Русская линия
Православие.Ru Анатолий Смирнов03.11.2003 

Вспомнить русские правовые традиции
Статья подготовлена на основе лекций, прочитанных доктором исторических наук профессором А.Ф. Смирновым в Сретенской духовной семинарии (1999−2003 гг.).

В большинстве учебников по древнерусской истории о праве говорится вскользь, в самых общих чертах, а между тем через призму этих проблем очень хорошо видно влияние Православия, христианских канонов, христианской нравственности на образ жизни, образ мышления, на управление, суд, как они сложились в Древней Руси.

Но так было не всегда. Отношение к образу жизни, к правопорядку, к личности человека в прошлом принципиально отличается от современного отношения. В Древней Руси господствует то, что я бы назвал естественно-органическим взглядом, на котором стоит христианство — течение общественной жизни рассматривается как естественно-органический процесс, где всё определяется силой вещей и сотворено, естественно, Всевышним. Причем это творческий процесс, он не завершился в великом акте Творения, но продолжается.

Это христианский взгляд. И есть другая точка зрения — светская, революционная, рационалистическая. Она сформировалась в эпоху Возрождения, расцвела в эпоху Просвещения в XVIII веке, а в России ярко проявилась при Петре и в постпетровское время. С этой точки зрения в основе всего лежит разум, а всё, что неразумно (всё темное и невежественное), подлежит уничтожению, изживанию, вытеснению, в том числе и с применением физического насилия. На практике это осуществили во время революции и коллективизации. Рационалистический взгляд на историю, на человека в своей основе атеистичен, он всегда ведет к оправданию насилия и рассматривает право в непосредственной связи с силовыми структурами. Для того чтобы заставить людей исполнять закон (волю господствующей олигархии), нужны силовые структуры, особые отряды вооруженных людей, тюрьмы, прокуратура, ОМОН, Скуратов, Рушайло… И сегодня мы наблюдаем, как разговоры о наведении порядка, построении правового государство на практике приводят к возникновению власти силовиков.

В истории нашей Родины уже был период, когда рационалистическое понимание мира возобладало. Это привело к тому, что я называю Смутой ХХ века, и если Смута XVII века длилась 7 лет, то нынешняя продолжается уже почти век, более 70 лет. И именно для нынешней смуты характерно господство рационализма. Ведь отличительная черта рационализма проявляется в том, что каждый мыслитель, государственный деятель считает себя столпом Отечества, государственным мужем, живым носителем этой мировой мысли, мирового разума, единственно правильной теории, на основании которой можно перестроить мир, повернуть Россию на светлый путь, осуществить самые возвышенные идеалы. Отсюда фанатизм, нетерпимость к инакомыслию и использование всех мер борьбы — не только теоретической полемики, научной аргументации, но и силы.

Право без силы пустой звук. Только сила может заставить людей повиноваться праву. В наши дни пытались создать какую-то национальную государственную идею. Ничего из этого не вышло. Национальное государственное самосознание — это понимание народом самого себя. Оно не пишется на бумаге, а вырабатывается столетиями.

А нам говорят, что надо взять последние достижения западной мудрости и перенести в Россию. Дескать, западная цивилизация — это воплощение векового развития человечества, идущего с греческих и римских времен. Там выработаны нормы права, так называемого Римского права, благодаря чему эта цивилизация господствует в мире. И нам надо только всё это использовать и перенести. Людей вновь делят на цивилизованных европейцев и нецивилизованных варваров (к которым относят и весь православный мир).

Такая точка зрения присуща и многим современным политикам, которых называют демократами, западниками и т. д.

На самом деле Россия вовсе не чужда Римскому праву. Россия восприняла культуру, лучшие достижения античного мира, в том числе и в области права, через Византию. А Византия во времена Крещения Руси переживала период расцвета, в то время как Римская империя лежала в развалинах.

Но кроме Римского, писаного, права, современного законодательства, есть еще так называемое обычное право. И когда мы говорим о православной Руси IX—XII вв.еков, до нашествия монголов, мы должны иметь в виду, что тогда права в современном понимании не было — оно только нарождалось. Для Древней Руси характерно господство так называемого обычного права. «Обычное право» — говорящее определение. Обычаи, привычки, традиции складываются, передаваясь из поколения в поколение. Складываются какие-то устойчивые нормы, которые регулируют отношения между людьми и которые лежат в основе традиционного образа жизни. Этот образ жизни у различных племен, земель, княжеств (а древнее княжество — это полугосударство) на Руси различается, но незначительно. В целом он единый: единая деятельность (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, торговля), примерно одинаковые природные условия, общая история, а потом добавляется и единая вера. И он (образ жизни) формирует обычное право в различных русских княжествах.

Между прочим, эти обычаи считались чем-то определенным свыше еще до принятия христианства. Это вполне естественно, так как язычество в различных своих модификациях не отрицает божественного происхождения Вселенной, человека, общества. Но с принятием христианства понимание расширяется: власть от Бога, княжеская власть имеет божественное происхождение, князь — миропомазанник, порфиронос. Отсюда вытекает основное, главенствующее правило: если власть божественного происхождения, добиваться ее насильственным путем невозможно — это против совести, против правил, грешно. Православие проклинает тех, кто добивается власти насильственным путем, против воли Бога. В этом великий смысл Православия, без которого не понять того, что называется усобицами, княжескими раздорами, необъявленной войной всех против всех, которая пронизывала языческую Русь.

Не сразу удалось изжить языческое испытание водой и железом. Для этого пришлось внедрить в сознание государства, правоведов, творцов уголовных указов, сводов православную нравственность. Ведь испытание водой и железом потом приобрело форму пыток: дыба, клейменье каторжников и многое другое. Но от мира, от простого люда шло такое понимание правды, справедливости, которое исключало насилие как метод решения споров. Кроме права кровной мести, которое очень долго держалось. Хотя еще в домонгольский период право кровной мести было запрещено законом, оно до сих пор держится у многих народов. У тех же чеченцев. Современная Чечня помогает понять сильные и слабые стороны обычая, ограниченность обычного права. У наших предков это тоже было. За обиду члена рода, клана мстили все родственники, а не только сыновья и внуки. Нанесено оскорбление всему роду, и встал род на род. Нельзя насиловать, порабощать, угнетать членов своего рода, своего тейпа, своего клана, но можно так поступать с иноплеменниками. Это типично для обычного права вообще, но Чечня — реликт, пережиток далекого прошлого, доживший до наших дней. Можно захватывать заложников, можно превращать их в рабов и т. д. С этим столкнулось русское право в Древней Руси и выступило резко против в лице Владимира Мономаха.

Говорят, что право — не обычная мысль человека, а мысль, облеченная в мундир — в строгую форму, малейшее отклонение от которой искажает смысл. Это типично не только для обычного права, но и для юридических пословиц и поговорок. У нас есть замечательные сборники русских пословиц Владимира Даля, где есть и юридические пословицы, и в Толковом словаре Даля тоже есть очень много примеров. Они рассыпаны по всем аз-буки-веди, а в сборнике русских пословиц специально выделены им. Вот несколько таких пословиц. «Молодой — на битву, а старый — на думу». Дружина князя делилась резко на две части: старшие — старшая дружина, бояре, советники, они составляли княжеский совет, думали думу, а молодые — дети боярские, которые сливались с челядью, становились рядовыми воинами.

«На одном вече да не одни речи». Вече решало всё единогласно, добивалось, чтобы клик одобрения «любо» был господствующим, а клики неодобрения, несогласия в итоге исключались. Но ведь принятию такого подавляющего господствующего мнения предшествовали жаркие споры, которые порой переходили в рукопашную. И вот эта пословица очень хорошо выражает суть древнего веча.

«Холоп не смерд, а мужик не зверь». В Древней Руси несвободные люди (холопы, изгои и прочее) — явление не исключительное, но господствовал всё-таки свободный человек, свободный смерд.

«Братчина судит как судья». «Как мир, так и я». Носителем справедливости выступало собрание членов рода, общины, артели.

«Железа и змея боится», «В поле две води, кому Бог поможет». Это, конечно, о судебных поединках.

«Чей хлеб кушаешь, того и слушаешь». Я думаю, это можно не комментировать.

