолодой митрополит ежедневно в определенное время поднимался на чердак и благословлял стену противоположного дома. Все знали, что в эту минуту две уже немощные старушки, келейницы Патриархов Сергия и Алексия I, подходили к своему окну. Они знали, что благословение им дано.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru