НГ-Религии | Я. Этингер | 05.11.2003 |
Католицизм и антисемитизм
Представители РКЦ неоднократно, в том числе и в годы Второй мировой войны, осуждали антисемитизм. Еще в 1933 г. в нацистской Германии архиепископ Мюнхенский и Фрейзингский кардинал Михаэль Фаульхабер в проповеди «Еврейство, христианство, германство» открыто выступил против ненависти к евреям. В том же году известный католический философ и теолог Романо Гвардини опубликовал статью «Христиане перед лицом расизма». Католический журнал «Эрфюллунг» («Исполнение»), издававшийся в Австрии, активно боролся против антисемитизма в Австрии и Германии.
Отношение Ватикана к массовому уничтожению евреев в годы Второй мировой войны в течение многих десятилетий является предметом острых споров и дискуссий.
В марте 1937 г. антисемитская политика гитлеровского руководства побудила Папу Пия XI издать энциклику «Mit brennender Sorge» («С глубокой озабоченностью»), в которой он осудил миф о превосходстве одной расы над другой как противоречащий христианской вере. Однако Папа не счел нужным подвергнуть критике антисемитизм. Не упоминался антисемитизм и в заявлении Римской конгрегации по делам семинарий и университетов, опубликованном 13 апреля 1938 г.
По некоторым сведениям, Пий XI (с 1922 по 1939 г.) в публичном выступлении 7 сентября 1938 г. осудил участие католиков в антисемитском движении, заявив при этом, что христиане — духовные потомки библейского патриарха Авраама и являются «духовными семитами».
Весной 1939 г. Папой Римским стал Пий XII (с 1939 по 1958 г.). В течение 12 лет он был нунцием в Германии и поддерживал связи с представителями немецкой политической элиты. Вступив на Святой Престол, Пий XII ограничился осторожными заявлениями о жертвах несправедливости и призывами к более гуманному ведению войны.
Начиная с 1942 г. Ватикан получал отчеты об уничтожении евреев в концентрационных лагерях. Президент США Франклин Рузвельт в июле того же года, после принятия в Ванзее гитлеровского плана по «окончательному решению еврейского вопроса», обратил внимание Папы на то, что замалчивание фактов истребления евреев может нанести Ватикану огромный моральный урон и иметь для него самые печальные последствия. В январе 1943 г. президент польского правительства в изгнании Владислав Рачкевич призвал Папу осудить нацистский террор в Польше и оказать помощь преследуемым евреям. Берлинский епископ Конрад Прайзинг (1880−1950) дважды просил Пия XII выступить с публичным обращением в защиту евреев. Уже тогда многие критиковали главу РКЦ за то, что он занял позицию нейтралитета.
Все эти факты полностью опровергают утверждения Ватикана, что ему ничего не было известно о гитлеровском геноциде в отношении евреев.
Католицизм и нацизм
И действительно, на протяжении всей войны Пий XII продолжал молчать. Вопреки опасениям нацистов он не нарушил своего молчания даже 18 октября 1943 г. В этот день во время облавы в Риме 1 тыс. евреев, в основном женщины и дети, были отправлены в Освенцим. В то же время с ведома и согласия Папы около 4 тыс. евреев нашли убежище в монастырях и в зданиях, принадлежащих Католической Церкви, а несколько десятков человек даже были спрятаны в самом Ватикане.
Поведение католических церковных властей в странах Восточной Европы нельзя назвать последовательным. В Словакии католический священник Иосиф Тисо в 1939 г. стал президентом марионеточного Словацкого государства и послушным орудием в руках нацистов. При этом католический епископат этой страны осуждал депортацию евреев и считал это попранием человеческих и божественных законов.
В Венгрии некоторые католические епископы протестовали против жестокого обращения с евреями, но вместе с тем чинили препятствия в выдачах свидетельств о крещении, обрекая тем самым евреев на гибель.
В Польше многие монастыри, костелы и католические приюты укрывали еврейских детей. Около 4 тыс. польских священников погибли в нацистских концлагерях за помощь, оказанную евреям.
