Русская линия
Страна.Ru Мария Свешникова23.10.2003 

В киевских пещерах
Наставления паломникам, жаждущим укрепления духа и не боящимся холода келий и пшенки, приправленной смирением, вместо обеда

Корреспондент Страны.Ru прожила три дня на территории старейшего православного монастыря. Для городского жителя, москвича, оказаться в монастыре не в результате сознательного духовного выбора — трудновыполнимая акция. К шести утра монахи Киево-Печерской Лавры собираются на ежедневную обязательную службу — полунощницу или братский молебен. Многие из них до начала службы молятся каждый в своей келии, прочитывая особое, монашеское правило (при наличии навыка чтения на церковно-славянском языке занимающее около часа). У послушников, трудящихся в монастырских гостиницах или на продаже свечей за ящиком, рабочий день начинается в 5.30.

Гостиница и трапезная

О том, что в монастыре придется поселить 40 человек, было заявлено загодя. И все-таки это спровоцировало у обслуживающего персонала ощущение приближения конца света. Вызвали всех, кто хоть когда-то работал на этом поприще, но паника только нарастала. Были затребованы несколько списков — сначала общий, затем разбивающий приехавших попарно (хотя половина номеров рассчитана на трех человек), потом еще какой-то. В результате переписи бородатые горничные в черных подрясниках предложили сложить все вещи в одну келию (номер) и прийти поселяться вечером, когда монастырская братия «всех распишет».

В первую очередь, несомненно, ужас вызывало количество женщин, которых надо было разместить в архиерейском корпусе монастыря, где мужской общежитийный уклад укоренялся на протяжении тысячи лет. Сегодня на территории Киевской Лавры женщине запрещено: проходить на некоторые участки монастыря, носить брюки, курить (мужчинам курение также запрещено) и краситься. Впрочем, с последним монахи борются настолько очаровательно, что поневоле прислушаешься: «Миленькая, ты и так красавица! Зачем тебе исправлять то, что Господь тебе подарил». Возразить довольно трудно.

По сей день значительное количество строений на территории Лавры остается в ведении музея и возвращается Русской Православной Церкви постепенно. Вот и Архиерейская гостиница отдана совсем недавно, потому и ремонт в ней сделан очень приличный. Светлые комнатки, икона Божией Матери в красном углу, деревянная мебель и. полное отсутствие условий для личной гигиены. Впрочем, в коридорах на обоих этажах расположено по комнате с одним душем и двумя туалетами. Вход в санузел мужчинам дозволен на обоих этажах, женщинам — только на первом. Телефон в гостинице есть один, но звонить даже по городским киевским номерам можно только с благословения начальника гостиницы. В конце октября в монастырской гостинице, старинном здании с классической монастырской кладкой каменных стен не топят, что приводит к ситуации, когда находится на улице гораздо приятнее, чем под одеялом, призванным укреплять тело в аскетическом подвиге. Загнать измученного путника в номер может лишь осознание, что в 23 часа все монастырские врата закрываются.

В соседнем от гостиницы корпусе — трапезной — гости (при дополнительной договоренности) могут трехразово питаться постной пищей, так как мясо в монастырских трапезных не готовят даже в праздники. Трапезная (по-светски — столовая) это вытянутая комната с двумя рядами столов и лавок вдоль стен, вся площадь которых завешана иконами. «Подавальщица» одна, и вся пища чуть теплая, поскольку еда накрывается заранее. На столах, рассчитанных на шесть человек, всегда много очень вкусного хлеба, по полчайника крайне сладкого чая, глубокие тарелки и алюминиевые ложки. Завтрак вполне соответствует древнему Уставу монастыря, по которому монахи ели два раза в день — чай и хлеб есть всегда. В отдельные дни на завтрак положена яичница, но только священникам. Остальным предлагается пшенка или макароны. Обеды и ужины гораздо более плотные, с супом. Иногда готовится десерт — та же пшенка только с сахаром. Все это лучше заедать монастырским смирением. Если такового нет — уходишь полуголодным.

