Русский вестник | Алексей Сенин | 30.10.2003 |
В настоящее время на территории монастыря строится храм во имя Царя мученика и страстотерпца Николая и Царской семьи. В июне 2003 года во время празднования 500-летия преставления прп. Тихона Луховского архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий пригласил главного редактора ''Русского Вестника'' посетить это памятное место. Ниже следует беседа с благочинным Свято-Успенского мужского монастыря г. Иванова игуменом Виталием (Трубицким) о строительстве храма.
***
— Ваше преподобие, какая судьба постигла Свято-Успенскую церковь в многотрудное время ХХ века?
— После захвата власти большевиками храм в 1920-е годы был закрыт, а затем передан обновленцам. А на кладбищенской территории якобы по требованию рабочих была организована зона отдыха трудящихся. В сентябре 1933 года горсоветом рассматривалось ходатайство: ''Мы, рабочие и инженерно-технические работники Меланжевого комбината и жители соцгородка комбината горячо приветствуем организацию парка культуры и отдыха для рабочих, ИТР и детей нашего комбината на территории бывшего кладбища, но вместе с тем считаем недопустимым существование на территории нашего парка церкви и работы в ней религиозного культа. Мы требуем от наших депутатов и горсовета о скорейшем закрытии церкви и передачи здания для нужд нашего парка''. 11 ноября 1933 года было принято решение: ''Успенскую церковь как молитвенное здание ликвидировать и передать ее в распоряжение горсовета''.
Какой парадокс: рабочим вдруг захотелось на том месте, где у них похоронены родители, другие родственники, организовать зону для гуляния с детьми! А власти города сразу согласились с этим абсурдно-кощунственным требованием. В 1930-х годах на всей территории кладбища бульдозерами были срыты холмики, кресты, надгробные памятники, после этого планировщики разбили аллеи, поставили скамейки, сделали детскую карусель, построили летний кинотеатр ''Балаган'' (горел шесть раз!), обустроили танцплощадку. И началось на костях православных христиан мракобесие, продолжавшееся вплоть до начала 1990-х годов. Как пел Высоцкий — ''танцевали на гробах богохульники''… Все это называлось парк ''Меланжист'', а в народе — ''Сад живых и мертвых''.
А в самом храме разместили советское учреждение — ''Ивановская городская электрическая сеть''. Внутреннее помещение храма было разделено этажами и кабинетами, в алтаре безбожники обустроили раздевалку, где рабочие раздевались, курили, выпивали и занимались прочими непотребствами. Кабинеты же и этажи занимали различные службы ''Ивгорэлектросети''. Также в храме были устроены туалеты и душевые. Когда же, слава Богу, в 1995 году властями городами было построено современное здание ''Ивгорэлектросети'', то все их службы из храма были перенесены. Но это новое здание и рядом несколько зданий, построенных еще в 1960-х годах, в том числе близ расположенный городской бассейн и футбольное поле, размещены были на бывшем старообрядческом кладбище. При рытье котлованов для этих сооружений кости вырывались из земли, грузились на машины и увозились в неизвестном направлении. Черепами, которые оказывались на поверхности, мальчишки играли в футбол…
Что касается Свято-Успенского храма, который был передан Иваново-Вознесенской епархии властями города в 1995 году, то сначала в нем были возобновлены богослужения, потом основана монашеская община, а в 1998 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II утвержден статус монастыря. Территория же кладбища была отдана властями лишь 2000 году. Много трудов, молитв и скорбей в течение пяти лет пришлось перенести настоятелю этого монастыря — архимандриту Зосиме (Шевчуку) при очевидном противлении властей для того, чтобы это осуществилось. И вот благодаря его неусыпным стараниям тогдашний мэр города г-н Троеглазов наконец-то вернул отобранное большевиками у ивановцев.
Еще до 2001 года сюда по привычке приходила молодежь из микрорайона соцгородка. Какое название, такая и молодежь приходила. Летом под каждым кустом для них был готов и стол, и дом. Я пытался их увещевать, что здесь же кладбище православное, на котором похоронены ваши предки, и что это никакой не парк ''Меланжист'', зачем же вы безчинствуете на гробах, оскверняя их память. В ответ звучало: ''а мы так привыкли, нас еще бабушки сюда приводили кататься на каруселях''. Да, они привыкли жить безбожно. И только после того, как вокруг кладбища была возведена высокая монастырская стена, их нашествие прекратилось. И вот уже сейчас стали приходить люди поколения 1950−1960-х годов и спрашивать: ''У нас тут бабушка похоронена, нельзя ли посмотреть?''
— Какие события стали происходить с началом возрождения Православия на Ивановской земле?
— Стараниями нашего владыки Амвросия, архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского, в области было отреставрировано и построено множество храмов, а также 13 монастырей. Только в Иванове устроилось 20 монастыря и 1 подворье и открыто 27 храмов. И еще наш владыка является глубоким почитателем Царственных мучеников. В 1999 году по его благословению секретарем Ивановского Епархиального управления архимандритом Зосимой, который является и нашим настоятелем, а в настоящее время и ректором Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной семинарии, на территории монастыря начало строительство часовни в честь Царственных мучеников и страстотерпцев. В процессе строительства было принято решение о возведении храма, а не часовни, как планировалось ранее. К настоящему времени наружные работы по храму подходят к концу, осталось завершить крышу над притвором и возвести центральную главу. С проходящей вдоль монастыря улицы Смирнова к храму люди будут проходить через уникальные кованые ворота. На них надпись: ''Святии Царственнии мученицы, молите Бога о нас!''. Их также украшают искусно выкованные царская корона, двуглавые орлы (по обеим сторонам) со скипетром и державою. Ворота изготовлены предприятием ''Ивановский кузнец'', которое возглавляет Сергей Юрьевич Закорюкин. Люди, которые идут по улице, видят через верхнюю часть ворот, выполненную в виде ажурной решетки, прекрасный наш храм, создатели которого вложили в него всю душу. Это прежде всего наш владыка Амвросий и его верный помощник секретарь епархии и настоятель нашего монастыря архимандрит Зосима, с их неусыпными молитвами и неустанной энергией в его строительстве.
— Отец Виталий, расскажите подробнее о строительстве храма.
— Храм спроектирован так, что многие кирпичи нуждаются в специальном распиливании для оформления граней в каждом ряду кладки, а этих граней очень много. В результате получаются очень четкие, ровные вертикальные углы в архитектурном оформлении храма. Проект разработала Елена Борисовна Швец, местный архитектор. При этом в ходе строительства что-то постоянно обновляется. Я бы даже сравнил строительство этого храма с внутриутробным развитием человека. Царский храм развивается и рождается, окруженный лесами, подобно плоду в утробе матери, то есть происходит закладка органов и постепенно формируется тело. То же самое происходит и с храмом. Он не был изначально таким, каким стал сейчас — не было ни эскизного проекта, ни рабочих чертежей, за основу был взят рисунок маленькой часовенки, который являлся дипломной работой одной из студенток Ивановской архитектурной академии. Эта часовенка как зародыш развивается и превращается в красивый храм. Посмотрите, какие красивые линии, какой красивый орнамент, большой светлый алтарь, изящные окна! И все это выложено из облицовочного кирпича. А когда в окнах появятся изящные кованые решетки, своды и крыша покроются медью, купола украсят золотые кресты, снимутся строительные леса — вы увидите родившийся Царственный храм. И все это сделано руками ивановских мастеров под руководством Виктора Александровича Лотоцкого — потомственного строителя, когда-то работавшего в ''Ивановской реставрации''. Это удивительный специалист, прошедший путь от простого подмастерья до начальника строительства, построивший не один храм в области, а также величественную колокольню шатровым способом, не завалив ни одну грань. Недалеко отсюда, в г. Приволжске, стоит одна такая, им построенная 50-метровая колокольня храма Святителя Николая. Но вернемся к строительству храма. Алтарный свод, центральный свод под вторым светом, четыре малых боковых свода вылиты из облегченного керамзитобетона, который будет впитывать в себя влагу и сушить роспись, потому она должна хорошо держаться под сводами. Устройство внутренней части храма весьма неординарное — мы постарались избавиться от всевозможных навесок на стены. Клирос будет поднят наверх, на балкон, а вместо привычных батарей или радиаторов храм будут отапливать теплые полы, устрояемые предприятием ''Ивановская теплотехника''. Гарантия работы этих полов — минимально 50 лет. Сейчас на дворе октябрь, и храмоздатели стараются успеть завершить наружные работы к морозам.