Несколько иное положение было в оккупированных нацистами странах Западной Европы. Там выражение солидарности с евреями и оказание им помощи считалось проявлением патриотизма и сопротивления немцам. Католические иерархи этих стран осудили антисемитизм немецких национал-социалистов. В Нидерландах, где РКЦ еще в 1934 г. запретила верующим присоединяться к местным нацистам, епископы в начале 1942 г. публично выступили против депортации евреев, а в мае запретили католикам-полицейским принимать участие в облавах на евреев. Вскоре после этого немецкие оккупационные власти отправили в Освенцим около ста евреев-католиков. Среди них оказалась и бежавшая из Германии монахиня Эдит Штейн, бывшая ассистентка известного философа Эдмунда Гуссерля. В апреле 1933 г. вместе с другими немецкими интеллектуалами она направила призыв к Папе Римскому Пию XI поднять свой голос против Гитлера. В 1998 г. Эдит Штейн была канонизирована Католической Церковью.
В северной Италии несколько тысяч евреев при содействии католического духовенства, особенно епископа Генуэзского, укрылись среди местного населения. В Бельгии духовенство принимало активное участие в спасении евреев, прежде всего детей. Большую помощь им оказало католическое духовенство Франции. Среди спасенных оказался и нынешний архиепископ Парижа кардинал Жан-Мари Люстиже.
По понятным причинам в особом положении находилась Католическая Церковь в Германии. Стараясь снискать расположение нацистов, немецкие иерархи последовательно подчеркивали ценность расы и расовой чистоты, а также признавали «растлевающее» влияние евреев на немецкий национальный характер и требовали очищения литературы, науки и искусства от «еврейского духа». Епархиальные канцелярии предоставляли в распоряжение властей сведения о вероисповедании предков своих прихожан. Во время массовых преследований евреев Германии епископат выступал в защиту лишь тех, кто принял христианство, а протесты против массовых истреблений евреев сводились к туманным заявлениям, в которых слово «еврей» даже не упоминалось. При этом в совместном пастырском послании немецких епископов (август 1943 г.) говорилось, что не следует отказывать в праве на жизнь и свободу даже «людям чужих рас и происхождения».
По окончании войны начались разговоры о том, что Ватикан мог бы спасти многих людей, если бы заявил, что отлучит от Церкви Гитлера, Геббельса и других нацистов, формально исповедовавших католичество. Не подлежит сомнению, что своевременное выступление Ватикана против массовых убийств раскрыло бы миру глаза на истинное лицо нацизма. Впрочем, весьма сомнительно, что угроза отлучения заставила бы Гитлера отказаться от своей политики.
Как бы то ни было, на всем протяжении войны глава Ватикана так и не сделал ни одного официального антинацистского заявления. Безусловно, Ватикан боялся, что разгром гитлеровской Германии неизбежно приведет к усилению позиций коммунистов в Европе. В схватке двух международных коалиций, антигитлеровской и фашистской, подлинные симпатии Ватикана были на стороне нацистов. Ради победы над Советским Союзом Папа Римский готов был пожертвовать жизнью миллионов евреев. Главное было — не допустить Красную Армию в Восточную Европу и избежать усиления левого движения в Западной Европе.
В конце лета 1943 г. секретарь Ватикана по иностранным делам заявил, что судьба Европы зависит от победы Германии на Восточном фронте, а в августе 1943 г. представительство Ватикана в Вашингтоне предостерегало государственный департамент США, что победа над Германией может привести к быстрому распространению коммунизма в Европе.
После войны
После окончания Второй мировой войны отношение Ватикана к евреям стало объектом резкой критики. Большое влияние на этот процесс оказали исследования Жюля Исаака (1877−1963), главного инспектора по преподаванию истории во французском Министерстве просвещения. В частности, многие его идеи нашли отражение в декларации Второго Ватиканского Собора, посвященной отношению к нехристианским религиям, иудаизму и евреям. В своих работах Исаак показал, что Католическая Церковь сознательно воспитывала массы верующих в духе «антисемитизма», считая евреев «народом-богоубийцей», а также поощряла дискриминационные законы.