Монастырь и пещеры

Описание Киевской Лавры дело совершенно неблагодарное, поскольку на сегодня опубликовано непомерное работ самого разного уровня, посвященных этому уникальному месту. Стоит лишь упомянуть, что Киево-Печерский монастырь состоит из трех сгруппировавшихся на разных плоскостях частях, окруженных единой оградой. На относительно ровном плато находится Верхняя Лавра, в которой по сей день находятся музейные здания, и лишь по самым значимым праздникам разрешено проведение служб. Здесь же на площади, возле могилы Искры и Кочубея, находится захоронение Столыпина. В первых строках завещания, написанного им задолго до смерти, было наказано: «Я хочу быть погребенным там, где меня убьют» (покушение на царского премьер-министра произошло в ложе Оперного театра Киева). На вопрос о конкретном месте могилы большая часть посетителей Лавры удивленно пожимает плечами, то ли не зная, где она находится, то ли недоумевая, кто такой Петр Аркадьевич.

На склоне горы расположились сооружения на территории Ближних пещер. Еще дальше, на значительном возвышении, разместилась группа Дальних пещер. Поскольку из-за неровности местности в монастыре нет ни одной прямой дороги, передвижение из одной части монастыря в другую примерно равно одному занятию в фитнес-центре. А от одного корпуса до другого дорога почему-то всегда идет сначала вниз-вбок, потом вверх-обратно и наоборот. Только позже узнаешь, что на заднем дворе есть какая-нибудь узенькая лазейка — непременно через помойку и кусты, вдвое укорачивающая путь.

Лаврские пещеры были вырыты в приднепровских склонах монахами-основателями Печерского монастыря, в первой половине Х? века. Общая длина Ближних и Дальних пещер свыше 500 метров. Вначале пещеры использовались монахами как жилье. Под землей были устроены и кельи и подземные церкви для молитв. С увеличением монашеской общины и постройкой наземных храмов пещеры стали местом погребения монахов.

Печерский монастырь был основан на Дальних (Феодосиевых) пещерах. Дальние пещеры более глубокие и длинные, чем Ближние, расположены частично под монастырским садиком, частично — под самим монастырем. По преданию, они существуют со времен князя Олега (начало X века), когда по Днепру пролегала торговая дорога «из варяг в греки». Дальние пещеры имеют два входа — восточный (со стороны Днепра) и западный (с Аннозачатиевской церкви). В пещерах были построены три подземные церкви: Рождества Христова, Феодосиевская и Благовещенская.

Когда увеличилось количество монастырской братии, преподобный Антоний назначил первого игумена Варлаама и уединился на соседнем склоне, где выкопал себе новую пещеру. Так были заложены Ближние пещеры. К ним из верхнего лаврского двора ведет длинная крытая галерея, с которой можно попасть в Крестовоздвиженскую церковь. Из этой церкви специальные двери ведут в пещеры. Длина Ближних (Антониевых) пещер, которые можно увидеть сегодня — 228 метров.

В пещерах сделаны кельи, ниши-аркасолии для погребений, углубленные в стены на полметра, длиной около 2 м и высотой 1 м. В Антониевых пещерах три подземные церкви. Недалеко от Антониевской церкви расположена келья, где жил основатель монастыря — преподобный Антоний. Здесь же были похоронены Нестор Летописец, один из первых известных живописцев Древне Руси Алипий, Агапит-лекарь, исцеливший князя Владимира Мономаха и другие.

В пещерных коридорах маленькие окошки — это окна келий затворников. Некоторые монахи уединялись в кельях навсегда, а вход к ним замуровывался — «затворялся». Пищу затворникам подавали через окошко. После смерти их тела оставались в затворах нетронутыми. В XIX веке для незамурованных мощей были изготовлены новые кипарисовые раки (гробницы), над каждой из которых на медных дощечках написаны имена святых. В пещерах найдено 120 погребений, 49 из них домонгольского периода.