— Кто помогает возводить Царский храм?
— Еще раз стараюсь подчеркнуть — благодаря непрестанным, неусыпным стараниям нашего настоятеля священноархимандрита Зосимы появляются доброхотные жертвователи для продолжения строительства храма и всего архитектурного ансамбля Свято-Успенского мужского монастыря. Ведь помимо храма стараниями нашего настоятеля уже построено 300 метров монастырской ограды с двумя воротами, центральный храм Успения Божией Матери заново оштукатурен и покрашен, построена грациозная звонница с 9 колоколами, заканчивается строительства братского четырехэтажного корпуса. Планируется возведение взорванной в 1930-х годах большевиками колокольни, а также последующий демонтаж всех перегородок и лестниц, обезображивающих интерьер главного Свято-Успенского храма. Что касается храма во имя Царственных мучеников, то средства на его возведение выделяет Фонд святителя Николая, возглавляемый Андреем Юрьевичем Быковым и Михаилом Ивановичем Чепелем. У нас не хватает слов благодарности за эту помощь. Молю Бога, чтобы они и впредь оставались доброхотными жертвователями, а если бы что-то у них и менялось, то только в лучшую сторону, чтобы не угасала искра Божия, которая направляет их усилия на возведение храмов, а через это на покаяние. Если все жертвователи преследуют только эти цели, а не движет ими гордыня или какие-то другие злые цели, то недалеки они от спасения своей души, и их дела — пример другим.
Мы рассчитываем, что с помощью этого фонда строительство храма закончится в декабре 2003 года, а внутренняя отделка завершится к концу будущего года. Снаружи храм будет покрыт специальным составом, создающим особо прочную пленку. У облицовочного кирпича будет подлинно живой оттенок. Это изобретение московского профессора, члена-корреспондента Российской академии естественных наук В. В. Мальцева, работающего в Гипролеспроме. Состав сделан из экологически чистых материалов.
Перед входом в храм один из уральских скульпторов — господин Исаков — хочет установить бронзовые двухметровые фигуры святителя Николая и Царя мученика Николая, которые будут держать высокий крест. Этот памятник ныне изготавливается в его мастерской.
А сейчас у поклонного деревянного креста возле храма, где захоронены косточки людей, обнаруженные нами при строительстве, по понедельникам, средам и пятницам перед иконой Царственных мучеников монастырскими священниками служатся молебны с акафистом Государю Императору Николаю и Царской семье.
— Наверное, во всех ваших делах опорой служат казаки? Так и представляется их караул при входе в Царский храм…
— Мы были бы рады, если бы нам помогали ивановские казаки. Но у нас как-то не складываются взаимоотношения. В храм они не ходят, многие не носят и крест, ''Отче наш…'' наизусть не знают. Круг проводят по утрам в воскресенье — мыслимое ли это дело?! В воскресенье утром надо быть в храме, а не на кругу. Казачьи полковники, и те ни истории Православной Церкви, ни смысла православной государственности не знают, как же они научат своих братьев-казаков? Многие нынешние казаки не просто невоцерковленные, они и не хотят становиться церковными людьми. Много раз наш настоятель отец Зосима приглашал их к нам в монастырь, готов был отвести большое помещение для их собраний (в трапезной части Успенского храма), чтобы наиболее опытные священники могли с ними общаться. Но ничего из его стараний из-за нежелания казаков не вышло. Так что нынешнее ивановское казачество находится в плачевном состоянии. А ведь без Бога — не до порога! Шашки затупятся, нагайки порвутся, ружья поест ржа, кони падут…
— Известно, что ''Иваново — родина первых Советов'', тех самых, что большевики положили в основу советской власти.
Результаты мы все хорошо знаем. Какое значение для вашего края может иметь строительство нового храма? — Тот факт, что сейчас возрождаются храмы, в том числе и этот, в честь Государя Императора Николая и Царской семьи, вовсе не говорит о том, что мы хотим добиться какого-то противостояния, мы строим его совсем не для того, чтобы как-то заявить о себе, мы просто свидетельствуем, что в России есть люди верующие, которые свои сердца и души могут вкладывать в строительство храмов, в возрождение монастырей. Какое истинное значение для России и для Церкви это имеет, знает только Бог, мы же полагаем, что это послужит на пользу и во спасение душ нашим потомкам. Когда они увидят красивые храмы, увидят, что в них трудятся молодые люди, они наверняка зададутся вопросом: почему нас там нет, и когда они придут в храмы то увидят там совершенно других людей, не таких, как привыкли видеть в обычной жизни, и может быть благодаря этим нашим стараниям в их сердцах, по милости Божией, воспылает истинная православная вера не только на Ивановской земле, но и по всей Руси.
Наш монастырь не занимаемся никакой пропагандой, его насельники во главе с настоятелем — архимандритом Зосимой несут послушание перед Богом и перед Государем, строя ему храм, служа молебны, а через это о нас потихонечку, с Божией помощью, узнают и тянутся сюда те сердца, которые искренне верят в святость Государя. Они находят здесь себе единомышленников, не занимающихся пустословием, а старающихся, по мере своих сил, выполнять дело, вверенное им святым мучеником и страстотерпцем Государем Императором Николаем.
Стараниями нашего настоятеля в ивановских городских больницах, в НИИ материнства и детства, в других медицинских учреждениях организованы больничные храмы, крестильни или молельные комнаты. Благословленные им священники посещают больных в палатах, приходят в детские и взрослые реанимации, крестят новорожденных или маленьких детей, а бывает и взрослых, исповедуют, причащают, соборуют. Все это имеет огромное значение для исцеления больных. При этом удивляет, что некоторые врачи, видя все это, зачастую сами остаются неверующими, теплохладными. Я как бывший врач свидетельствую, что наиболее закосневшими в неверии или суеверии являются именно врачи. Когда-то и я не был верующим (крестился в 30 лет), но милостью Божией в моем сердце загорелась вера, я оставил мир, оставил свою любимую профессию (врача) и пошел служить Богу. Но это совершенно не значит, что так должны поступать все врачи. Нет, в основной своей массе они должны со страхом Божиим нести нелегкий крест своей профессии и через свою глубокую православную веру просить у Бога исцеления своим пациентам, а через это и спасать свою душу.
И если не будет войны или какой-нибудь другой страшной трагедии для всего человечества, если Господь еще продлит времена, я верю — Россия возродится, в ней будет Государь батюшка и будет еще держава православная, в которой люди будут жить так, чтобы не думать об абортах, а рождаться в жизнь вечную, будут креститься, как и положено, до восьми дней и становиться верующими христианами и идти к Богу, как это было всегда на Руси.
Желающим внести свою лепту в завершение строительства монастырского храма во имя Царя мученика могут направлять свои средства по нижеследующим реквизитам:
Свято-Успенский мужской монастырь, г. Иваново, Р/с 40 703 810 600 000 004 096 БИК 42 406 701
К/с 30 101 810 800 000 000 000
в ОАО КИБ ''Евроальянс'' г. Иваново
с пометкой: на строительство храма Царя.
Святой наш Царь не оставит своей помощью и подаст царскую милость всем доброхотным жертвователям.