Под влиянием Исаака католические катехизисы и учебники подверглись пересмотру. Из них стали изымать антиеврейские высказывания. Этот процесс, начавшийся еще при Пие XII, усилился при следующем папе Иоанне XXIII (с 1958 по 1963 г.).
Иоанн XXIII был инициатором официальной переоценки отношения Католической Церкви к евреям. В 1959 г. он распорядился, чтобы из читаемой в Страстную пятницу молитвы были исключены антиеврейские элементы — например, эпитет «коварные». Иоанн XXIII назначил комиссию кардиналов для подготовки декларации об отношении Церкви к евреям. Материалы, подготовленные комиссией, вошли в Декларацию об отношении Церкви к нехристианским религиям «Nostra aetate», принятую в 1965 году на Втором Ватиканском Соборе, уже во время понтификата Павла VI.
В последний год понтификата Иоанна XXIII начались крайне резкие обвинения в адрес Ватикана и особенно Пия XII в причастности к уничтожению евреев. В 1963 г. немецкий драматург Рольф Хоххут поставил пьесу «Наместник», в которой Пий XII открыто обвинялся в непосредственном сотрудничестве с гитлеровским правительством. Разумеется, эта пьеса, имевшая большой успех у еврейской общественности, вызвала негодование в Ватикане.
Страсти не утихают и сегодня. Спустя 54 года после окончания войны, в сентябре 1999 г. Джон Корнуэлл издал книгу «Гитлеровский Папа. Тайная история Пия XII». Английский историк утверждает, что Пий XII был антисемитом, поклонником Гитлера и поэтому сознательно «не замечал» уничтожения евреев. Корнуэлл задался вопросом: «Если верить Пию XII, что он не мог открыто выступить в защиту евреев, то почему после войны он не сказал об этом, не принес извинений евреям и не объяснил причины своего молчания?» В ответ представители Ватикана заявили, что Пий XII якобы воздерживался от публичных обвинений в адрес Гитлера из опасений, что они могли бы привести к ухудшению положения евреев и католиков, которые их поддерживали.
Иоанн Павел II и еврейский вопрос
В начале 2000 г. совместная комиссия еврейских и католических историков приступила к изучению архивов Ватикана, относящихся к периоду Второй мировой войны. Прежде всего в центре внимания историков находился вопрос о том, как реагировало руководство РКЦ и рядовые священники на преследование евреев.
Однако вскоре в работе комиссии возникли значительные трудности. Дело в том, что Ватикан не предоставил ее членам доступа ко всем необходимым материалам. В сентябре 2001 г. еврейские исследователи, входящие в комиссию, сложили с себя полномочия, и работа была временно прекращена.
Мировая общественность потребовала, чтобы Ватикан открыл свои архивы и рассекретил все документы. С этим не мог не считаться нынешний Папа Иоанн Павел II, с именем которого связан резкий поворот в политике Католической Церкви по отношению к евреям.
С юных лет будущий Папа Кароль Войтыла не скрывал своих симпатий к еврейскому народу. Всю жизнь он был убежденным антифашистом. Среди друзей его молодости было немало евреев.
В апреле 1986 г. Иоанн Павел II впервые за всю историю папства посетил римскую синагогу. Этот визит приветствовали как католическая, так и еврейская общественность. В дальнейшем Папа обращался с приветствиями к еврейским общинам в тех городах мира, которые он посещал, а также приветствовал еврейских деятелей, посещавших Ватикан. При этом он неоднократно осуждал антисемитизм и говорил о страданиях, выпавших на долю евреев в годы Второй мировой войны, а также приводил множество примеров, когда в годы войны католики спасали евреев.
В 2000 году Иоанн Павел II посетил Иерусалим. Это был первый официальный визит главы Государства Ватикан в Израиль. В том же году Понтифик выступил с известным посланием «Mea culpa» («Моя вина»). Он попросил прощения у Бога и людей за действия Католической Церкви в отношении еретиков и вольнодумцев, за религиозные войны, а также за нетерпимость многих христиан к евреям.