Дальние пещеры действительно слегка удалены от центра монастыря, может быть поэтому там меньше суеты и шума, чем в Ближних пещерах. В которых, несмотря на предупредительные надписи о тишине и молитве, толпы туристов, рассматривая потемневшие таблички и мощи, оживленно обсуждают увиденное. В пещерах холодно и сыро, но царит дух свободомыслия: можно увидеть молящихся у мощей католиков или экскурсоводов, рассказывающих о демократических преобразования самостийной Украины. Но именно здесь, возле мощей прославленных святых, часть которых непосредственно принимали участие в формировании государства Российского, ощущаешь причастности к истории своей страны.

Монашеское служение

Чтобы представить себе хотя бы материалистическую составляющую монастырского уклада, стоит прожить некоторое время в том же ритме, что и остальные члены Лавры.

День обители начинается с того, что братия (монахи и послушники) собираются в шесть утра в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах на службу, называемую полунощницей. Службы в монастыре проходят ежедневно с утра до вечера — еще со времен преподобного основателя монастыря, Феодосия Печерского в Лавре принят древний общежительный устав Студийского монастыря, лишь немного преобразованный с учетом «лаврской традиции». В храм бесшумно проникают темные силуэты, растворяющиеся в алтарной части храма — монахи выйдут попарно только в конце службы. Всем пришедшим на службу раздаются помянники — толстые тетради, куда записаны имена живых и усопших, о которых в течение дня паломники подавали записки для поминовения о здравии и о упокоении. По завершении полунощницы молящиеся переходят в тот храм, где будет совершаться литургия. Зачастую служба проходит в одном из подземных храмов.

Но большая часть монашеской жизни, равно как и причины, по которым часть человечества стремится забыть о благах цивилизации, непостижима. Внешне более бессмысленного времяпрепровождения, чем подъем до зари ради молитвы о мире в себе и во всем мире, найти трудно. Собраться духом, чтобы прийти один раз — сродни подвигу. Чего стоит ежедневный выход на молитву — и думать не хочется. Идти до храма довольно далеко, очень холодно, но окрестности непередаваемо красивы.

За низенькой оградой в мутных кругах фонарного света буйствует подернутая осенним многоцветьем листва. Внизу почему-то желтеет Днепр. И ты внезапно ощущаешь себя один на один с мирозданием.

Расписание служб выглядит примерно таким образом:

6.00 — Полунощница в Крестовоздвиженском храме.

6.00 — Часы, Литургия в Ближних Пещерах.

6.40 — Литургия в храме всех Преподобных Печерских.

7.00 — Часы, Литургия в храме Рождества Богородицы.

8.30 — Молебен с одеванием шапки преподобного Марка в храме «Живоносный источник».

9.00 — Часы, Литургия в Крестовоздвиженском храме.

13.00 — Молебен с чтением акафиста в Дальних Пещерах.

16.30 — Вечернее богослужение с акафистом Божией Матери в Крестовоздвиженском храме.

17.00 — Вечернее богослужение в храме Рождества Богородицы.

Кроме того, в небольшой часовне на Ближних пещерах читается неусыпающая Псалтирь, то есть чтение псалмов происходит и днем и ночью, и служба проходит круглосуточно.

Большая часть служб проходит при активном их посещении не только паломниками, но и монахами Лавры. Кроме тех, кто не задействован на послушаниях (монастырские работы). И все же естественный интерес, как всякая тайна, вызывает образ жизни тех, кто так тщательно ее скрывает. Монахи неохотно делятся собственным укладом. Из разных разговоров удалось узнать примерно следующее: 5 — 5.30 — подъем. От 6 утра до 7.30 — братский молебен, после которого завтрак. С 8 утра начинаются послушания до 12.30. С 12.45 до 13.15 — обед. 13.30 — 17.00 — послушание, 18.00 — 21.00 — вечернее богослужение. 21.00 — 21.30 — ужин и вечерние молитвы, после которого с 22 до 23.30 — келейное молитвенное правило. С 23.30 до 5.30 — свободное время. Часто случается, что необходимо выполнять такие работы, которые не укладываются в строгое расписание, тогда «свободного времени» становится еще меньше.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru