Аргументы и факты | Зиновий Коган | 05.11.2003 |
Грех равнодушия
РОССИЯ велика не только своими достижениями, но и страданиями. Конечно, страданиями не гордятся. Но именно тяготы дарят настоящий опыт крепости духа и терпения. Когда распался СССР, у России был выбор, и мы пошли по единственно правильному пути. Но горький опыт развала страны ни в коем случае не должен повториться. Еще Достоевский говорил: «Самый страшный грех — равнодушие». Так вот, мы — россияне — ни в коем случае не должны быть равнодушными. Если не во имя самих себя, то во имя наших детей. Фундаментом нашей страны традиционно были и остались сейчас суверенитет и единство. Многонациональная Российская Федерация — как многодетная семья: чем больше детей, тем она крепче. Россия не требует от живущих на ее обширном пространстве народов отказаться от своих национально-религиозных основ, но предлагает им по собственной воле следовать Конституции. В этом стратегические задачи светских властей и представителей всех традиционных религий совпадают. Мы имеем общие задачи: в первую очередь сохранение единства страны, но не менее важно — преодоление детской беспризорности, борьба с преступностью и особенно — наркобизнесом, духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание молодежи.
В современном мире, где чрезвычайно велика тяга к стиранию границ, самым важным стало умение и желание, не отгородившись от остального мира, сохранить свою самобытность. Недаром же в настоящее время для каждого из жителей страны, какой бы национальности или вероисповедания он ни был, на первый план выходит гражданство. Это косвенным образом подтверждается и тем, с какой легкостью прошла в стране смена паспортов, в которых графа «национальность» теперь вообще отсутствует. Этнос, национальность, религия в современном обществе если не стали второстепенными, то полностью перешли во внутреннюю жизнь человека. А гражданственность и осознание своей принадлежности именно к этому государству стали наиболее важными для самоопределения человека. Наша главная и всех объединяющая религия — Россия.
Первопроходец Алексий
ПЕРЕД каждым новым поколением Господь неизменно ставит одну главную цель — улучшать мир, приумножая наследие, которое он нам дал. Долгое время решению этой задачи способствовали традиции русского православия и других традиционных религий нашей страны. Однако с начала XX века перемены существующего строя привели к тому, что народы России оказались в нравственной растерянности. А вместо решения общих благих задач в связи с всеобщим смятением духа возникла разъединяющая всех нетерпимость. В результате образовался зияющий разрыв в передаче нравственного наследия. К началу 90-х это стало очевидно всем. Представители светского образования попытались заполнить духовный вакуум доступными им средствами, сориентировав подрастающее поколение в современном мире. Но без религии сделать это оказалось практически невозможно, потому что именно духовные учителя исторически являются наиболее активными участниками воспитания детей и подростков. Именно с их помощью может быть возрождена в еще не окрепших душах и умах надежда на общее светлое будущее. Нужно отдать должное мудрости и мужеству Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который в условиях столь неблагоприятных первым призвал все религиозные конфессии объединяться, дабы принять активное, если не решающее, участие в духовно-нравственном просвещении молодежи.
Первые и весьма плодотворные шаги в этом направлении, бесспорно, сделаны. Но пока их недостаточно. На мой взгляд, следующим полезным этапом в направлении объединения при умении самоопределяться могло бы стать введение в общеобразовательных школах курса «Религии России». Потому что жить в России, не зная православной культуры, то же самое, что не знать католичества в Италии или не быть знакомым с исламом в Узбекистане. Русский народ составляет большинство населения нашей страны. Православие лежит в основе духовного наследия России. А потому для желающих углубленно изучать традиции этой религии необходим учебный курс «Православная культура». Так же, впрочем, как для изучающих мусульманскую традицию в учебной сетке нужно предусмотреть «Основы исламской культуры», а для тех, кому близки традиции еврейского народа, — «Иудаизм».
«Правды ищи»
НОРМЫ международного законотворчества предоставляют родителям право обеспечивать религиозное воспитание детей. Не забывая, что это возможность, но не обязанность, предметы эти следует преподавать сугубо факультативно. Вопрос этот касается внутреннего мира человека, а потому требует к себе деликатного отношения. Не менее важно и учесть интересы всех традиционных для России религий. Посещение следует вести на добровольной основе, только для тех детей, чьи родители или законные представители изъявят соответствующее желание. При этом обязательно иметь в виду, что преподавание предмета не преследует цели вовлечь учеников в то или иное религиозное объединение. Цель нового предмета — глубокое проникновение в традиции родной страны и попытка помочь еще не окрепшему уму патриотически самоопределиться.
В связи с тем, что долгие годы россияне не имели возможности получать правильное духовное воспитание, нелишним будет, если эти курсы выйдут за школьные рамки. Их можно было бы преподавать (конечно, тоже на сугубо добровольной основе) в вузах. А организация их в Вооруженных силах не только духовно обогатит солдат, но и поможет с мужеством переносить тяготы службы. Совершенно необходимы они в учреждениях исполнения наказания.
Нашей священной обязанностью является участие в великом деле — воспитании и возвышении человека, преодолении бедности и обездоленности в обществе. Справедливость всегда была высшей целью и заслугой религии. Сказано в Писании: «Правды ищи, дабы ты был жив». Для всех нас это значит — живи так, чтобы знал ты, как придать смысл своей жизни!