В своем послании «Мы помним: размышления о Холокосте» Иоанн Павел II признавал, что участниками уничтожения миллионов евреев были христианские народы, которым прививались антисемитские настроения. Папа решительно осудил действия тех христиан, чье молчание и безразличие способствовали совершению нацистских преступлений. Вместе с тем вину европейских католиков Иоанн Павел II не распространил на всю Католическую Церковь. Он заявил: «Святая Римская Церковь всегда выступала против антисемитизма и планов уничтожения еврейского народа, противоречащих Божественному провидению».
Секретные архивы
15 февраля 2003 г. с документов, касающихся отношений Ватикана с национал-социалистической Германией, был снят гриф секретности. В заявлении пресс-секретаря Ватикана Хоакина Наварро-Вальса говорилось, что эти документы предназначены не для широкой публики, но станут достоянием исследователей. В заявлении Ватикана было также отмечено, что значительная часть документов, относящихся к 1931−1934 гг., погибла при бомбардировке Берлина и во время пожара в здании ватиканской миссии в 1945 г. Однако в целом документы с 1922 по 1939 г. дают более или менее детальное представление о взаимоотношениях Святого Престола и руководителей гитлеровской Германии. Особый интерес представляют документы Пия XII, бывшего папским нунцием в Германии и заключившего в 1933 г. конкордат с Третьим рейхом.
Несмотря на огромное давление, Ватикан так и не открыл свои архивы, относящиеся непосредственно к периоду Второй мировой войны. Недавно автор этих строк присутствовал на одной научной конференции в Риме и имел возможность встретиться с местными историками, которые лично ознакомились с рассекреченными материалами. Из бесед с итальянскими учеными у меня сложилось впечатление, что гриф секретности был снят не со всех материалов, а лишь с тех, которые не дискредитируют Ватикан.
Рассекреченные документы преследуют главную цель — доказать, что РКЦ не была безразлична к судьбам европейского еврейства в годы Второй мировой войны. И даже выступала против политики нацистов. В качестве доказательства может быть приведена депеша (из рассекреченных архивов), которую в апреле 1933 г. государственный секретарь Ватикана Эудженио Пачелли (будущий Пий XII) направил послу Ватикана в Берлине кардиналу Чезаре Орсениго. В ней сообщалось, что руководители еврейской общины Италии обратились к Пию XI с просьбой обратить внимание гитлеровских властей на опасные последствия антиеврейских действий германских властей и выступить в защиту еврейского населения Германии. Эта депеша была составлена в достаточно осторожных выражениях. Однако Ватикан, заключив конкордат с Германией, явно не желал портить отношения с Берлином.
В ноябре 1943 г. Пий XII поручил кардиналу Чезаре Орсениго добиться встречи с Гитлером. Очевидно, что это решение было принято в Ватикане не без давления со стороны союзников. Встреча состоялась, но Гитлер категорически отказался обсуждать еврейский вопрос. Ватикан, как явствует из опубликованных документов, считал, что любые выступления Церкви в защиту евреев не только не остановят их массового уничтожения, а наоборот, лишь ускорят их. К тому же Ватикан опасался, что репрессии могут затронуть и католиков.
Судя по всему, встреча с Гитлером должна была зафиксировать для истории стремление Ватикана помочь евреям. И хотя документы из «секретного архива» ставят под сомнение ряд обвинений в пособничестве гитлеровской Германии, они, по мнению ряда историков, не дают четкого ответа на вопрос, каковы же были мотивы молчания Святого Престола в годы Второй мировой войны.
Вопрос об отношениях Ватикана и нацистской Германии еще требует тщательного исследования. Однако очевидно, что для этого должны быть полностью рассекречены все ватиканские архивы времен Второй мировой войны. До тех пор пока этого не произойдет, мы не сможем восстановить подлинную историческую картину.