Я уже подчеркивал, что, несмотря на многие общие черты, всё-таки в обычаях и правах отдельных земель, отдельных городов, были какие-то особенности. Это отразилось в юридических пословицах народа: «Что город, то норов, что деревня, то обычай. Каждый свой норов имеет». Но самое главное, если говорить о силе обычаев, что обычаи — это повторяющиеся, устойчивые нормы, которые сохраняют нормальное течение жизни, поддерживают сложившийся уклад, сложившийся образ жизни. Вот отсюда «поступать по старине» значит «поступать по праву». «Что старее, то правее». «По обычаю, по пошлине». «Пошлина» — само слово «пошло», закрепилось. В поговорках отразилась суть княжеских актов, решений веча, летописей: по закону — значит по Божьему повелению. Зданье закона строится по Божьему повелению. Между прочим, в юридических пословицах и поговорках отражается и развитие обычного права, изменение образа жизни, усиление роли государства, государственных органов. В частности, отражается, что со временем княжеская власть стала противостоять народу, что княжеская воля — не всегда есть выражение воли интересов народа, и уже правда княжья, высшая правда не всегда соблюдалась. Постепенно, с развитием товарно-денежных отношений, появлением ростовщичества нарушалось старое представление о справедливости, хотя мир крестьянский, мир ремесленников долго жил и держался за свои нормы, — всё, что не трудом своим, праведным, нажито, то несправедливо, незаконно. Но понятие праведного труда и вознаграждения за труд праведный как норма справедливости уже в Киевской Руси стало нарушаться на каждом шагу. И это тоже отразилось в наших поговорках и пословицах: «От трудов праведных не наживешь палат белокаменных». Когда родилась эта пословица, сказать трудно, но палаты белокаменные были и в Киевской Руси. И ростовщичество приобрело гигантские формы уже в Древней Руси.

Писаное право в Древней Руси начинается с «Русской Правды». Это замечательный свод законоположений, нормативных актов. Споры вокруг значимости «Русской правды» продолжаются до наших дней. Чтобы правильно подойти к этим спорам, к значению этого замечательного памятника русской мысли и русской нравственности, надо вспомнить позицию Н.М. Карамзина, его оценку «Русской правды». Он говорил, что «Русская Правда» имеет для русской истории, для истории нашего Отечества, для нашей жизни в целом такое же значение как «Законы 12 таблиц» для Древнего Рима. Это не просто красивое определение типа: «И мы не лыком шиты». В этих словах глубокий смысл. Они напрямую связаны с абсолютизацией Римского права, с тем отрешением православной цивилизации как варварской, схизматической, еретической от западной, с которым мы встречаемся на каждом шагу русской истории, а особенно сегодня. Карамзин — последний наш летописец, как его А.С. Пушкин называл. Слово «летописец» имеет особое значение. Летописцы — продолжатели дела евангелистов. Они описывают историю народа, который идет к Богу. И когда Карамзин говорит, что «Русская Правда» лежит в основе всего нашего законодательства, он тем самым говорит, что русское законодательство, понятие закона, права, конституции, прав гражданских должно быть не обезьянничеством, не списыванием чужого. Критическое использование иноземной мысли вовсе не возбраняется, но именно критическое, а в основе развития страны, ее законодательства, права, государственных форм бытия лежит собственный опыт, естественный ход жизни. Силою вещей, как говорил Пушкин, всё определяется. «И скоро силою вещей мы очутилися в Париже». Бог помог. Так ведь по Пушкину «И русский царь глава царей». «Народов друг, защитник их свободы». Это об Александре Благословенном. Отношение к законодательству, уважение к старине, к пошлине, неразрывно связано с православным пониманием жизни, Вселенной, назначения человека. Отсюда культ, почитание предков, уважение традиций. И сегодня этот вопрос разделяет наши умы. Один из отцов-основателей нового порядка вещей в России (мой бывший аспирант) говорит: «традиционное — это синоним отсталости». Бог ему судия. Традиция — не отсталость, а носитель устоявшегося, проверенного, оправданного Богом. И право нужно развивать на собственных основах, используя критически опыт других народов. Прекрасно это выражено Тютчевым, нашим великим поэтом-мыслителем в стихотворении, посвященном 100-летию со дня рождения Карамзина:

Умевший всё совокупить

В ненарушимом, полном строе,

Всё человечески-благое,

И русским чувством закрепить

Всё благое, всё хорошее закрепить русским чувством, пропустить через призму собственных чувств, собственного разума, собственного опыта. Учесть прежде всего опыт собственного народа.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика