Труд | Татьяна Горбачева | 05.11.2003 |
— Виктор Викторович, как возникла идея воссоздать колокола Троице-Сергиевой лавры?
— В 1998 году было решено реставрировать лаврскую колокольню. Финансовую помощь предложил концерн «Росэнергоатом» Министерства по атомной энергии. Ход работ — это отдельный разговор о сложностях, о таланте мастеров… К 2000 году реставрация завершилась, но колокольня еще не звучала: на ней не было и половины из более чем пятидесяти колоколов, имевшихся в конце 20-х годов прошлого века. Причем отсутствовали самые тяжелые — те, которые звучали наиболее низкими тонами и украшали звон: «Корноухий», «Годунов» и «Царь-колокол» были сброшены со звонницы в декабре 1929 — январе 1930 гг. вместе с еще двадцатью колоколами и затем навсегда утрачены.
— Насколько тяжелые колокола требовалось отливать для лавры?
— В 90-х годах были отлиты колокола для храма Христа Спасителя — достаточно крупные изделия массой свыше двадцати тонн, самый большой — тридцать две тонны, что близко по размеру и по весу тем колоколам, которые мы хотели бы видеть в лавре. Были изучены производства, где могли бы выполнить наш заказ. Наиболее перспективными представлялись Балтийский завод и московский ЗИЛ. Решение состоялось в пользу ЗИЛа — у него уже был опыт создания колоколов для храма Христа Спасителя. Отлитые в прошлом году зиловцами два сверхтяжелых колокола — это, по сути, аналоги ранее существовавших на лаврской колокольне, только потяжелее. «Корноухий» весил 20 тонн, а мы повесили 27-тонный «Первенец», «Годунов» имел вес 32 тонны, а нынешний «Благовестник» весит 35,5 тонны.
— Наконец, настал черед «царя"…
— Расчеты, которые выполнил директор Общества древнерусской музыкальной культуры Борис Николаевич Нюнин, показали, что если мы хотим обеспечить гармоничное звучание всех колоколов лавры, нам нужен минорный аккорд и определенные ноты, приемлемые для этого аккорда. Должны были звучать ре, соль и си-бемоль, чтобы получился минорный аккорд. Поэтому для Царь-колокола отводилась нота соль, и по-другому он звучать не мог. Такой колокол при той форме, которую мы избрали (а форма — историческая) должен был весить примерно 72 тонны. Это изделие завод ЗИЛ отлить уже не мог — не позволяли ни его мощности, ни его печи и ямы. Поэтому лавра обратилась на Балтийский завод. Что скрывать: мы тревожились. Таких богатырских колоколов Балтийский никогда не отливал. Максимальный вес колокола, с которым имел дело завод на тот период, был 6-тонник.
— Как же одолевались технические трудности?
— Специально для выполнения этого заказа завод приобрел новое плавильное оборудование — индукционную печь американского производства. Ведь чтобы отлить колокол, надо было расплавить примерно 100 тонн металла. Балтийский завод имел возможность расплавить только 70 тонн. Этого было недостаточно, и заводу пришлось заменить одну из десятитонных печей на двадцатипятитонную (в дальнейшем эксплуатация этой печи ускорит выполнение заказов и облегчит работу по отливу гребных винтов для судов и кораблей). Специалисты выполнили основательную научную работу. Были созданы различные смеси; закуплена измерительная аппаратура, чтобы контролировать — а это очень важный момент — температуру расплавленного металла и состав смеси. Колокол отливается из двух металлов — меди и олова, и их процентное соотношение играет ключевую роль. Медь придает мягкость звучанию, но ослабляет его; олово дает звон, но увеличивает хрупкость металла. Так что нужно было найти оптимальную пропорцию, позволяющую достичь хорошего звучания и в то же время сохранить прочностные характеристики колокола.
— И все же первая попытка отлить колокол, предпринятая в минувшем августе, оказалась неудачной. Что тогда произошло?
— Надо сказать, «царям» вообще не везет, достаточно вспомнить драматическую историю кремлевского Царь-колокола… Первый лаврский Царь-колокол отливали в яме за стеной монастыря — успешной оказалась вторая попытка. В нашем случае, это было 26 августа, металл протек сквозь футеровку самой большой печи. Я бы сказал, что Бог нас пощадил. Печь вообще могла взорваться. Плавку остановили, весь металл — слили. Если бы в тот момент мы уже начали заливку, нам пришлось бы потом разломать всю форму. К счастью, мы отделались легким испугом. Со второй попытки, предпринятой две недели спустя, колокол-гигант был успешно отлит.
— Интересно, как украшен лаврский Царь-колокол?
Деревянная форма изготавливалась на Балтийском заводе — на специальных карусельных станках. Тщательно мы выбирали орнамент для колокола. Председатель Общества российских звонарей Игорь Коновалов предложил на поверхности колокола отобразить историю лавры. Эта идея была проработана нашими иконописцами.
Скульпторы Эдуард Ладыгин и Андрей Забалуев разработали сложный орнамент и нанесли его на колокол. Толщина рельефных изображений — до 4 сантиметров — почти скульптура. «Царь» — не только произведение колокололитейного и изобразительного искусства, но еще и своеобразный исторический памятник.
Внизу по кругу идет текст, извещающий, что колокол отлит при Святейшем Патриархе Алексии II и президенте России В.В. Путине, что отливкой руководил наместник Троице-Сергиевой лавры владыка Феогност; перечисляются благотворители, внесшие наибольший вклад в создание колокола. По традиции указаны скульпторы, литейщики (начальник литья — Виктор Иванов).
— Скоро ли отправится Царь-колокол в путешествие из Санкт-Петербурга в Сергиев Посад?
— Точные сроки назвать не возьмусь, возможно, это случится еще до конца нынешнего года. Замечу, что, помимо самой доставки богатыря в лавру, нас подстерегают и другие трудности — ведь он не проходит ни в одни ворота обители! Значит, нужно будет либо углублять проход, расширять арки, подрубать верх ворот, либо — «перекидывать» колокол через лаврскую стену. И тот, и другой вариант — сложный. И вздымать его на колокольню будет нелегко. Водрузив Царь-колокол на прежнее место, мы полностью восстановим старинный лаврский звон.
— Как далеко он будет слышен?
— Надеемся, его глас будет слышен на много километров окрест лавры.
— И последний вопрос, Виктор Викторович: кто материально поддержал проект создания лаврского сверхколокола?
— Работа потребовала значительного финансирования. Помогли архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Рубен Амарян, Сергий Дородных, Эрик Познышев, Татьяна и Максим Юсуфовы, Николай и Татьяна Буханцовы. Всем ревнителям возрождения царского звона — наш низкий поклон и глубокая благодарность.
«Церковный вестник» — специально для «Труда»